Авторитет Библии в современном богословии
В категориях: Спаси и сохрани
Джон Э. Уитмер
Авторитет Библии - вопрос, с которым неизбежно сталкивается каждый христианский труженик, и который требует рассмотрения и принятия решения. Никакой служитель не может выйти за кафедру, чтобы проповедовать, или пользоваться Писанием в пасторском служении, чтобы наставлять, утешать или увещевать, если только он не поставит и не решит для себя такой вопрос: "Каков авторитет Библии?" Роберт Клайд Джонсон открывает, какую борьбу он, как пастор, испытывал в связи с этим вопросом, когда только приступил к изучению этой сферы
Однако, вопрос об авторитете Библии свойственен не только богословской обстановке двадцатого века. Этот вопрос в той или иной мере постоянен для христианской церкви. Это особенно верно для протестантской ветви христианства. Как говорит Джонсон, "сам дух протестантизма… вынуждает снова и снова обращаться к этой теме как к новому вопросу при каждом значительном шаге в постоянном развитии богословской мысли"
Его важность сегодня
Однако, в определенном смысле вопрос об авторитете Библии особенно важен для двадцатого века. Опять Беркувер провозглашает: "Вопрос об авторитете, несомненно, это одна из важнейших проблем нашей эпохи"
На это есть по меньшей мере три причины. Во-первых, это конфликт между приверженцами полного авторитета Библии и сторонниками независимости человека. Это просто еще одно название для продолжающейся битвы между религиозным либерализмом и ортодоксальным христианством - легко узнаваемое противостояние фундаменталистов и модернистов. Либерализм попытался похоронить этот конфликт как уже мертвый, но тело совсем не желает лежать спокойно.
Во-вторых, это попытки со стороны многих церковных деятелей, находящихся под влиянием нео-ортодоксии, построить новое библейское богословие. Для такого построения основополагающее значение имеет вопрос об авторитете Библии. Они не могут оставить Библию в центре христианской веры и служения, пока будут принимать так называемые открытия библейской критики без возражений по этому вопросу. Миллар Берроуз говорит, "что для библейского богословия Библия - нечто большее, чем источник исторических сведений. Мы ищем в ней твердого руководства и вдохновения для себя и для людей, которым мы призваны служить"
Третья причина важного значения вопроса об авторитете Библии в наши дни - это крайняя нехватка определенности, что еще больше увеличивает желание иметь какой-нибудь авторитетный голос. Такая нехватка была отмечена почти четверть века назад Уолтером Липпманном (Walter Lippmann) в книге «Предисловие к нравственности» (A Preface to Morals). Тогда все ограничивалось в основном религиозной сферой, что было смертоносным последствием распространения модернизма, но это внесло определенный вклад, как говорит Берроуз, в "повсеместную нужду в проповеди с авторитетом"
Эти факты подчеркивают важность данного вопроса, его стратегический характер сегодня и необходимость для всех христиан, твердо придерживающихся принципа sola Scriptura, со всем вниманием рассмотреть предмет авторитета Библии в современном богословии.
Сферы согласия
В текущей богословской обстановке существует сфера согласия в области религиозного авторитета. Первый факт заключается в том, что окончательный авторитет в богословии - это Сам Бог. Дж. Кемпбелл утверждает, что "высший… источник какого бы то ни было авторитета - это Сам Бог"
Также существует общее согласие, что Господь Иисус Христос необходимо и неразрывно связан с авторитетом Бога. Хотя нет согласия, как именно Господь Иисус Христос обладает этим авторитетом и сообщает о нем, но факт Его авторитета остается. Канлифф-Джонс, например, заканчивает свое исследование главой "Иисус есть Господь", в которой говорит: "Убежденность в том, что Иисус есть Господь - это та фоновая убежденность, которая должна направлять и контролировать любое христианское изучение Библии"
Взгляды религиозного либерализма
Позиция, которая наиболее широко представляющая религиозный либерализм, принимает за авторитет "истину" и считает Библию авторитетной постольку, поскольку она соответствует истине. В основе этой точки зрения лежит утверждение: "Авторитет Бога - это, в конечном счете, авторитет наивысшей реальности, авторитет объективной истины"
Ее субъективный характер открывается в утверждении: "Наивысший авторитет для нас - это то, что вселяет в нас уверенность при самом лучшем нашем рассмотрении". Далее это называют "свидетельством Духа внутри нас". Однако, ничего объективного нет, потому что Берроуз продолжает: "И только сам человек может определить, является или нет та уверенность, которую он ощущает, свидетельством божественного Духа истины". Берроуз предостерегает от использования этого принципа в качестве основания для капризов в толковании Библии по своему усмотрению. Он настаивает, что смысл Библии необходимо определять с помощью "объективной экзегезы". Но здесь опять нет ничего объективного. Определение смысла Библии с помощью объективной экзегезы не помогает, потому что Берроуз продолжает: "Когда мы установили смысл, мы должны еще решить, истинно ли это"
Эта типичная позиция религиозного либерализма имеет много разных вариантов. Некоторые делают принципом авторитетности слово Бога. Однако, надо правильно понимать, как употребляют эту фразу. Ей не придают ортодоксального смысла, относящегося к Священному Писанию во всей полноте. Скорее, так называют божественные обращения, находящиеся в Библии. К. Ж. Каду, говоря о Библии, высказывает такое мнение: "Она определенно содержит [курсив его] Слово Бога, а Божье Слово всегда авторитетно"
Взгляд римско-католического богословия
Современная католическая позиция совпадает с официальным пост-тридентским догматом. Догмат о непогрешимости папы не внес существенных изменений в католическую позицию. Согласно этой точке зрения богодухновенность и непогрешимость Писания считаются полностью ортодоксальными. Такой взгляд, однако, смягчается тем, что равное положение отводится преданию, "незаписанному слову Божьему". Более того, "Церковь - это орган предания"
Противореча своему историческому наследию многие протестанты, раньше отвергавшие произвольный авторитет Римского католичества, сегодня подписываются под некоторой формой авторитета церкви. С этой точкой зрения согласны восточные церкви. Булгаков кратко выражает их позицию в утверждении: "Священное Писание может быть Словом Божьим только в Церкви и для Церкви"
Взгляд нео-ортодоксии
В современном богословии сторонники нео-ортодоксии предприняли искреннюю и серьезную попытку преодолеть пропасть между автономностью человека и ортодоксальным авторитетом Библии. Признавая антитезу между либерализмом и ортодоксией по этому вопросу, Барт и его последователи стремились выработать синтез. В основе этой позиции стоит отождествление Господа Иисуса Христа как вершины божественного откровения со Словом Божьим. Так, Нейл говорит: "В определенный момент истории разум и замысел Божий был выражен через человеческую жизнь. Как кульминация особого Божьего откровения о Себе человеку, пришел Иисус, воплощение Божьего Слова. Что Иисус делал и говорил, кем Он был и кто Он есть - в этом и состоит Божье Слово человеку. Церковь - хранитель этого Слова, как Библия - его запись. Ни то, ни другое не первично, первичен только Христос. И Церковь, и Библия идут бок о бок как неразделимые свидетели о Христе, находящиеся в подчинении Ему"
Откровение Бога во Христе как Слове Божьем - это стандарт авторитета для христиан. Именно этот авторитет Христа дает Библии авторитет. Ричардсон говорит: "Авторитет Библии заключается в том, что она содержит свидетельство пророков и апостолов о Христе, о том, что Он - Слово Бога"
Задача этой позиции - достичь синтеза, к которому она стремится, избежать трясины субъективизма и в то же самое время сбросить с себя оковы ортодоксальной строгости. Нео-ортодоксия у разных ее представителей колеблется от близости к объективному авторитету ортодоксии до беззастенчивого субъективизма. Осознание этой трудности, как ее прочувствовал Карл Барт на амстердамской конференции, побудило его сказать: "Казалось каким-то довольно непривычным требованием, что в церкви необходимо говорить не вообще об 'уме Иисуса', но также всегда коренным образом обдумывать и приводить доводы из конкретных библейских текстов и контекстов, и если кто-то выдвигает такое требование, он должен быть готов, что его спишут со счетов как 'библициста', 'легалиста' или 'буквалиста'"
Даже у отдельных богословов кризиса проявляется то же самое непостоянство в мышлении, что видно в их произведениях. В своей критике представлений Брюннера об откровении Джуитт показывает, как этот представитель нео-ортодоксии раскачивается то в одну сторону, то в другую. "В популярном изложении, - пишет он, - Брюннер может сделать безоговорочную ссылку на нормативный авторитет Писания"
Отвержение Sola Scriptura
Эти точки зрения представляют основные современные позиции по вопросу авторитета Библии за исключением ортодоксальной церковной доктрины, что Библия как непогрешимое Слово Божье говорит с авторитетом Бога. У современных богословов есть только еще одна точка согласия по этому вопросу. Они единодушны в своем неистовом отвержении ортодоксальной позиции sola Scriptura. Льюис проявляет обычное отношение к ортодоксальной позиции, когда пишет: "В противовес непогрешимости иерархии" протестанты "выдвинули непогрешимость Библии. Их девизом было: 'Книга, вся Книга, ничего кроме Книги'. Так зародилась библиолатрия [поклонение книге. - Перев.]"
Ортодоксальная позиция sola Scriptura - единственная, которая избегает хаоса и анархии человеческой автономии. Это единственная логически и духовно удовлетворительная позиция. Ее смысл, содержание и основание будут рассмотрены позже в статье под названием "Авторитет Библии".
Добавьте свой комментарий