Авторы учебников рассказали \”РГ\”, как будут преподаваться в школе \”Основы религиозных культур и светской этики\”

В категориях: Трудные места

29 января 2010

Ирина Ивойлова

В апреле в 19 регионах начинается эксперимент по преподаванию в школе "Основ религиозных культур и светской этики".

Эксперимент затронет учеников четвертых и пятых классов. Минобрнауки определилось со структурой курса. Он будет состоять из шести модулей - основы православной, исламской, буддийской, иудейский культуры, истории мировых религиозных культур и основ светской этики. Уже разработана примерная программа, рассчитанная на 34 часа. Сейчас идет активная работа над созданием учебников и методических разработок для новой дисциплины.

Не превратятся ли уроки основ религиозных культур в Закон Божий? О чем говорить на занятиях по светской этике? Кто будет вести новые дисциплины? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ответственным редактором книги для учителей по новому предмету, директором Института этнологии и антропологии, академиком РАН Валерием Тишковым.

Российская газета: Валерий Александрович, в свое время было принято решение, что разделы по конфессиям в книге для учителей напишут представители этих конфессий. Удалось выполнить это требование?

Валерий Тишков: За небольшим исключением, да. Мы не получили в нужный срок главу по православию. Поэтому перепоручили подготовить этот раздел профессору МГУ, ведущему специалисту в области религии Ольге Казьминой, которая написала раздел "Православие" в только что вышедшем атласе религий и культур. Раздел по буддизму тоже написан не священником, а специалистом по буддизму. Вводная глава о религии в духовной жизни общества написана мною. Есть глава о классификации и истории мировых религий. В них рассказывается о значении религии в духовной жизни общества и рассматривается история религиозной ситуации в России, включая и последний период религиозного возрождения.

РГ: Скажите, а можно было новый предмет вписать в курс истории?

Тишков: Новый предмет должен помочь не только историю или культуру лучше узнать, а укрепить духовно-нравственные ценности молодых россиян. Книга для учителя выдержана в культурологическом плане. Автор ский коллектив и редакторы пытались соединить подход, который был бы приемлем и для верующего человека, и для неверующего.

РГ: Извините, а происхождение человека как трактуется?

Тишков: Мы предпочли этот вопрос не освещать и оставить эти споры за пределами класса.

РГ: А что со светской этикой?

Тишков: Сейчас над этой темой работает один из ведущих ученых, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований профессор Бгажноков. Он уже представил вариант текста, который доработан другим соредактором книги - Т.Д. Шапошниковой.

РГ: Помнится, лет двадцать назад в школах уже преподавали основы этики и морали, а потом благополучно вычеркнули предмет из расписания.

Тишков: Это не значит, что опыт был неудачным. Жаль, что тогда это не закрепилось и не нашло продолжения. Сегодня стоит задача внести в школу комплекс духовно-нравственных предметов, который помог бы решить главную задачу - воспитать личность и ответственного гражданина. Может быть, в будущем есть смысл преподавать основы этики и морали отдельным курсом, а не предлагать на выбор, как сейчас.

РГ: Программа предполагает, что понадобится не меньше шести педагогов, которые будут вести новую дисциплину. Где их взять?

Тишков: Курс начнется в четвертом классе, это значит, у детей пока один учитель. Он физически не сможет разорваться. Может быть, будут подключены предметники. У меня внук и внучка учатся в четвертом классе в разных школах. Я знаю уровень их подготовки и преподавания.

В какой мере педагог сможет использовать нашу книгу в 350 страниц? В ней ведь нет картинок, вопросов, подсказок, заданий. Кто, как и когда обучит педагогов - вопросы очень серьезные. Но я не считаю правильным, чтобы священник пришел в класс как учитель, он может прийти на учительский семинар, а в класс должен зайти дипломированный педагог. Одновременно надо менять и вузовские программы.

РГ: Хотя бы одна из учительниц ваших внуков сможет работать по этой книге?

Тишков: Одна из учительниц точно сможет. Причем это не какая-нибудь элитная школа в центре Москвы, это нормальная, крепкая школа за пределами Садового кольца. Но надо иметь в виду, что уровень подготовки учителей в стране очень разный.

РГ: Некоторые педагоги в начальной школе не имеют высшего образования. Вы это учитывали?

Тишков: Проблема все же в другом. Подавляющее число наших учителей, особенно в начальной школе, не являются воцерковленными людьми и имеют малые познания в области религии. Люди, которые ходят в мечеть и церковь, хотя бы знают молитвенные тексты и представляют себе, о чем в них идет речь. А тому, кто начинает с нуля, не так просто даже выучить новую лексику и ничего не перепутать.

РГ: Зато есть гарантии, что уроки основ религии не сведутся к заучиванию молитв.

Тишков: Повторяю, речь идет о религии как о духовном, культурном феномене - что она дает важного и нужного, как через нее можно многое понять в жизни и выстраивать свои жизненные установки. Сначала дети хотя бы узнают, что за праздник Рождество или Пасха. Почему на столе крашеные яйца? Зачем маленького братишку крестили в купели и надели потом крестик? Это же фундаментальные вещи.

РГ: Правда ли, что в одном из предлагаемых учебников по православию есть тексты молитв?

Тишков: Не знаю, не видел. Но даже если и так, ничего предосудительного в этом нет. У нас в стране не может быть одного учебника по какому-либо предмету.

темы уроков по новому предмету

Основы православной культуры:

- Введение в православную духовную традицию

- Священное писание и Священное предание

- Православие в России

Основы исламской культуры:

- Введение в исламскую духовную традицию

- Прекрасные качества пророка Мухаммеда

- Обязанности мусульман

Основы буддийской культуры:

- Будда и его учение

- Буддийский священный канон

- Любовь к человеку и ценность жизни

Основы иудейской культуры:

- Тора - главная книга иудаизма

- Патриархи еврейского народа

- Добро и зло

Основы мировых религиозных культур:

- Культура и религия

- Человек в религиозных традициях мира

- Искусство в религиозной культуре

Основы светской этики

- Ценность родства и семейные ценности

- Дворянский кодекс чести

- Государство и мораль гражданина

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5093 (14) от 26 января 2010 г.

http://www.rg.ru/2010/01/26/religiya.html

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: