reveal@mirvboge.ru

Анатолий Гриценко: \’Большей угрозы, чем мы сами, для Украины не существует\’

В категориях: Трудные места

29 августа 2008

("Зеркало Недели", Украина)

Накануне мы встретились с главой комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолием ГРИЦЕНКО, чтобы задать ему вопросы, которыми, на наш взгляд, сегодня задаются многие украинцы.

Скажем прямо - это война'

- Анатолий Степанович, то, что мы несколько дней с ужасом наблюдали в Грузии, Запад стыдливо называет выходом России за границы миротворческой миссии. Россия же говорит об агрессии Грузии против Южной Осетии и этнических чистках. Какое определение произошедшему можете дать вы?

- Для локализации конфликта и особенно его последствий, региональных и глобальных, нужно дать оценку тому, что произошло. И уйти при этом от системы координат 'свой-чужой', потому что ситуация сложная, не черно-белая и она не может оцениваться однозначно в терминах 'агрессор' и 'жертва агрессии'.

Абсолютно прогнозируемо, что после прецедента признания Косово замороженные конфликты на территории Грузии - в Южной Осетии и Абхазии рано или поздно должны были взорваться. Они взорвались сейчас. В Южной Осетии конфликт перешел в горячую фазу, нужно это признать, решением президента Саакашвили о применении силы для восстановления конституционного порядка. Я считаю - это ошибочный и трагический по своим последствиям шаг грузинского президента. Более того, он предпринял его, не поставив в известность ни партнеров по НАТО и ЕС, ни президента Украины. Руководитель государства не имеет права на эмоциональные решения, он должен сохранять хладнокровие в любых условиях. Даже когда его провоцируют к силовым действиям, а Саакашвили провоцировали долго.

Поэтому, выражая солидарность с народом Грузии, ставшим объектом военной агрессии, я не солидарен с решением грузинского президента.

Еще месяц назад я поддерживал его мощные инициативы, направленные на нормализацию отношений с Абхазией. Саакашвили предложил этой республике немыслимо широкие полномочия и преференции: пост вице-президента Грузии, квоту для представителей республики в центральной власти, особые экономические условия для приоритетного развития региона, даже право вето на принятие отдельных законов парламентом Грузии. Предложения были отвергнуты без обсуждения. Причин, на мой взгляд, две: глубокое взаимное недоверие и ориентация Абхазии на поддержку России.

А теперь о конфликте и его последствиях. Силовая акция грузинской армии дала результат, противоположный тому, на который рассчитывал Саакашвили. Думаю, несмотря на все усилия по сохранению территориальной целостности, Грузия де-факто утратила обе республики - и Южную Осетию, и Абхазию.

- Навсегда?

- В исторической перспективе нельзя говорить 'навсегда'. Вспомним, были империи, считавшие, что будут существовать 'навсегда'. Империи распались, появились новые государства, новые союзы... Но я не вижу реальных предпосылок, чтобы в обозримом будущем - через 10, 15, 20 лет - Тбилиси смог восстановить конституционный контроль над Цхинвали и Сухуми. Это первое.

Второе. Я категорически не принимаю и осуждаю применение грузинской армией реактивных систем залпового огня - по своей территории и против своих же граждан. Даже с военной точки зрения, не системами типа 'Град' борются с боевиками и террористами. Для этого есть спецназ, в крайнем случае, точечные удары артиллерии или авиации. А реактивные системы залпового огня уничтожают все живое и разрушают все строения в зоне поражения. Такой путь восстановления конституционного порядка неприемлем. Поэтому я считаю, что должностные лица, отдавшие приказ о применении систем залпового огня, должны быть отданы под суд.

- А если это был приказ лично Саакашвили?

- Повторю: должно ответить должностное лицо, отдавшее приказ. Кто бы им ни был.

Теперь что касается действий России. Отмечу два момента. Во-первых, не российской власти призывать мир к нравственности, говоря о недопустимости жертв среди мирного населения, о геноциде и этнических чистках. На нашей с вами памяти расстрелянный решением российских властей парламент, практически стертая с лица земли Чечня и ее столица город Грозный, когда, цитируя известного российского политика, 'мочили в сортире' все, что двигалось подозрительно.

Поэтому не стоит российской власти морализаторствовать. Об этом могут авторитетно говорить руководители государств, которые смогли мирно разрешить внутренние конфликты, в том числе проявления сепаратизма. Могут чехи и словаки, мирно разделившие страну. Может и Украина, не давившая танками сепаратистов Мешкова в Крыму, не расстрелявшая Майдан и не стершая с лица земли Северодонецк...

Второе. Ответ России на события в Южной Осетии был явно неадекватным по своей силе и масштабу. Россия нарушила нормы международного права, когда ввела на территорию суверенного государства свои регулярные войска и начала против Грузии широкомасштабную военную агрессию. Такие действия трудно назвать миротворчеством, скажем прямо - это война.

Военные действия велись во всех трех сферах: с воздуха, с моря, на суше. Удары наносились по всей территории Грузии - артиллерией, а также тактической, фронтовой и стратегической авиацией. С элементами морской блокады кораблями ЧФ, активной информационной и кибернетической войны.

Замысел россиян прогнозируемо быстро поняли в другой непризнанной республике - Абхазии, и боевые действия распространились на этот регион Грузии. Вооруженные формирования Абхазии вышли за ее пределы, нанося удары артиллерией, авиацией и опять-таки - реактивными системами залпового огня. В конечном счете, на территорию Грузии Россия дополнительно ввела около двух дивизий - примерно по дивизии в каждую из двух непризнанных республик. В том числе танковые, механизированные и артиллерийские части, спецназ и десантников, с техникой и вооружением. А еще 'добровольцы', которых никто не считал.

'Военный конфликт между Украиной и Россией недопустим'

- Знаете, когда по телевизору показывали кадры из разбомбленного Гори, находящегося в нескольких десятках километров от Тбилиси, глаза невольно отыскивали на карте Борисполь, Обухов, Фастов, Васильков... Да, большинство украинцев сегодня скажет, что это бред, абсолютная фантастика, что Россия никогда не развяжет войну против Украины. Но для грузин российские бомбардировщики над Гори еще совсем недавно тоже были фантастикой. Считаете ли вы, что военная агрессия России против Украины возможна?

- Давайте не будем сами себя пугать и накручивать. Нам нужно думать, делать выводы и действовать.

- Хорошо, допустим, тех украинских экспертов и журналистов, кто высказал предположение, что Украина будет следующей после Грузии, переполняли эмоции. Но ряд западных коллег и аналитиков, в том числе и хорошо известный в нашей стране британец Джеймс Шерр, и опытнейший американский дипломат Ричард Холбрук, высказали уверенность, что, воюя в Грузии, Россия думала об Украине.

- Несмотря на ошибки на разных этапах построения отношений между Украиной и Россией, нам удалось избежать подобных конфликтов. Думаю, так будет и впредь. Невзирая на множество противоречий в различных сферах.

Очевидно, за этим стоит понимание того, что военный конфликт между Россией и Украиной - двумя самыми крупными странами Европы - стал бы настоящей катастрофой для всего континента. Причем во всех аспектах - политическом, экономическом, экологическом, энергетическом и других. Мы должны исходить из парадигмы: военный конфликт между Украиной и Россией недопустим.

Но давайте отвлечемся от конкретных государств. Да, сильная в военном отношении страна Х может попытаться подмять под себя более слабую страну Y. И может преуспеть на начальном этапе - за счет военной мощи и фактора внезапности.

Да, нужна мощная армия. Но не только. Ведь у большого государства армия все равно будет многочисленнее и сильнее. Так что, страна послабее всегда обречена? Нет. Кто сомневается, советую прочесть классиков военной стратегии - китайских, немецких, российских...

В войне побеждает не тот, у кого больше самолетов, кораблей и армейских корпусов. А тот, у кого сильнее единство собственного треугольника 'власть - народ - армия' и кто сможет разбить такой же треугольник противника. Этому много веков назад учил китайский стратег Сунь Цзы.

Нужна не только сильная армия, но, прежде всего - сильная власть, опирающаяся на поддержку народа. А если говорить о военных аспектах, то существует множество возможностей для асимметричных действий. Шамиль Басаев показал, как силами до батальона можно на длительный период отбить у большой страны с двухмиллионной армией желание продолжать войну. Я категорически не одобряю действий Басаева, приведших к многочисленным мирным жертвам, и привожу лишь потому этот вариант асимметричного ответа, что он известен читателю.

Тот, кто никогда не устоит при лобовом столкновении, вполне может сломить волю противника либо нанести ему неприемлемый ущерб асимметричными действиями.

Давайте поручим профессиональным военным отработку сценариев, которые хранятся в 'темных' комнатах, а от политиков потребуем ответственного и эффективного управления страной. Ибо на сегодняшний день большей угрозы, чем мы сами, для Украины не существует.

Мне тоже совершенно не хочется фатализировать будущее. Но на протяжении всего российско-грузинского конфликта Москва разговаривала с Киевом тоном, мало отличавшимся от тона ее общения с Тбилиси. Украину обвиняли и в том, что она вооружала Грузию, и в необъективности, и в поддержке одной из сторон, и во вмешательстве в деятельность Черноморского флота. С одной стороны, достаточно унизительно молча сносить подобные окрики. С другой - совершенно очевидно, что нас тоже провоцируют. Как Украина должна сейчас выстраивать диалог с Россией, чтобы и национальное достоинство сохранить, и не обострять отношения с северным соседом, и уж тем более, не оказаться в ловушке, в которую попали Саакашвили и Грузия?

- Как выстраивать диалог? Спокойно, профессионально и ответственно. Но для начала обеим сторонам признать, что братских отношений между Украиной и Россией никогда не было, нет и не будет.

Братскими могут быть отношения у меня с братом Виталием, гражданином России. А межгосударственные отношения братскими быть не могут, и хватит политикам на этом спекулировать. Отношения между государствами должны быть взаимовыгодными и равноправными.

Теперь о тоне заявлений россиян. Последние заявления российского МИДа написаны языком 50-60-х годов прошлого столетия, причем с косолапым дипломатическим сарказмом. 'Украина с азартом до зубов вооружала грузинскую армию, прямо подталкивая к интервенции и этническим чисткам' - провокационное, безответственное и неправдивое заявление. Я задал г-ну Лоскутову, советнику-посланнику российского посольства (посол в отпуске) вопрос: кто конкретно из украинского руководства подталкивал к интервенции и этническим чисткам? Ющенко? Тимошенко? Янукович? Богатырева? Кинах? Ехануров? Гриценко? Кто? - Никто! Это абсолютная неправда.

Характер этого и последующих заявлений отражает враждебность и неудовлетворенность, накопившиеся за многие годы. Идеологи 'Великой России' психологически не хотят признать право суверенной страны проводить собственную политику и самостоятельно определять ее приоритеты, не согласовывая их с Кремлем. Но эти приоритеты могут отличаться от российских. Не всем же строем ходить.

- Но способны ли мы для начала отстоять свои приоритеты хотя бы в вопросе базирования российского Черноморского флота?

- Мы уже говорили о том, что отношения с Россией никогда не будут братскими, но они должны быть взаимовыгодными, равноправными. Сделаем ударение на корне 'право' и уточним позиции по базированию в Украине ЧФ России. Я считаю, мы безотлагательно должны сделать шаг, предусмотренный базовыми соглашениями по Черноморскому флоту 1997 года и который детально анализировался месяц назад на страницах 'ЗН'. Шаг, о котором почему-то мало говорят в Кабмине и совсем не говорит президент.

В документе записано: начиная с 2008 года, Россия должна платить Украине за арендуемые флотом объекты согласно законодательству Украины. Законодательство нашей страны предусматривает рыночную оценку арендованного имущества и соответственно - рыночную арендную плату. На страницах 'ЗН' и других изданий эксперты ее оценили примерно в 1 млрд. долларов в год.

А что мы имеем сегодня? Начиная с 1997 года, Россия ежегодно списывала Украине по 97 млн. долларов из общей суммы зафиксированного на тот период долга. С этого, а реально - со следующего года мы можем перейти на новую систему арендной платы, но лишь в том случае, если полностью погасим долг перед Россией. Сегодня мы должны России 1,3 млрд. долларов.

Премьер Юлия Тимошенко говорит о том, что правительство, благодаря мудрой политике, дополнительно привнесло в казну более 20 млрд. гривен. Вот я и предлагаю - правительству, Раде, президенту - уже в сентябре при внесении законопроекта об изменении бюджета-2008 в обязательном порядке предусмотреть погашение нашего долга Российской Федерации в размере 1,3 млрд. И перейти после этого к взиманию рыночной арендной платы за базирование ЧФ РФ.

Да, мы потеряем в этом году, но в последующие девять лет - выиграем. И все это будет сделано правомерно, в соответствии с действующими двусторонними соглашениями. И тогда будет совсем другая логика пребывания и восприятия в Украине российского флота. Власти Севастополя и Симферополя получат огромные дополнительные ресурсы на развитие города и Крыма в целом. И никто не будет утверждать, дескать, ЧФ России содержит Севастополь. За миллиард долларов мы сами создадим в десятки, если не сотни раз больше рабочих мест в Севастополе и по всему Крыму. Если правительство не включит такую статью расходов, я не стану голосовать за изменение бюджета-2008. Даже если мой голос окажется 226-м. Это обязательно нужно сделать, и это будет равноправно и взаимовыгодно: Россия получила базу для флота, Украина - реальную компенсацию за аренду своих объектов и земли.

Остроугольный треугольник

- Снова вынуждена высказать сомнение: достаточно ли мы сильны для проведения собственной независимой политики?

- Сильная внешняя и оборонная политика может быть только тогда, когда едины страна и общество, сильна и едина в своих действиях власть, боеспособна армия - помните треугольник, начерченный китайским стратегом?

Что же мы наблюдаем у нас, когда идет война между двумя стратегическими партнерами Украины и в эту войну втягивают наше государство?

Начнем с парламента, первой ветви власти. Понимаю, период отпусков. Но эта причина может объяснить задержку на один-два дня. Но проходит три, четыре, пять дней, а лидеры ведущих политических сил, представленных в парламенте (кроме КПУ), так и не заявили свои позиции в отношении войны.

Не так важно, какими бы они были - позиции Юлии Тимошенко, Виктора Януковича, Владимира Литвина, Вячеслава Кириленко - важно их иметь. Это же политические, а не бизнес-лидеры, правда? Нет позиций лидеров партий - нет смысла даже говорить о выработке единой позиции Рады. Ждем до сентября?

Теперь о президентской вертикали и исполнительной власти. Нам в целом известна позиция президента как главы государства, она выражается заявлениями МИДа. К большому сожалению, президент немедленно не собрал Совет национальной безопасности и обороны, который он возглавляет. Не отозвал из отпусков секретаря СНБОУ, всех министров, руководителей спецслужб и правоохранительных органов, входящих в состав Совета, равно как и руководителей военной разведки и пограничной службы, главу собственного секретариата.

Результат - никто не организовал четко скоординированную круглосуточную работу в режиме ситуационных комнат на межведомственном уровне. Не упорядочены потоки оперативной информации, отсутствует системный анализ всей поступающей информации с выходом на варианты действий - просчитанные, согласованные, реалистичные.

Поэтому от имени государства озвучиваются заявления и требования, выполнение которых оно, государство, неспособно отстоять и обеспечить. Решение о недопуске на базу в Севастополь кораблей ЧФ России выполнить можно, разными способами, но - готов ли президент Украины, отдавая приказ, нести потом ответственность за вполне прогнозируемые негативные последствия такого шага?

Поэтому одна из разведок 8 августа (!) письменно докладывает наверх, что все спокойно, когда во всем мире уже знают, что на Кавказе идет война.

Поэтому вместо неподписанных постановлений Кабмина в спешке принимаются указы президента. И тут же чиновник СП вбивает клин в одну из граней треугольника - в единство власти, доверительно рассказывая всему миру, кто из членов правительства не подписал согласованное по переписке решение СНБОУ. Война войной, а конкурентов на следующих выборах надо 'мочить' заранее. А вице-премьер тут же посылает (кому?) месседж, дескать, Кабмин будет выполнять только технологичные указы. А на следующий день другой чиновник СП добавит к вопросу о единстве власти - 'мочить', так по-взрослому, обвиняя членов правительства в пособничестве другому государству.

А как там еще одна вершина треугольника - армия? Армия ждет обещанных и не выданных денег (изменения в бюджет не приняты) и еще громче обещанных, но без шансов на получение, 8000 квартир (провальный отчет за подписью Еханурова имеется). Армия наперед доедает уже ноябрьские средства на продовольствие, дожигает остатки топлива, закупленного по цене намного дороже, чем можно купить на заправках (акт ГлавКРУ имеется). И при всем при этом армия помогает людям: наводит мосты и спасает от наводнения.

Но главное не это, главное - парад! Так приказал главковерх. Неважно, что деньги сняли с боевой подготовки, неважно, что гусеницами порвем асфальт (на изготовление резиновой обувки нет времени, решение-то принималось не заранее, а как обычно), неважно, что Киевская госадминистрация не дала 'добро' на пролет военных самолетов над столицей. Все это неважно, выбьем и пробьем - парад! При любой погоде, даже если на половине территории - как говорит президент, 'второй Чернобыль', а у границ - война.

- Но ведь нам действительно необходима сильная армия. Хотя еще недавно СМИ дискутировали, нужна ли Украине армия вообще?

- Теперь сомневающихся будет меньше. Чтобы создать сильную армию, ничего нового не нужно изобретать. Во-первых, надо выполнить Государственную программу развития Вооруженных сил Украины на период до 2011 года, которая была разработана в Минобороны, согласована двумя правительствами (Тимошенко и Еханурова), поддержана членами СНБОУ и введена в действие указом президента.

Программа в полном объеме не выполняется. Прежде всего, из-за недостаточного финансирования. Премьер обещала выделить армии 2% ВВП, выделила - чуть более 1% ВВП. Значит, программа будет сорвана. Не будет технического переоснащения армии на современные системы вооружений, прежде всего отечественные, которые уже может производить наш ВПК.

Во-вторых, нужно выполнить Программу перехода ВС на контрактный принцип комплектования. Она тоже срывается. Уже понятно, что без авральных мероприятий в оставшиеся полтора года Ющенко не выполнит предвыборного обещания - создать профессиональную контрактную армию до конца 2010 года.

В-третьих, необходимо выполнить Программу развития сил специальных операций. К слову, это был последний документ, который я подписал на посту министра обороны в декабре прошлого года. Данная программа стала итогом годичной работы Минобороны, Генштаба, ГУРа, командиров частей и просто опытных офицеров спецназа.

Силы специальных операций - это наиболее боеготовный компонент наших Вооруженных сил. В частях спецназа и боевых группах даже логика, дух и этика взаимоотношений строится на принципах, которые я планировал распространить на будущую профессиональную армию. Там нет показного чинопочитания. Малочисленная боевая группа должна выполнять задачи автономно, в отрыве от базы, в экстремальных условиях, в том числе на чужой территории. Поэтому каждый боец зависит от других, независимо от воинских званий, и общий результат зависит от каждого бойца, как успех, так и срыв выполнения задачи. В частях спецназа культивируются такие качества, как самостоятельность в принятии решений, ответственность, дерзость и готовность идти на риск. Солдаты спецназа, не говоря уж о сержантах и офицерах, ходят с прямой спиной, в отличие от бойцов регулярных частей, которые с советских времен передвигаются на полусогнутых, обученные шагать строем, отдавать честь, убирать территорию, красить бордюры, обходить стороной начальство и лишь поверхностно - собственно воинской профессии.

Вынужден констатировать, к большому сожалению, выполнение Программы развития сил спецопераций министр Ехануров сорвал. Это не вопрос бюджета или Кабмина, это именно вопрос Минобороны в рамках того бюджета, который выделен. На этот год предусматривалось дополнительно 300 млн. гривен на спецназ. Когда я подписывал программу, все в Генштабе и в Минобороны четко понимали, что каким бы ни был общий бюджет Минобороны, деньги будут выделены кровь из носу. Даже путем сокращения расходов по другим направлениям.

Потому что части спецназа способны тактическим подразделением выполнять задачи, без преувеличения, стратегической важности. Это элита армии. Они способны действовать на суше, с воздуха, из-под воды. Группа из четырех-пяти человек способна блокировать любой штаб, пункт управления, аэродром или порт противника, захватить пусковые установки ракет. Это профессионалы, способные выполнять асимметричные действия, в том числе за пределами территории страны. Чтоб убедить агрессора, кем бы он ни был, что продолжение агрессии против Украины чревато для него серьезными проблемами на собственной территории.

И вот такая важная программа была сорвана! На начальном этапе планирования в Генштабе и Минобороны, когда был утвержден бюджет, на нее выделили вместо 300 примерно 160 млн. (на бумаге), а по факту - вдвое меньше. Не будут закуплены современные системы связи, оружие и боеприпасы, парашюты...

Почему? Да потому что отсутствует профессионализм и ответственность. В Украине нет министра обороны, есть министр избыточного военного имущества. Из пяти его замов лишь один профессионал, понимающий армию, да и тому отведены вторые роли (может, потому что несколько месяцев работал в моей команде?). Остальные четверо - люди, разбирающиеся в финансовых ресурсах и в избыточном имуществе. Никто из руководства Минобороны, при молчаливом Генштабе, не сказал президенту, что выделить деньги на развитие сил спецопераций - это намного важнее для обороны страны, чем проводить парад (более 80 млн. гривен) и строить в Батурине еще один, 18-й по счету лицей (50 млн. в текущем году на документацию и сотни миллионов - в следующем на строительство). Мне удавалось сдерживать воздействия извне и развивать те компоненты армии, которые гарантируют безопасность страны и ее граждан, а не символические атрибуты, которые имеют третьестепенное значение для страны.

Не стану продолжать примеры неэффективных действий или преступного бездействия власти в критических для страны условиях. Главное понятно - государственная власть не то что не сильна - она не работает, а если и работает, то чаще на негатив.

А нам сегодня, как никогда, нужна государственная машина, которая ставит цели, а не рефлексирует; защищает национальные интересы, а не рейтинги; постоянно отслеживает тенденции развития и вызовы внутри страны и за ее пределами, чтобы потом аврально не давиться кусками запоздалой и непривычной информации...

Пока имеем только развал, без схождения, во всех ветвях и по всей вертикали власти, рассчитывать на сильную внешнюю и оборонную политику не приходится. Нас 'разводят' и дальше будут 'разводить'. И сильные, и слабые.

'Цивилизованный мир сегодня как никогда слаб'

- Так что же, мы самые слабые в этом мире?

- Сегодня мы больше говорим о войне между Россией и Грузией. Но, поверьте, кроме пылающего сегодня Кавказа есть глобальные мировые процессы. Их анализ показывает, что не такие войны и не такого рода угрозы станут настоящим вызовом для цивилизованного мира. Осмелюсь утверждать, что цивилизованный мир сегодня слаб, как никогда! А угрозы ему - наоборот, сильны, как никогда. И очень надеюсь, что в борьбе против этих угроз нынешние участники конфликта, и Россия, и Грузия, будут стоять рядом, по одну сторону, как бы маловероятным это ни показалось сегодня.

Мы можем провести на карте полосу от Северной Кореи, через Пакистан, Афганистан, Ирак, Иран, Ближний Восток, Судан и закончить на Балканах. Это будет не единственная, но наиболее опасная конфликтная зона. К слову, увлеченные событиями на Кавказе и Олимпийскими играми, мировые и отечественные СМИ забыли о том, что в Пакистане запущена процедура импичмента президента. Чем она закончится? Известно, что стабильность в этой стране держится на генерале Мушаррафе. И во многом стабильность в соседнем Афганистане, на границе с которым Пакистан на протяжении нескольких лет удерживает группировку более 60 тысяч человек, прикрывая границу. И не только от наркотиков. Погибло уже более тысячи пакистанских солдат. Может возникнуть серьезная проблема во взрывоопасном регионе. В Украине об этом даже не говорят.

В упомянутой взрывоопасной полосе есть все: замороженные, тлеющие и огнем горящие конфликты; неподконтрольные властям транснациональные террористические и криминальные группировки; огромные финансовые ресурсы; ядерное и другие виды оружия массового поражения, их технологии и компоненты; огромное количество наиболее опасных обычных средств поражения; процветает мировой наркобизнес. Там стоят войска многих стран, там неэффективны правительства, там каждый день новые теракты и человеческие жертвы.

Самое главное, боевые группировки не отягощены демократическими ценностями и готовы жертвовать людьми не только чужими, но и своими, тысячами и десятками тысяч. Они готовы к самым решительным действиям по всему земному шару. Угрозы серьезны. Для любой страны. Даже для самой сильной. Кстати, США неоднократно моделировали локализацию угрозы применения компонентов биологического оружия. Итог каждый раз один - миллионы жертв, собственными силами локализовать угрозу невозможно. Это США! А Украина, Грузия, Россия?

А теперь посмотрим, что там с другой стороны - в цивилизованном мире? Каков он сейчас? Так вот я утверждаю, что он слаб как никогда. Почему? Назову четыре самых важных, на мой взгляд, фактора.

Первый. Все развитые, стабильные демократические страны на выборах, будь то президентских или парламентских, голосуют примерно пятьдесят на пятьдесят. По-другому и быть не может в стабильной стране. Возьмем Западную Европу, США или даже Украину. Здесь нельзя на выборах кому-то получить 80-90% голосов, то есть полнейшую поддержку. Это возможно лишь в авторитарных режимах, либо в странах на переломных этапах истории. В остальном мире - пятьдесят на пятьдесят. О чем это говорит? О слабости и политической уязвимости высшего уровня - политического руководства страны. И чем ближе к выборам, тем оно уязвимее и слабее.

В такой ситуации очень сложно принимать важные, ответственные, непопулярные решения. А именно таковым будет решение об отправке своих войск в опасный регион. Еще сложнее держать удар, когда в страну возвращаются тела погибших, направляя при этом в зону конфликта миллионные, потом миллиардные ресурсы. Думая о выборах, ежедневно под прессом критики СМИ, оппозиции...

Очевидно: отправку войск в Ирак, что наших, что польских, население не поддерживало - более 70% было против. Очень сложно на высшем политическом уровне (президент, правительство, парламент) принимать такие решения. Мы видели, как после выборов в отдельных странах ЕС и НАТО, например в Испании, миротворцы выводились немедленно - через две недели. (К слову, Украина вывела свой контингент постепенно, в течение года.) То есть высший политический уровень очень уязвим. Особенно, когда страна подходит к выборам. Это вид¬но сегодня и в Соединенных Штатах.

Второй. Опускаемся на следующий уровень - военно-политический. Уровень министров обороны. Я работал на посту министра два года и десять месяцев. Когда уходил, на своих должностях продолжали оставаться лишь пять из примерно 40 министров обороны, с которыми я начинал работать. В Беларуси, Азербайджане, Таджикистане, Турции и Дании. В остальных странах министры поменялись, кое-где по нескольку раз.

Во многих странах на должность министра обороны назначают (такова практика в цивилизованном мире) людей из сферы медицины, финансов, культуры, журналистики. Экзотический случай был в Испании: там министром обороны назначили женщину на седьмом месяце беременности. Кто-то может представить ее трудоспособным министром в случае, если возникнет конфликт и необходимо будет работать по 24 часа в сутки много дней подряд?

К чему я клоню? При слабом высшем политическом уровне следующий уровень - министров обороны, который должен предлагать высшему руководству страны варианты просчитанного и выверенного по последствиям военно-политического решения, уметь отстоять наиболее оптимальный вариант - этот уровень не готов к такой роли. Объективно. Значит, полагаются на военных.

Третий. Следующий уровень - высшее военное руководство - как правило, начальник генштаба. Давайте зададим вопрос: в каких странах эти люди - генералы со многими звездами - имеют личный опыт планирования, развертывания и боевого применения войск? Не полка или бригады, а значимой общевойсковой группировки? Тоже можно по пальцам сосчитать: США, Россия, Турция, Израиль, Британия. И практически все. Остальные читают учебники, как правило, написанные по анализу предыдущих и чужих войн. Значит, рассчитывать на твердые профессиональные рекомендации военных в сложный момент высшее руководство страны тоже не может.

Четвертый фактор - низкую эффективность международных организаций, недостаточную оперативность в принятии решений - мы уже обсуждали. Добавлю лишь, что сила демократии имеет и значимые слабые стороны. Ведь самые демократические из альянсов строятся на принципе консенсуса, и решение того же НАТО может заблокировать одна-единственная страна.

А теперь вспомним еще раз, кто может бросить вызов стабильному, мирному, спокойному, небыстрому в принятии решений цивилизованному миру? Они готовы уничтожать тысячи людей и тысячами гибнуть сами. Чтобы доставить смерть на чужую территорию, им не нужна огромная машина логистики, биотуалеты, кондиционер в казарме и пять видов мороженого на обед. С горстью риса, лишь бы было оружие, они неделями перемещаются по любой местности. И главное - обучены и готовы действовать асимметрично, нанося удары по самым болевым точкам развитого демократического общества.

Убежден, лидеры демократических государств должны как можно быстрее осознать и признать уязвимость и слабость как отдельных стран, так и международных организаций. Возможно, им легче будет сделать это именно сейчас, после конфликта между Россией и Грузией, когда некоторые слабости вышли на поверхность.

А что Украина? Наши лидеры и в стране, и за рубежом говорят об одном и том же - о коалиции, выборах... Серьезные региональные и мировые проблемы либо не осознаны, либо вообще никогда не интересовали.

'Мы не должны менять ценности на цены'

- Вы собирались вернуться к энергетическому аспекту.

- Дело в том, что страны ЕС и НАТО обеспечивают свою безопасность коллективными усилиями, а переговоры с 'Газпромом' проводит каждая страна отдельно. И вот тут для одних вызов, а для других (включая наше правительство) - соблазн поменять ценности на цены. Стратегические цели, демократические ценности - на дешевый газ на конкретный год, под конкретные выборы, под конкретного премьера или президента.

Я не хочу, чтобы Украина меняла ценности на цены. Мы это уже делали не раз. И видели, чем это закончилось. Дешевого газа не бывает. Остаток цены все равно доберут по закрытым схемам и путем установления контроля над нашей экономикой.

За независимость своей страны нужно бороться и нужно платить. Если мы не желаем ползать на коленях, а хотим ходить с ровной спиной, значит, придется платить рыночную цену за газ. Она все равно станет таковой независимо от того, что заявлял или не заявлял президент, или почему промолчала премьер, наблюдая за войной на Кавказе.

К этому надо готовиться. И делать это не в состоянии шока. Понятно, что тема газа приобрела фаталистическое звучание (мол, экономика и социальная сфера рухнут) в значительной степени из-за того, что именно на газе были заработаны и продолжают зарабатываться миллиардные капиталы. Газовое лобби очень сильное. Именно оттуда исходят наибольшие метастазы коррупции. Независимо от того, кто президент и кто премьер.

Выскажу мысль, которую сегодня разделяют немногие, но очень скоро будут разделять большинство думающих людей. На самом деле, при разумной политике нашей власти цена на газ не имеет для Украины принципиального значения. Она не будет заоблачной, она будет рыночной. Да, она будет намного выше, чем сейчас. Но давайте посмотрим на эту проблему не через призму страха, а хладнокровно, и оценим, что есть у нас, чего нет у других стран в этой сфере.

Первое. У нашей страны есть собственный газ - более 20 млрд. кубов ежегодно. Чего нет у большинства стран Европы.

Второе. У нас есть стратегическая труба, на которую после конфликта в Грузии обратят еще большее внимание. Такой трубы нет у большинства стран Европы. И хочу напомнить, что эта труба давала в наш баланс газа в 2004-2005 годах дополнительно до 28 млрд. кубов газа (для сравнения в текущем году - лишь 9 млрд.).

Третье. У нас есть подземные хранилища газа. Их тоже нет в большинстве стран Европы. И это тоже плюс в наш газовый баланс.

Четвертое. У нас есть уголь, примерно на 400 лет. Со всеми проблемами этой отрасли, но и со всеми ее потенциальными возможностями. Таких запасов угля тоже нет в большинстве стран Европы.

Пятое. У нас есть атомная энергетика. Ее нет в очень многих странах Европы.

Шестое. У нас есть гидроэнергетика благодаря мощным рекам, которых нет в очень многих странах Европы. А была еще малая гидроэнергетика. Ее, к сожалению, заморозили или разрушили, но в свое время она обеспечивала электроэнергией целые районы. И ее можно восстановить.

Седьмое и, возможно, самое главное. У нас энергопотребление на единицу вырабатываемой продукции в четыре-шесть раз выше, чем в развитых европейских странах. И это огромнейший резерв для уменьшения потребления газа - начиная с ЖКХ, с каждой квартиры. Чтобы прекратить греть трубами землю, поставить регуляторы на батареи, а не открывать форточки зимой.

А теперь вопрос: имея то, чего не имеет большинство стран Европы, мы не выживем, пропадем? А как они выжили, и не просто выжили, а нормально и зажиточно живут?

Рыночная цена на газ (а другой и не будет вскоре) станет огромным стимулом для снижения энергопотребления. Никакое решение Кабмина не будет большим стимулом, чем высокая цена. Потому что каждый, от бизнесмена до обычного гражданина, задумается, как отапливать свой дом или квартиру, и начнет экономить.

Так что мы не в слабой позиции. Вдобавок к сказанному, нам нужно четче очертить роль государства. Не должны наши высокие чиновники, министры и президенты ползать на коленях на переговорах, добиваясь низкой цены на газ для людей, которые увеличивают свое состояние ежегодно на пять-десять миллиардов. Пусть эти люди заплатят рыночную цену, это им вполне по карману.

Безусловно, государство будет им помогать как структурам, создающим рабочие места и приносящим деньги в бюджет в виде налогов. Но государство не должно договариваться о цене на газ для бизнеса. Пусть покупают на рынке. И многие из них делают это уже сегодня. А некоторые и трубу свою имеют. Товарищи из 'Миттал Стил', господа Фирташ, Ахметов, Пинчук и другие продают свою продукцию на мировом рынке по мировым ценам. При этом они не платят своим рабочим зарплату по мировым стандартам. Есть резервы рентабельности, прибыльности. Пусть покупают газ по рыночным ценам. А государство будет обеспечивать то, что должно: бюджетную сферу и ЖКХ. На какой-то период государство, возможно, поддержит кредитами наиболее уязвимые отрасли экономики.

Помните, сколько говорили, что если цена на газ будет больше 130 долларов, то вся экономика рухнет? Сегодня ей поставляют газ по 296 долларов. Многое не рухнуло. Где-то уменьшилась рентабельность. А вот там, где рухнуло, должна помочь страна. И за короткий период - три-четыре года - мы сможем забыть о теме газа. Я уже не говорю о резервах, которые мы вскрыли бы, проведя ревизию месторождений, проверив, кто ими распоряжается, какие из них законсервированы и добыча может быть возобновлена, проверить, чей газ находится в подземных хранилищах, кто и куда его экспортирует. Серьезно, а не через полузакрытые и явно неэффективные механизмы разрабатывали бы газовый шельф. Не с 'Венко', а с серьезным инвестором.

Нам нужно становиться сильнее, и тогда ПДЧ будет вторично. Тогда чей-то диктат будет вторичен. Если, конечно, мы хотим быть самостоятельным государством.

Иносми

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: