\”Новые поправки к Закону \”О свободе совести и о религиозных организациях\” вторгаются не только в религиозную сферу, но в свободу слова в целом\”

В категориях: Общество, Церковь и власть

16 октября 2009


Эксперт Института прав человека ЛЕВ ЛЕВИНСОН

 
 

"Портал-Credo.Ru": На сайте Министерства юстиции РФ появился проект поправок к Закону "О свободе совести и о религиозных организациях" и в Кодекс об административных нарушениях, главным образом касающихся миссионерской деятельности и религиозных групп. Как Вы прокомментируете этот документ?

Лев Левинсон: Эти вопросы давно муссируются - на протяжении последних десяти лет, не менее. Как только был принят действующий закон "О свободе совести…", об этих поправках речь идет постоянно. Вот, наконец, появилось что-то текстуально оформленное.

Как показывает опыт, появление таких документов на сайте Минюста РФ носит зачастую провокационный характер. Буквально сегодня, 15 октября, на совместном заседании двух комиссий Общественной палаты РФ по правоохранительным органам и судебной реформе и по информационной политике рассматривали проект закона о контроле над Интернетом. Он тоже появился на сайте Минюста. Те представители исполнительной власти, которые были на этом заседании, сказали, что эти проекты не имеют никакой силы. Они не рассматривались нигде, кроме Минюста. По регламенту правительства они считаются не документом, а просто мнением некоей группы, которая их вывесила. Минюст вбрасывает эти вещи.

Этот текст мне кажется настолько бредовым, что это имеет признаки провокации. Я не могу это воспринимать всерьез. Но это полезная провокация. Минюст не с дурной же головы это вывешивает, а чтобы пощупать общественную реакцию. По Интернету сегодня была очень бурная реакция. Так что это, как говорится, вилами на воде писано. Но эти поправки нельзя рассматривать как подготовленные правительством. Это сделано для того, чтобы вызвать" брожение умов" и послушать комментарии. Основная новация – это статья 18 (1), связанная с миссионерской деятельностью, и связанные с ней поправки в КоАП об ответственности за их нарушение.

У меня такое впечатление, что этот проект поправок писали настоящие атеисты, кондовые, у которых понимание религии находится на советском уровне – детсада или советской школы. Рассматривать миссионерскую деятельность как нечто, что можно регламентировать таким образом, – это просто смешно. Миссионерская деятельность – это распространение религиозных верований и убеждений. Передача одними гражданами другим информации. С точки зрения церковной – это проповедь. Хотя наша традиционная Церковь довольно прохладно относится к миссионерству, уступает таким конфессиям, как, например, Свидетели Иеговы, но миссионерство свойственно почти всем религиям, за исключением таких закрытых, как зороастризм или езиды.

В проекте они пишут, что миссионерской деятельностью могут заниматься религиозные организации и группы и от их имени, кроме руководителей этих организаций, их члены на основании выданной им доверенности. Здесь совершенно невозможно разграничить, даже если подходить с той позиции, что здесь вообще возможно что-то регулировать, живое межличностное общение и миссионерскую деятельность от имени религиозной организации. Если человек стоит посреди своей улицы или деревни и что-то рассказывает о религии или в больничной палате пытается обратить в свою веру – неважно в какую – своих соседей – он занимается миссионерской деятельностью или нет? Если это будет православный христианин из РПЦ МП, то никто его в этом не упрекнет. Даже если он скажет, допустим, пойти к Матронушке или подлезть в Измайлово под каким-то там вязом, чтобы исцелиться. А если в этой палате окажется Свидетель Иеговы или член общества Сознания Кришны, или даже католик, то будет достаточно написать жалобу главврачу и заявить, что кто-то, не имея никакой доверенности, занимается миссионерской деятельностью. Здесь же нет критерия массового распространения веры – они дают понятие просто миссионерской деятельности. Под это понятие подпадают как проповедь на стадионе, в Киноцентре, так и беседа, допустим, с двумя гражданами на улице, и раздача книг, например, кришнаитами. Это как вода, утекающая между пальцами.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1264

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: