\”Патриарх у нас достаточно светский человек…\”.

В категориях: Общество, Церковь и власть

7 октября 2010

Сенатор, депутат, поэт, телеведущая и епископ комментируют призыв Кирилла быть богатым

От редакции: Главной темой вечернего выпуска программы "24" на либеральном российском телеканале "РЕН" 4 октября стали слова Патриарха Кирилла о том, что Россия – богатая страна и быть богатым в ней просто. Журналисты "РЕН" опросили несколько политиков и медийных персон на предмет соответствия слов Патриарха их представлениям о христианской морали.

Ведущий, Михаил Осокин, ведущий выпуска программы "24": Пусть Господь помогает нам возрастать от силы к силе и становиться богаче, сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время посещения Калининграда. Богатство – порок или полезная вещь в хозяйстве?

Как отмечается в церковной литературе, промысел Божий устранил с мировой арены все православные монархии. Был расстрелян Николай II, потеряли свои троны цари Сербии, Болгарии, Греции и все остальные. Но, может быть, как раз теперь у православной идеи возникает новый шанс в развитии России по утверждению "сильной и процветающей державы". И Церковь призывает помогать этому процветанию.

Сергей Лисовский, заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике: Церковь, она же не может от общества оторваться. Да, она существует в обществе. И понятно, что Патриарх у нас достаточно светский человек. Я, в общем-то, считаю, что священнослужитель должен быть более сдержанным. Но это тоже время, которое надо пережить. В то же время, по-видимому, он имел в виду богатство не только материальное, но и духовное, которое мы тоже теряем, к сожалению. И Церковь чаще призывала именно к богатству духовному, а не материальному.

Тина Канделаки, телеведущая: Священные книги не все читают. И, скорее всего, большинство людей пользуются именно трактовками. И поэтому, в зависимости от трактовки, могут формироваться и жизненные цели. То, что Патриарх говорит, что обогащение – это важно и хорошо, - это очень важно и своевременно. Потому что это будет стимулировать людей. Люди будут понимать, что зарабатывать деньги – это неплохо, иначе зачем было менять советский строй на несоветский, если в Советском Союзе и так все были равны и не надо было думать о том, чтобы заработать больше соседа.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП: Можно представить себе ад как комнату, в которой посередине на столе стоит большая кастрюля. И вокруг сидят люди, и пытаются ложками есть эту пищу, но не могут, потому что у ложек очень длинные ручки. И поэтому они всегда голодные. А рай – такая же комната, стол, люди сидят вокруг, такие же ложки с длинными ручками… Но люди, которые сидят вокруг кастрюли, кормят друг друга. И поэтому, если человек хочет богатства для себя, - это конечно грех, и из этого ничего хорошего не выйдет. Такому человеку не войти в Царствие Небесное. Если же он хочет этим богатством помогать другим, служить другим, то это, конечно, очень хорошо и очень нужно всем нам.

Михаил Осокин: В Библии было сказано: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут". Но современная Церковь все более положительно оценивает бизнес, предпринимательство. Одна из энциклик Папы Римского несколько лет назад включила личную заинтересованность в определение человеческой природы. То есть, это не грешно. А Русская Православная Церковь приняла Свод нравственных правил в хозяйствовании, что-то вроде Десяти заповедей в бизнесе. То есть, бизнес – это вполне уважаемое занятие. Главное, чтобы при этом не страдали принципы морали. Но как добиться этого в реальной жизни?

Сергей Лисовский: У меня был феноменальный случай. Я знаю очень крупного чиновника, я знаю, что он берет взятки. И, в общем-то, он сам этого не скрывает. Живет он очень широко. И люди, которые ему дают, тоже не скрывают, что дают. Когда я прихожу к нему в кабинет… а у него там иконостас. Буквально, Вы не представляете, метров пять длиной, высотой – все в иконах, лампады, свечи, каждые две минуты он крестится… По-видимому, просто боится адских мук… Это не религиозность. Это попытка искупить свою вину. Но искупить это невозможно, вот таким образом.

Владимир Мединский, член комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству: Ничего подобного, дело в том, что это противопоставление меркантильности протестантизма и такого абсолютного якобы нестяжательства православия – это противопоставление совершенно искусственное, потому что добро, нажитое честным трудом, во благо себе, семье и обществу, всегда приветствовалось нашей Церковью, всегда приветствовалось православной идеей.

Андрей Дементьев, поэт: Если говорить людям верующим, вот я человек верующий, православный… И когда-то была такая пословица: "От трудов праведных не наживешь палат каменных". Но времена-то меняются. Можно нажить от трудов праведных палаты каменные, как? Если этот труд востребован, если он хорошо оплачиваем, если ты понимаешь, что тебя поймут, что тебя не будут притеснять, что на тебя не будут давить, что тебя не будут ставить в такое положение, при котором ты все время должен оправдываться.

Михаил Осокин: Когда основатели христианской Церкви составляли первые списки смертных грехов, греческий монах Эвагриус включил в этот список понятие "акидия" - уныние и духовную лень, примерно то же, что современный пофигизм. И сейчас церковные иерархи говорят, что надо занимать активную жизненную позицию, надо работать на благо страны, приумножать ее богатство.

Епископ Пантелеимон: Я знаю очень много людей, очень богатых, очень религиозных, очень верующих, и знаю нищих, бомжей, которые совершенно в Бога не верят, хотя и умеют, может быть, перекреститься, но которые Бога совершенно не знают. Я думаю, что это все-таки вещи, независимые друг от друга. Может быть человек бедный, жадный и не верующий в Бога, а может быть добрый человек, богатый и очень верующий.

Герман Стерлигов, предприниматель: Православных людей очень мало среди богатых людей. А суеверных очень много. И многие из них считают себя православными, даже не подозревая о том, что такое православие, не прочитав ни Священного Писания, ни святых отцов. Но называют себя православными, начитавшись всяких "Мурзилок" про Серафима Саровского или Ксению Петербургскую, которые вообще к православию никакого отношения не имеют.

Сергей Лисовский: Мы действительно имеем какую-то свою миссию в этом мире. И мы находимся на стыке Европы и Азии, и мы находимся в сложных климатических условиях. И при этом мы огромная нация на огромной территории, такого нет нигде. Возьмите любую европейскую страну. В границах города Кургана могут быть два совершенно разных языка и совершенно две разных культуры. А мы едины на огромной территории. Поэтому, по-видимому, в этом есть своя миссия. А богатыми мы никогда не будем, можете не волноваться.

(с) Стенограмма "Портала-Credo.Ru"

 
 

redo.ru

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=80088

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: