Конфессии России критически оценили избрание женщины главой Евангелической церкви Германии

В категориях: Общество, Церковь и власть

5 ноября 2009


Первое в истории немецкого лютеранства избрание женщины главой Евангелической церкви Германии (ЕЦГ) может осложнить ее отношения как с Русской православной, так и с Римско-католической церквами. Мнения же российских протестантов по вопросу женского священства и епископства расходятся, передает сегодня РИА "Новости".

Как уже сообщалось, епископ Маргот Кессманн из Ганновера была избрана главой ЕЦГ, объединяющей почти 25 млн немецких протестантов (более 20 лютеранских и реформатских церквей), на Синоде на минувшей неделе (28 октября), подавляющим большинство голосов (132 из 142). Кессманн 51 год, она разведена и имеет четырех дочерей.

Позиция РПЦ

"Избрание Маргот Кессманн председателем Евангелической церкви Германии является, безусловно, внутренним делом этой христианской общины. В то же время, поскольку речь идет о судьбах христианства в Европе и немецкая Евангелическая церковь является одной из крупнейших, то избрание женщины лидером этой церкви свидетельствует о еще одной победе либерального течения в лютеранстве", - сказал РИА "Новости" заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) иеромонах Филипп (Рябых).

По его словам, за последнее десятилетие у Русской православной церкви сложились очень теплые отношения с Евангелической церковью Германии, и новое назначение заставляет серьезно задуматься об их будущем.

"Тем не менее, необходимо поддержание этих отношений, чтобы Русская церковь, остающаяся верной апостольской вере, свидетельствовала перед немецкими христианами о чистоте христианства", - отметил собеседник агентства.

РПЦ, добавил он, хранит церковное предание, согласно которому женщина не может совершать священнического и епископского служения. "В Новом Завете нет никаких примеров. Апостолы рукополагали преемников - и нигде не указывается, что такое служение доверялось женщинам. А мы стараемся следовать апостольским правилам в этих вопросах", - пояснил представитель Московского патриархата.

И хотя понимание священнического и епископского служения у лютеран не совпадает с православным, само наименование женщины епископом и главой Церкви, по словам иеромонаха Филиппа, вводит верующих в заблуждение.

Католический взгляд

"Как показывает практика, рукоположение женщин во священники часто затрудняет диалог Католической церкви с протестантскими деноминациями", - сказал РИА "Новости" генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский. Концепция священства, добавил он, в протестантизме иная, чем в католичестве.

Для католиков священство - это таинство, в котором соблюдается апостольское преемство, а апостолы не рукополагали женщин. Во многих же протестантских деноминациях священство таинством не является, а женщины становятся священнослужителями. Кроме того, в латинском обряде для католического священства обязателен целибат - при рукоположении (возведении в сан) священники дают обет безбрачия.

Мнение пятидесятников

"Думаю, это не самое большое зло, которое встречается в Европе и касается, в том числе, христианской Церкви", - сказал РИА "Новости" епископ Константин Бендас - управляющий делами Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ, пятидесятников). Это крупнейшее протестантское объединение России насчитывает, по его данным, полторы тысячи зарегистрированных общин, около трех тысяч религиозных групп и в общей сложности порядка миллиона человек.

"Мы не видим катастрофы в том, что женщина может нести какое-то послушание или служение в религиозной общине. Обычно это происходит, когда мужчины не берут на себя ответственность", - добавил Бендас.

Однако быть главой Церкви, по его словам, - "колоссальная ноша, которая вряд ли под силу любой, даже самой одаренной женщине". "Ибо и Священное Писание говорит, что женщина есть "немощнейший сосуд", - пояснил собеседник агентства.

"Но мы никаким образом не будем реагировать на данное избрание и не вправе осуждать или одобрять выбор лютеран Германии", - отметил Бендас.

При этом, подчеркнул он, РОСХВЕ однозначно осуждает "либеральное отношение в ряде европейских Церквей к гомосексуализму и другим грехам и беззакониям".

Бендас сообщил, что в РОСХВЕ есть "отдельные исключительные случаи, в основном на уровне общин на местах, когда женщины несут дьяконское служение, по большей части связанное с социальной деятельностью и благотворительностью".

"Мы считаем правильным, когда в целях душепопечительства семейным парам служат семейные пары, то есть муж и жена", - сказал Бендас.

Жены священнослужителей, по его словам, могут проповедовать, но чаще они организуют различные тематические семинары (по христианской, семейной жизни, психологии или даже предпринимательству), проводят консультации для девушек или семейных пар, опекают вдов и пожилых людей.

Собеседник агентства отметил, что в советское время в протестантской среде и не только, когда мужчины-служители сидели в тюрьмах и лагерях, ответственность за общину брали на себя женщины. "Но это была скорее вынужденная мера", - добавил Бендас.

Евангелическо-лютеранская церковь России

Что касается российских лютеран, то не все организации признают и практикуют женское священство.

В крупнейшей (около 200 приходов) лютеранской юрисдикции России - Евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦ, которую именуют также "немецкой"), не один десяток священнослужителей-женщин.

ЕЛЦ имеет теологическую семинарию в Петербурге, в которой учатся женщины.

"Просто более аккуратно относимся к вопросу их священства", - отметил глава администрации Евангелическо-лютеранской церкви Владимир Кукушкин.

Женщин-епископов и кандидатур среди служительниц ЕЛЦ на возведение в этот сан, по его словам, сейчас нет.

Церковь Ингрии

Во второй по численности (около 80 приходов) в России лютеранской организации - Церкви Ингрии (называемой также "финской") - практика рукоположения женщин отсутствует. "Так как считается небиблейской", - пояснил РИА "Новости" генеральный секретарь Церкви священник Александр Прилуцкий.

Соответственно, Церковь Ингрии не считает позитивным и избрание женщины-епископа главой Церкви.

"Но мы поддерживаем отношения с различными лютеранскими церквами, в том числе и с теми, с которыми у нас нет полного согласия в вопросах вероисповедания", - заключил собеседник агентства.

 
 

newsru.com

http://www.newsru.com/religy/02nov2009/kessmann.html

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: