Богу – кесарево, кесарю – Богово. Пути украинских протестантов во власть

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

Автор: Микола Малуха
Religo.ru

Постсоветские протестанты активно вливаются в политический процесс: часто путем идеологического обслуживания власти, иногда противостоя ей и еще реже строя конструктивный диалог.

Глядя на «золотой век» Реформации и оценивая роль христианских церквей в истории США, некоторые представители протестантских кругов (на постсоветском пространстве) стали пытаться активно вливаться в политический процесс, как на национальном, так и на международном уровне. Мощным мотивационным фактором явились религиозные преследования и достаточно высокий уровень ксенофобии в постсоветском обществе, где еще имеют место коммунистические мифы о «сектантах».

Попытка «номер раз»

Первопроходцем на «политической протестантской ниве» стал одиозный пастор, лидер международного союза церквей «Новое поколение» (часто именуемое «движением») Алексей Ледяев. (Интересный факт – члены «Нового поколения» не стесняются именовать своего духовного лидера «апостолом»). Выпустив в 2002 году свою книгу-манифест «Новый мировой порядок» он попытался объяснить не только целесообразность, но и необходимость участия христиан в политической жизни своих стран: для установления Божьего царства на земле. Однако дальше деклараций у Ледяева дело не пошло, хотя ошибочно в странах СНГ именно с ним ассоциируют создание Латвийской первой партии (или «партии священников»).

Наиболее резонансным фактом продвижения «своих людей» во власть стала неожиданная победа в 2006 году на выборах мэра Киева Леонида Черновецкого, обошедшего всемирно известного боксера Владимира Кличко. Тогда старший пастор (которого в будущем тоже станут именовать «апостолом») церкви «Посольство Божье» Сандей Аделаджа оказал серьезную поддержку не настолько популярному кандидату. Члены церкви были главными агитаторами среди социально незащищенных слоев, чем и обеспечили победу над боксером. Кроме мэра в церкви нигерийского проповедника были депутаты различных уровней – от районных рад до Верховной Рады.

Однако взаимоотношения политиков и протестантских служителей в Украине начались задолго до союза Черновецкого и Аделаджи. Еще в далеком 1997 году. Один из служителей харизматической церкви «Слово веры (ныне «Посольство Божье») Владимир Шушкевич благословил бывшего премьер-министра Павла Лазаренко и его партию «Громада» на политическую борьбу. Впоследствии, в 2006 году Лазаренко был осужден на тюремное заключение судом Сан-Франциско за вымогательство, мошенничество и отмывание денег
 
Первый депутат-протестант

Уже упоминавшийся Шушкевич в 1998-м становится депутатом Верховной Рады Украины от Социал-демократической партии Украины (объединенной) и негласно получает условный титул «первого протестанта в Верховной Раде». Пробыв в парламенте лишь созыв, амбициозный пастор-депутат захотел вернуть себе былой статус. По его инициативе было «достигнуто согласие о необходимости создания при Партии Регионов Духовного Совета из состава высшего руководства евангельских протестантских церквей Украины», который потом получил название «Духовный совет Украины (ДСУ)», «представлявший интересы всех евангельско-протестантских Церквей Украины». А сам Шушкевич именовал себя уполномоченным координатором евангельских протестантских церквей Украины. Вышеназваный ДСУ объединил маргинальные протестантские церкви харизматического направления (Объединение Независимых Харизматических Христианских Церквей Украины (Полного Евангелия), Протестантская церковь Украины, «Посольство Божье»).

40% протестантов поддержало Януковича

Только образовавшись ДСУ начал активную политическую деятельность. На одном из первых заседаний в конце февраля этого года Владимир Шушкевич заявил, что Виктора Януковича на выборах поддержало 3,5 тыс. протестантских церквей (всего в стране насчитывается более 8 тыс. зарегистрированных общин) и добавил: «С избранием нового президента украина получила от бога возможность достигнуть духовного, экономического, социального преуспевания».

Последующих ход событий набирал стремительные обороты. Уже через месяц председатель ДСУ В. Шушкевич по поручению президента Украины Виктора Януковича вручил именные благодарственные грамоты ряду епископов и старших пасторов объединений евангельско-протестантских церквей. В благодарности (почему-то отпечатанной не на официальном президентском, а на партийном бланке) содержались следующие слова В. Януковича:

«…Я чрезвычайно высоко ценю Вашу поддержку и помощь и надеюсь на успешное продолжение нашей совместной деятельности на пути утверждения Украины как сильного, процветающего государства – Украины для людей. Желаю Вам крепкого здоровья, жизненного благополучия, личного счастья и новых свершений на благо Украинского государства…»

Досталась заветная «грамота» и Сандею Аделадже, в которой новоизбранный президент высоко отметил роль церковного служителя в избирательной кампании
 
«Аделаджа Сандей, искренне благодарю вас за активное участие в президентской кампании 2010 года. Ваш самоотверженный труд, высокое чувство долга и гражданская позиция, проявленные в непростых условиях политического противостояния, стали главным залогом нашей общей победы…» 

Правда заместитель руководителя администрации президента Анна Герман опровергнула этот факт.

За столь активное привлечение евангельских христиан на сторону кандидата-«регионала» Владимир Шушкевич получил пост советника первого вице-премьер-министра Украины Андрея Клюева.

Подобная риторика и развитие событий вызвали незамедлительную реакцию со стороны авторитетных протестантских союзов. Совет евангельских протестантских церквей Украины (СЕПЦУ), объединяющий около 80% протестантского сообщества Украины (включает крупнейшие союзы баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, адвентистов и лютеран) выступил с осуждающим заявлением о недопустимости втягивания церквей в политическую деятельность.

 

Стремление протестантов выйти на политический олимп не ограничивалось только этими не всегда достойными формами. Перед выборами в Верховную Раду Украины и местные законодательные собрания проходили переговоры между пастором харизматической церкви «Город света» Дмитрием Масоном и крупным киевским бизнесменом Львом Парцхваладзе. Видимо до каких-то существенных соглашений дело не дошло.

«Христианский блок» идет в Раду

Годом позже накануне перевыборов в Верховную Раду в протестантской середе возникла идея создания собственной политической силы и непосредственного участия в избирательной кампании. Так возник «Христианский блок». Возглавил эту политическую силу епископ Объединенной евангельской церкви «Живого Бога» Сергей Балюк. Кроме него еще четыре человека из первой десятки являлись служителями церкви: пастор общины евангельских христиан баптистов Анатолий Кашуба, епископ донецкого региона независимых харизматических церквей Владимир Горбачев, старший пастор церкви «Эммануил» Виталий Вознюк и София Жукотанская, на тот момент являвшаяся помощником-консультантом народного депутата и пастором «Посольства Божьего». Блок с треском провалился на выборах, набрав 0,1%. Не помогла даже активная агитация среди протестантских церквей.

Есть и более маргинальные объединения, претендующие на влияние в протестантской среде. Одним из таких является партия «Праведность» во главе с Владимиром Еременко. Единственное, чем отметился господин Еременко – желанием судиться с Министерством образования по поводу преподавания в школах только теории эволюции. Кстати, в недавнем прошлом «Праведность» находилась в орбите «Посольства Божьего» и поддерживалась Сандеем Аделаджою. Но, в результате финансового скандала вокруг «Кингс Кепитал», как и многие отошел от нигерийского пастора. Сейчас «Праведность» придрейфовала к старшему епископу Собора независимых евангельских церквей Украины Анатолию Калюжному.

Равноправное сотрудничество с властью
 
Все-таки в Украине есть положительные примеры политиков и государственных деятелей из протестантской среды, которые своими профессиональными, деловыми и общественными достижениями привлекали внимание крупных политических партий.

Во время «премьерствования» Юлии Тимошенко наиболее влиятельным протестантом Украины считался Александр Турчинов, вице-премьер и правая рука главы правительства. Он старался поддерживать регулярные связи с протестантскими служителями в формате постоянных встреч. Особенно они учащались в преддверии выборов. Благодаря Блоку Юлии Тимошенко не один протестант занимал высокое положение в политической структуре страны. После внеочередных выборов 2007 года и до марта 2010 волынский бизнесмен Петр Кравчук занял пост заместителя министра транспорта и связи и председателя Государственной администрации автомобильного транспорта. Его сын Виталий Кравчук в это время руководил семейным бизнесом – украинско-немецким предприятием по транспортным перевозкам «Волынь-транс» – и был депутатом Луцкого городского совета.

В Одессе целый баптистский клан стоял во главе руководства местной партийной организации Юлии Тимошенко. Два компаньона Вячеслав Крук и Павел Унгурян успешно строили свою политическую карьеру как депутаты одесского горсовета. Второй возглавил молодежный комитет Всеукраинского Союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов и стал депутатом Верховной Рады. Павел Унгурян также является руководителем молодежного отдела Евро-азиатской федерации союзов ЕХБ. Он активно налаживает международные связи с внешним протестантским миром. В 2009 году возглавлял украинскую делегацию на очередном Национальном молитвенном завтраке в США, являющимся мощным лоббистским инструментом американских церквей и прекрасной формой коммуникации властей США с христианскими лидерами страны. Сейчас возглавляет в парламенте депутатскую группу «За духовність, моральність і здоров’я України», насчитывающую около 80 парламентариев с разных фракций.

Если Александр Турчинов покинул Кабинет министров после прихода к власти команды Януковича, то руководитель Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий Юрий Решетников сохранил свой пост. Перед этим проработав проректором в Киевском христианском университете (ЕХБ) и заведующим отдела образования Всеукраинского Союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов, с 2005 года он состоял на государственной службе, работал в Секретариате Президента, Госдепартаменте по делам религий помощником-консультантом народного депутата. До своего назначения Ю. Решетников был помощником народного депутата и одним из руководителей партии «Христианско-демократический союз» (ХДС). В марте 2009 года назначен директором департамента по делам государственно-конфессиональных отношений и обеспечения свободы совести Госкомнацрелигий, позже возглавил комитет. После того как ХДС фактически купил бизнесмен Давид Жвания, дальнейшие перспективы Юрия Решетникова в партии весьма туманны.

Именно через «религиозное министерство» правительство Тимошенко пыталось заручиться поддержкой различных конфессий, а лично господин Решетников посещал протестантские общины (в частности, киевскую евангельскую церковь «Новая Жизнь») с отчетом о развитии церковно-государственных отношений, принимавшим форму политической агитации.

Пятидесятник Василий Онопенко, председатель Верховного Суда Украины тоже сохранил свой пост после смены власти. Персона Василия Онопенко не менее интересна для биографов. На заре украинской независимости он включился в политическую жизнь. Был руководителем ряда партий, неоднократным членом украинского парламента. В 1999 году участвовал в президентских выборах, заняв восьмое место (из тринадцати) и набрав 0,47% голосов.

Протестанты в местной власти

Если на национальном уровне картина более-менее прозрачная, то относительно присутствия протестантов в местных органах власти такой ясности нет. В зависимости от влиятельности местной церкви или наличия крупных бизнесменов и известных деятелей можно говорить о политической активности протестантов. Сильное положение (благодаря социальной работе) украинского отделения церкви «Новое поколение» в г. Первомайске (Николаевская область) обеспечило им представительство в местом законодательном собрании.

Высокий уровень влияния церкви «Спасение» пастора Пилипа Савочки в Вишневом (под Киевом) соответственно отражается в высокой лояльности местных властей к «нетрадиционной общине». Меценатская деятельность (строительство дорог, частной христианской школы) владельца агентства недвижимости «ИАВИС» Игоря Гармазонова создала местным пятидесятникам привилегированного положения в городе. Баптисты, кроме упоминавшийся Одессы, имеют мощное представительство в законодательных и исполнительных органах власти на Хмельниччине.

Благодаря известности и успешности в качестве общественного активиста, молодежный пастор Собора независимых евангельских церквей Украины Сергей Терентьев имеет неплохие шансы занять место депутата ровенского горсовета.

Пути украинских протестантов во власть различны. Кто-то, благодаря идеологическому обслуживанию, обещанию мобилизации протестантского электората, «выбивает» себе преференции. Другие же представляют из себя самодостаточные персоны и получают больше, чем красивые (но ничего не значащие) титулы советников или «филькины грамоты».

http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/6564-bogu-kesarevo-kesaryu-bogovo-puti-ukrainskix-protestantov-vo-vlast.html

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: