ТВОРЕНИЕ БОЖЬЕ ИЛИ ПОТОМОК ОБЕЗЬЯНЫ? ДИСКУССИЯ О ДАРВИНИЗМЕ И ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

В категориях: Общество, Церковь и власть

26 августа 2009


МОСКВА, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, кто, по мнению россиян, является самым великим ученым, какому взгляду на происхождение человека отдают предпочтение, и как относятся к идее исключения теории Дарвина из школьных учебников.  

Россияне чаще всего считают, что современная наука пока не в состоянии ответить на вопрос о происхождении человека (37%). 23% полагают, что человек создан Богом, высшими силами. С 2006 года снизилась доля поклонников эволюционной теории - с 24% до 19%. По мнению 3%, люди произошли от космических пришельцев. Наконец, 8% сообщают, что их вопросы происхождения человека их не интересуют. Чем выше уровень образования россиян, тем больше среди них сторонников эволюционной теории: 12% среди респондентов с начальным или неполным средним образованием до 22% среди тех, у кого высшее или неполное высшее образование. Последние также чаще других полагают, что современная наука ответить на этот вопрос не может (40%). Вера в то, что человек был создан Богом, высшими силами, наиболее характерна для тех, у кого начальное или неполное среднее образование (28%).  

За последние три года снизилась доля противников исключения теории Дарвина из школьных учебников - с 65% в 2006 году до 52% в 2009-м.  Как и прежде, только каждый пятый (20%) одобряет идею исключения из учебников теории Дарвина. Почти вдвое возросла доля затруднившихся с ответом на этот вопрос: с 15 до 28%. Чем старше россияне, тем больше среди них сторонников исключения дарвиновской теории из школьной программы: 16% 18-24 летних до  23% среди респондентов возрасте от 60 лет и старше. Поддержка этой идеи также наиболее характерна для последователей различных религий, кроме православия и ислама (33%). Верующие вне конфессий чаще не поддерживают идею исключения дарвиновской теории из школьной программы  (62%).  

Снизилась и доля сторонников преподавания в учебных заведениях одновременно дарвинизма и божественной теории происхождения человека (креационизма) - с 63% в 2006 году до 58% в текущем году. 16% считают, что следует преподавать только естественную, эволюционную теорию, 7% - напротив, только божественную. Доля тех, кто затрудняется с ответом на этот вопрос, возросла с 11% в 2006 году до 19% в текущем году. Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они сообщают, что в учебных заведениях следует преподавать и креационизм, и эволюционизм: 51% россиян с начальным или неполным средним образованием против 65% опрошенных с высшим или неполным высшим образованием. Среди тех, кто считает нужным преподавать только эволюционную теорию, чаще встречаются обладатели среднего специального образования (19%), а также последователи различных религий, кроме православия и ислама (24%) и неверующие (25%).  

Дарвин занимает шестое место в «народном рейтинге» великих ученых мира, деля его вместе с Леонардо да Винчи, Капицей, Курчатовым, Павловым и Поповым (по 2%). На первом месте - Менделеев (21%, в 2000 году - лишь 9%), на втором - Ломоносов (16%, 18% в 2000 году), на третьем - Эйнштейн (9%). Далее в рейтинге расположились Ньютон (6%), Королев, Сахаров, Циолковский (по 4%). По 1% набрали Архимед, Бехтерев, Галилей, Маркс, Коперник, Кюри, Ленин, Петр Первый, Пирогов, Пифагор, Солженицын, Тесла, Федоров, Энгельс. 38% респондентов затруднились с ответом.

 
 

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28 февраля - 1 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 
 

ВЦИОМ

http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11557.html?no_cache=1&cHash=ca4eb1e29b

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: