МИР РУССКИЙ И УКРАИНСКИЙ?

В категориях: Общество, Церковь и власть

24 августа 2010


Послесловие к визиту Патриарха Кирилла в Украину летом 2010 г.

 
 

Архимандрит Аввакум (Давиденко). Автор – клирик Полтавской епархии УПЦ МП.

 
 

Патриарх Кирилл приехал и уехал, а проблемы разности, противоречий, разделений, расколов в Украине остались. Они реальны и насущны, более того - имеют тенденцию к нарастанию расхождения исторических путей народов, и это вряд ли можно остановить. Затормозить, удержать на время можно, остановить - нет.

По всему видно, что каждый год Патриарх Кирилл будет приезжать в Украину как на бой, а под старость - как на казнь, потому что Украина бурлит и меняется не по дням, а по часам и, увы, не в сторону благорасположения к Москве. В Украине уже запущены такие механизмы, которые никто не в состоянии контролировать. События истории развиваются совсем не так, как их направляют политики, по законам общественной динамики. Каждый день все заново, не по прогнозируемому и не по писанному.

Пройдет всего несколько лет, и к власти вновь придут проукраинские силы, и опять политические лагеря поменяются местами. Как дети в домике лесника, играющие в войну и разделившиеся на немцев и русских, пока не придет лесник и не выгонит, в конце концов, всех. История - дама капризная и переменчивая, в ней ничего невозможно учредить, удержать навечно.

Церковь и мы в ней в погоне за местом в мире замотались и осуетились. Идеи "Русского мира", впрочем, как и "украинского", мертворожденны и тупиковы. Их возможно воплощать, только насаждая с помощью волевого, жесткого, "эффективного" руководства. Но от этого они делаются еще более несимпатичными, неприемлемыми для народа и, тем самым, еще более мертвыми. Насаждение и удерживание позиций всегда тупиково и проигрышно.

Как-то в дни визита Патриарха я начал в церкви на проповеди рассказывать людям о "Русском мире" - народ терпел и уныло безмолвствовал. Я почувствовал, уловил психологическую атмосферу храма. Заговорил об украинских проблемах - немножко лучше стали слушать. Это ближе. Но, в общем, более чуждой духу народному проповеди я и представить себе не мог. У меня получилось как у Фаины Георгиевны Раневской, которая об одном из своих выступлений на партийном собрании сказала: "Говорила долго и неубедительно, будто говорила о дружбе народов!" Люди в своей массе у нас давно отшатнулись от лозунгов, политических идей, хоть и носящих религиозную окраску. Они просто живут, и все. Их главные заботы - это придти на службу в праздник, помолиться о семье, здоровье, чтобы не болели и были здоровы они и их дети, о поминовении умерших, тех, кого забрали болезни и года. Вот это главные и конкретные их интересы, связанные с жизнью и смертью. Мирские страсти, устроение земной жизни, которое несет им Кирилл под видом "Русского мира", глубоко чуждо повседневной жизни нашей верующей женщины, слишком эфемерно. Кроме того, для воплощения глобальных геополитических идей амбициозных церковных политиков нас, православных, нашей верующей "армии спасения", катастрофически мало.

Мы, духовенство, выдвигаем гипотезы, "проекты" - как лучше, как правильней в политике или Церкви сделать, какие существуют "модели развития". Но выходит не по-нашему! Писатель Солженицын по возвращении в Россию написал книжицу "Как нам обустроить Россию". Этим он вынес приговор своему писательскому таланту, своей философской проницательности, потому что очень не по писанному потом все получилось. То же самое и в религии. Если сказать "Как нам обустроить церковь?", тоже получится совсем не по написанному. События развиваются непредсказуемо и совсем не так, как их прогнозируют и направляют священники или политики. И загадочно, таинственно молчит на высотах Своих надмировая Тайна - Бог.

Судя по отзывам большинства людей, как в Украине, так и в России, Кирилл - самый нелюбимый Патриарх нашего времени. Причина: очень уж выпирает в нем богатство, сила и власть. Не по Евангелию и не по житиям святых! Народ любит аскетичных, сухоньких, скромных, воздержных, таких как почивший Сербский Патриарх Павел. Патриарху Кириллу, можно сказать, в его патриаршество не повезло ни с местом, ни с временем. Кредит доверия у Церкви в отличие от свободных 90-х уже неумолимо исчерпывается. Нужны новые духовные идеи, новые религиозные прозрения, новые откровения. А с этими затасканными территориально-политическими притязаниями уже далеко никуда не уедешь. Люди, чувствуя, что их используют, уже не верят во все эти "Русские миры" и "славянские ценности". Неустроенный московский "Третий Рим" при стоящем до сих пор и процветающем Первом Риме воспринимается, особенно после Римских Пап ХХ века с их действительно продвинутыми реформами католической Церкви, как некая третьесортность.

Но ничего не поделаешь: каждый защищает те ценности, которые дороги его земле, его сердцу. Патриарх Кирилл относительно молод, заряжен энергией действия, его энергия жаждет реализации, и он действует…

По статистике роста посещаемости хорошо видно, насколько вырвались вперед на постсоветском пространстве протестантские общины, проповедующие универсальные идеи Евангелия вне всяких политических пристрастий и национальных окрасок. "Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Колоссянам, 3:11). Протестанты не занимаются сооружением разных "русских" или "украинских миров" и "цивилизационно-политических проектов"…

Украинец по своей традиции "кулак", "куркуль", частный собственник и индивидуалист, а русский считается общинником-коллективистом. Разница в их ментальности огромна. Посему украинец не пойдет ни за что ни на какие приманки и посулы Москвы, особенно после ХХ века с его революцией 1917-го и жестокими экспериментами большевиков по насаждению коллективного "счастья". Хватит этих экспериментов, довольно! Надо возвращаться к естественной жизни.

Господь в Евангелии сказал: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный". Бог бесконечно терпелив, неспешен и несуетлив. По сути, Бог вообще никуда не идет - Он уже пришел. И наша цель теперь - просто быть. Бог – это абсолютное существование, целое - словно аромат цветов летней лунной ночью - блаженство насущного бытия.

Терпение Бога бесконечно. Он действует старательно и очень деликатно. Чтобы явился на свет новый человек, Ему требуется девять месяцев. Так продолжается уже миллионы лет, и никакого "ускорения" не происходит. И сие касается не только детей: Сущее бесконечно, заботится о цветах, птицах; даже тонкой травинке уделяет бесконечное внимание и заботу. Оно не торопится. Бог существует вне времени. Если вы хотите быть с Ним, не торопитесь. Он вечно неспешен, Он здесь и сейчас, а вам всегда нужно туда-то и тогда-то бежать, спешить, злобствовать, ломать, удерживать. Вы всегда нервны, взвинчены, как стрела, а Он не похож на стрелу. Быть с Сущим, с Богом - значит быть счастливым.

Вот почему и Церковь должна "стишиться" в своих темпах. Должна оставить спешку, смуты, споры и чвары, и дать возможность бытию, жизни идти своим чередом. Должна перестать гнаться, спешить за суетным временем. Она просто обязана возвратиться к своей Божественной миссии, к чему призвана всякая религия - проповеди вечных вневременных ценностей. Не погоня за суетными политическими устремлениями, но проповедь природного, вечного и человечного. Вот ее основная миссия - то, чего от нее ждут люди!

credo.ru

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1185

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: