Как богатые вошли в царствие небесное

В категориях: Общество, Церковь и власть

25 сентября 2010

Николай Дзись-Войнаровский, Алексей Потапов

 
 

Экономисты, наконец, подсчитали, почем опиум для народа

Чем ниже уровень жизни в стране, тем религия играет большую роль в повседневной жизни ее гражданина. Об этом говорят данные опроса Gallup по 114 странам. В государствах с ежегодным подушевым доходом до $2000 на вопрос: «Является ли религия важной частью вашей повседневной жизни?» – утвердительно ответили 95% населения. В диапазоне с доходом $2000–5000 религиозных людей набралось 92%, $5000–12500 – 82%, $12500–25000 – 70%, а свыше $25000 – только 47%. Нельзя сказать, что это очень новаторский вывод. Но ученые до сих пор спорят о причинах, порождающих эту закономерность.

Впрочем, интереснее всего не сама закономерность, а страны, явно выбивающиеся из нее. Посмотрим в хвост списка: Россия, Белоруссия, Вьетнам и Эстония слишком бедны, чтобы находиться там в компании с Данией и Францией. Социологи из Gallup объясняют это тем, что в перечисленных государствах долгое время господствовал социализм, при котором атеизм был возведен в ранг госполитики. Это наводит на мысль, что религия не является причиной экономических успехов и неудач. Просто в бедных странах она, как правило, помогает людям переносить тяготы жизни, а в богатых и тягот поменьше, и уровень просвещения повыше. И если развивать экономику, религиозность и бедность будут отступать сами собой.

Посмотрим с другой стороны: США, Италия, Греция, Сингапур, а также нефтяные государства Залива гораздо более религиозны, чем им «предписывает» их уровень благосостояния. Если нефтяные государства исключить легко (свое богатство они не заработали, а просто нашли под землей), то с американцами, итальянцами, греками и сингапурцами – сложнее. Они не только заработали свое благосостоянии без полезных ископаемых, но к тому же в их странах разные господствующие конфессии: протестантизм, католичество, православие и буддизм. 

Это еще один аргумент в пользу того, что для экономики важно не наличие в стране «опиума для народа» и не его «сорт», а другие вещи: например, современные институты, правильная политика и т.д. Такую точку зрения отстаивают Маркус Ноланд и Говард Пэк из вашингтонского «Института международной экономики». Они напоминают, что Макс Вебер, с именем которого связана теория о протестантской этике как источнике капитализма, говорил о буддизме как о вере, которая не поощряет конкуренцию и развитие. Однако в XX веке азиатские «тигры» доказали, что Вебер ошибался.

Ноланд и Пэк утверждают, что сейчас все шансы совершить экономический скачок появились у исламского мира: большое население, дешевая рабочая сила и огромное количество молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Если мусульмане грамотно используют свои демографические дивиденды, то аналитики будущего смогут порассуждать на тему, что причина их успеха – в исламской этике, основанной на жесткой дисциплине. Хотя на самом деле успешные нации читали не священные книги, а экономические учебники.

slon.ru

http://slon.ru/articles/456591/


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: