Арктика: земля Апокалипсиса или будущее Эльдорадо?

В категориях: Трудные места

Вопрос о возможности войны в Арктике оказался в центре стратегических дискуссий о безопасности в XXI веке, пишет Les Echos. Из-за ускорившегося таяния льдов Северный полюс уже к 2030 году, возможно, избавится от ледяного покрова, по крайней мере, на летнее время. Многие эксперты убеждены, что к 2015 году начнет функционировать Северный морской путь, позволяющий сократить время в пути между Азией и Европой на две недели. Арктика также богата минеральными ресурсами. Кроме того, таяние льдов откроет доступ к сказочным запасам рыбы.

В этом контексте становится понятным возбуждение, царящее в генштабах граничащих с Арктикой стран. Особенное беспокойство вызывают кажущиеся завышенными территориальные претензии России, недавно с большой помпой установившей свой флаг подо льдами Северного полюса, подчеркивает автор статьи. В ноябре этого года министр обороны США Роберт Гейтс выступил за более тесное сотрудничество с Канадой в этом регионе, "чтобы усиливающаяся активность России в Арктике не привела к просчетам и ненужным трениям".

В отличие от Антарктики, охраняемой международной конвенцией как территория научных исследований и мира, покрытая льдом Арктика не подчиняется международному регулированию. Более того, в соответствии с международной конвенцией по морскому праву, суверенитет прибрежных государств может распространяться на 200 морских миль от их берегов и даже дальше, если они смогут доказать, что морское дно является естественным продолжением их континентального шельфа. На этом основании Норвегия уже добилась расширения территориальных вод, а Россия претендует на контроль над 37% покрытых льдом вод. Если удовлетворить требования каждой страны, только 10% моря будет свободно от территориального контроля, подчеркивает издание.

Одного только открытия Северного морского пути достаточно для изменения геополитического расклада сил, отмечает автор статьи. Если вместо Суэцкого канала основной поток товаров из Азии в Европу пойдет через Арктику, Египет лишится своего главного источника доходов, что станет фактором нестабильности в Египте и на всем Ближнем Востоке, полагает член правления Maersk Line Стивен Кармел. Кроме того, полярный путь повысит конкурентоспособность китайских товаров. "Именно последствия для мировой торговли изменят мир и, возможно, спровоцируют конфликты, а не добыча дополнительных баррелей нефти в Арктике", - полагает Кармел.

inopressa.ru

http://www.inopressa.ru/article/08Dec2009/lesechos/arctica.html

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: