СПАСЕТ ЛИ ПОЛИЦИЯ ОТ ПАДЕНИЯ НРАВОВ? – МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

В категориях: Общество, Церковь и власть

28 августа 2010


Отметив, что ситуация с нравственностью в России обстоит хуже некуда, священнослужители не дали однозначной оценки предложению ввести в стране полицию нравов. Однако многие из них считают, что от такого государственного института будет больше пользы, чем вреда.

Представители ведущих религий России, обсуждая на днях на круглом столе в "Интерфаксе" "Закон о полиции", указали на отсутствие в стране полиции нравов, которая, по их мнению, является правовым институтом, направленным на предупреждение преступлений. С предложением создать полицию нравов выступил председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Зиновий Коган.
"У нас упущена полиция нравов, или полиция совести", - сказал раввин.
По мнению раввина, полиция совести - это та часть полиции, которая предупреждает преступление и должна заниматься защитой интересов бедных и слабых членов общества, бороться с распущенностью, алчностью и проституцией.

Нужна ли России полиция нравов? Будет ли эффективным подобное нововведение и не приведет ли оно к обратному результату, к тому, например, что нравственность начнет ассоциироваться у простых людей с полицейским контролем? С такими вопросами Regions.Ru обратились к священнослужителям.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, одобряет идею создания в России полиции нравов.
"Это, безусловно, добрая инициатива. В целом я бы ее поддержал", - сказал он, добавив, что государство должно заботиться о поддержании нравственности.
Признав возможность перегибов "и в том, что касается цензуры, и в средствах принуждения к соблюдению нравственных норм", священник назвал эти проблемы решаемыми. "Самое главное, чтобы мы не забывали, что понятие нравственности напрямую связано с Богом. Это свободное следование человеком по пути, установленным Божественным законом", - заключил отец Андрей.

Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что в православной стране полиции нравов быть не может.
"В России, как в стране православной традиции, полиции нравов исторически никогда не было. Это явление возможно, например, в исламских государствах. Но христианство может приниматься только добровольно", - сказал он. По его словам, это касается и морально-этической составляющей христианства.
Священник уверен, что "никакая полиция здесь не поможет". "Христианская нравственность опирается на высочайшее учение о любви к ближнему. И представить, что христианская нравственность будет насаждаться с помощью полиции просто невозможно. Так что, я категорически против этой инициативы", - заключил отец Сергий.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что при всех недостатках полицейского механизма сейчас сложно предложить что-то лучшее для подъема нравственности.

"Конечно, полицейский механизм, наверное, не самое лучшее средство для подъема нравственности. Но предложить что-то более изящное в нашей ситуации, по-моему, сейчас тоже никто не может", - сказал он.
"Ассоциации с полицейским контролем, конечно, возможны. С другой стороны, если в этом отношении вообще ничего не делать, не обращать внимания на нравственное содержание современной жизни, то деградация общества будет все более полной и несомненной", - уверен священник.
"В любом случае, это вопрос очень сложный. Все детали нужно тщательно продумать", - заключил отец Владислав.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает осмысленным предложение ввести в России полицию нравов.
"Профилактика преступлений – дело очень важное", - сказал он.
"Когда человек изучает закон Божий, то в его душе осуществляется своеобразная профилактика, когда свет познания проникает в его сердце. Но есть, к сожалению, люди, лишенные такой возможности. И если какая-то часть общества возьмет на себя функцию полиции нравов, если люди будут одергивать и поправлять тех, кто неправильно поступает, то они окажут большую услугу этим людям, потому что они, может быть, уже не перейдут тот рубеж, за которым человек должен нести какую-то суровую ответственность за свое преступление", - считает священник.
"Смысл в этом предложении, безусловно, есть", - заключил отец Олег.
Не уверен в необходимости введения в современной России полиции нравов директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.

"Исходя из тех условий, которые существуют в России, я не уверен, что введение подобного учреждения принесет какой-то положительный эффект", - сказал он, добавив, что сама эта идея "правильная". "Конечно, общество должно бороться с пороками. Но в условиях тех либерально-демократических настроений, которые сейчас господствуют в мире и в России, именно полицейские методы борьбы за нравственность будут восприняты большей частью современного общества однозначно негативно и как изначально проигрышные", - пояснил он.

"Другое дело, - продолжил отец Андрей, - что бороться можно другими мерами, связанными с общим оздоровлением нравственного климата в стране". Но в этом случае, по его словам, нужна четкая государственная политика. "Чему хорошему, например, научит общество подрастающее поколение, если одновременно идет реклама и здорового образа жизни, и пива с сигаретами", - привел пример священник.
"Необходимо вернуть элемент нравственного воспитания и в школу, и в систему дополнительного образования. Нужна и нравственно ориентированная политика в отношении СМИ. Ведь телевидение по-прежнему выпускает программы, пропагандирующие алчность и разврат. А современный кинематограф стал одним из главных распространителей тлетворной атмосферы", - закончил свою мысль отец Андрей.

Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на, считает, что полиция нравов нужна, даже если она окажется малоэффективной.
"Я думаю, что полиция нравов нужна. Скорей всего, она будет малоэффективной, но она все равно нужна", - сказал он. Священник уверен, что у "нормальных простых людей" появление полиции нравов не вызовет протестов. "Протестовать в первую очередь станут защитники разврата, проституции и гомосексуализма", - добавил отец Игорь, предложив вернуться к старой практике, когда подобные вещи были уголовно наказуемыми. "По крайней мере, борьбой именно с этими пороками и должна заниматься полиция нравов в первую очередь", - считает он.
При этом священник признал, что разложение нравственности зашло настолько далеко, что никакая полиция нравов искоренить пороки не сможет, а сможет бороться только с их внешними проявлениями. "Но и это было бы уже неплохо. Важно, не допустить здесь перегибов. В целом же, конечно, это проблема воспитания", - заключил отец Игорь.

 

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина игумен Лука (Степанов) полагает, что на общем фоне нравственной деградации общества инициатива создания полиции нравов выглядит горькой насмешкой.
"Такое благородное с виду предложение вызывает, как говорил Лермонтов, "насмешку горькую обманутого сына над промотавшимся отцом"", - сказал он.
"Какой может быть разговор о полиции нравов, когда до сих пор никто "наверху" не слышит вопль народа о необходимости нравственного православно-ориентированного образования! Какое может быть учреждение нового органа, соблюдающего нравственность, когда первое сентября под дудочку западной идеологии провозглашается в главных городах страны Днем прав ребенка, под видом которого в Россию протаскивается "троянский конь" ювенальной юстиции для того, чтобы погубить все остатки нравственности и благочестия, которые благодаря православной церкви в народе еще остаются", - заключил отец Лука.

Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы, священник Филипп Ильяшенко опасается, что полиция нравов станет органом для "крышевания" проституток.
"Можно создать любую структуру и как угодно ее назвать: полиция совести или полиция нравов. Но главное ведь не в форме, а в содержании. Я полагаю, что с учетом нравственного состояния служащих органов МВД новая структура в его системе будет только способствовать росту коррупции, а налогоплательщики в очередной раз "повесят себе на шею" еще одну маленькую армию бюрократов", - сказал он.
"Таким образом, основной вопрос в том, какой уровень нравственности будет присущ самим сотрудникам полиции нравов, по каким принципам будет осуществляться отбор "специалистов" в это учреждение. Если для работника такой полиции будет важно иметь высоконравственный образ жизни, то, вероятно, деятельность этого органа будет эффективной, если же нет, то такое учреждение станет очередным бездушным чиновничьим аппаратом", - заключил отец Филипп.

Муфтий Астраханской области Назымбек-хазрат Ильясов
считает, что проблемы повышения нравственности можно решать только комплексно, а не за счет создания полиции нравов. "Я полагаю, что как бы не назвали новый полицейский орган, он не сможет даже в малой доле помочь изменить морально-нравственную ситуацию в стране. Дело в том, что у нас вообще уровень нравственности общества понижен дальше некуда", - сказал он.
"Вопросы нравственности надо решать на уровне всего государства. И, на мой взгляд, первоочередной задачей должно быть возрождение ценности семьи. Надо, чтобы ребенок воспитывался в высоконравственной среде и в семье, и в детском саду, и в школе. Тогда он вырастит таким, что к нему не надо будет приставлять полицию нравов", - заключил Назымбек-хазрат.

Выразил свою поддержку идее создать полицию нравов первый заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Ханты-Мансийского округа Тагир-хазрат Саматов.
"Я считаю, что полиция нравов в нашей стране нужна", - сказал он. "Неплохо было бы, если бы в ней было задействовано больше женщин, которые, как правило, более нравственно и гуманно настроены", - подчеркнул муфтий.
"Было бы хорошо, если бы полиция нравов занималась не только проблемой алкоголизма и проституции, но и защитой детства. Такой орган мог бы следить вообще за уровнем нравственности в нашем обществе, вплоть до внешнего облика граждан. К примеру, недавно в жаркие дни можно было наблюдать совсем бесстыдно оголенных людей. Но ведь это – недопустимо. Полиция нравов в таком случае могла бы призвать человека соблюдать правила приличия", - заключил Тагир-хазрат.

Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин не поддержал предложение раввина Зиновия Когана о введении в России полиции нравов.
"Заявление Зиновия Когана выглядит экстравагантной игрой разума", - заявил он. "Какая может быть полиция нравов в светском государстве и кто будет определять понятие нравственности, оценивать поведение или поступки человека?", - удивился представитель ФЕОР.
"Что же касается проституции, растления малолетних и прочих преступлений, то у нас вполне достаточно законов в Уголовном кодексе на каждый случай такой проблемы", - заключил Борух Горин.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: