Back in the USSR. В состязании за души российских воинов в стенах Общественной палаты РПЦ МП задушила оппонентов своей массой

В категориях: Трудные места

11 декабря 2009

Сергей Бронин, для "Портала-Credo.Ru"

Слушания в Общественной палате РФ (ОП) на тему "Общество. Религия. Армия" под эгидой комиссии ОП РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, прошли 9 декабря в Москве.

В ходе слушаний обсуждались вопросы духовного и нравственного воспитания личного состава в воинских коллективах, создания института священнослужителей в войсках. Вопреки анонсу на интернет-сайте ОП, в работе заседания не приняли участия члены ОПРФ Василий Лановой и Мария Большакова.

Заместитель председателя Синодального отдела РПЦ МП по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил Васильев в своём выступлении сообщил, что учреждение института военных священников – это реализация конституционного права граждан на свободу вероисповедания, но тут же оговорился, что в войсках законодательно "зарегулировано всё, кроме духовной жизни", вероятно, указывая на необходимость общественно-государственного надзора за состоянием душ личного состава вооружённых сил РФ. (Welcome back in the USSR, dear comrades!)

О. Михаил посетовал на ошибочность сокращения численности офицеров-воспитателей в войсках, отметил, что "функции батюшки и офицера-воспитателя пересекаются мало" и их "нельзя противопоставлять", поскольку им "совместно надо выполнять важную работу".

По словам священника, священнослужители в войсках будут работать по обычному трудовому договору, работодателем по которому будет выступать Министерство обороны РФ, с занятием должности помощника командира по воспитательной работе. Методика распределения этих вакансий между представителями разных конфессий осталась окутанной мраком; атмосфера мероприятия навевала на мысль о том, что эти вакансии по умолчанию будут заниматься представителями РПЦ МП. О. Михаил напомнил, что "в общевоинских уставах запрещено создавать религиозные объединения", и призвал быстрее ввести в действие положение о военном духовенстве.

Советник управления президента РФ по внутренней политике Борис Лукичев отметил: "В современных условиях расширение и укрепление связей Вооруженных сил с религиозными объединениями, прежде всего с РПЦ, является одним из значительных факторов в реализации мер, предпринимаемых руководством страны по укреплению армии". Он также заметил, что "в войсках не должно быть прозелитизма".

В своих кратких выступлениях представитель Военно-философского общества ассоциации "Мегапир" Анатолий Дырин называл Свидетелей Иеговы "сектой, которая вносит деструктивный разлад в наше общество", а член ОПРФ, постоянный представитель Буддийской традиционной сангхи России в Москве Андрей Бальжиров предостерёг участников встречи от опасности неуставных отношений в армии.

Занятные новации были предложены и в отношении толкования некоторых слов русского языка: начальник отдела патриотического воспитания и работы с общественными объединениями Главного управления воспитательной работы ВС РФ Игорь Сергиенко синонимировал понятия "вера", "родина" и "служба", а представитель Совета ветеранов воздушно-десантных войск господин Данильченко уравнял значения имён существительных "патриотизм" и "нравственность".

Председатель комиссии Александр Каньшин, модерировавший мероприятие, многократно выступал с заготовленными репликами в перерывах между выступлениями участников. В частности, он поведал: "Изучение религиозной обстановки в войсках показывает, что более 70% военнослужащих считают себя верующими. Из них около 80% верующих относят себя к православным христианам, около 13% - к мусульманам, около 3% - к буддистам, 4% - к приверженцам иных верований, в том числе нетрадиционным". По словам А. Каньшина, "идеологический вакуум, образовавшийся после отказа в 1917 году от религиозных ценностей, а затем в 1991 году - от коммунистического мировоззрения, стремительно заполняют чуждые российскому менталитету верования и учения". "Опыт взаимодействия РПЦ с вооружёнными силами, Федеральной службой охраны и другими силовыми структурами повышает необходимость энергичного наращивания этой работы", – отметил модератор.

Вообще, упоминание об РПЦ МП, о её роли в формировании российского менталитета и духовно-нравственного воспитания населения явно доминировали над упоминаниями о других "традиционных конфессиях", распространённых в России, не говоря уже о нетрадиционных. Приглашённые на слушания представители (по-видимому, тех самых "чуждых российскому менталитету верований и учений") Совета муфтиев России, Конфедерации католических епископов России, Буддийской традиционной сангхи России, Российского объединённого союза христиан веры евангельской (пятидесятников) не проявляли большого интереса к происходящему, говорили мало, невыразительно и шаблонно, отвешивая дифирамбы организаторам, и, казалось, были признательны председательствовавшему уже за то, что их пригласили на мероприятие.

Выбился из генеральной линии (так и тянет написать: линии партии) лишь член Совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, начальствующий епископ Союза церквей евангельских христиан Александр Семченко, который заметил в проекте текста рекомендаций по внесению изменений в законодательство, розданному всем участникам слушаний для утверждения по результатам проведения мероприятия, упоминание о "псевдорелигиозных христианских группах", к коим, очевидно, причислялась и его конфессия. Он сказал, что поддерживает институт военных священников, однако опасается "миссионерской деятельности, где будут насаждаться традиционные и изгоняться нетрадиционные религии". А.Семченко, однако, осторожно, как бы извиняясь, оговорился в конце выступления, что больше никаких замечаний к тексту не имеет.

Начальник центра обеспечения учебно-воспитательной работы Федеральной службы исполнения наказаний РФ несколько раз нервно пытался напомнить присутствующим о конституционном отделении Церкви от государства, за что был назван председательствующим "несдержанным" и получил комментарий о. Михаила о том, что "Церковь не несёт функций государственного управления", поэтому конституционные принципы введением института военного духовенства не нарушаются, даже несмотря на финансирование их работы напрямую из бюджета Министерства обороны РФ.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=74913&cf=

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: