reveal@mirvboge.ru

\”Большевизм не сломил Россию, а стер ее с лица земли\”.

В категориях: Общество, Церковь и власть

29 мая 2009

В Петербурге состоялась презентация книги протоиерея РПЦ МП Георгия Митрофанова "Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века"

Протоиерей Алексий Лебедев, РПАЦ

Презентация книги протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века", которая прошла 19 мая в большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург), собрала около 200 человек, представителей церковной, академической и политической общественности города.

Тем, кто следит за жизнью РПЦ МП, имя протоиерея Георгия Митрофанова в представлении не нуждается. Он известный в конфессиональной среде церковный историк, профессор СПБДАиС, миссионер, активный член комиссии по канонизации святых. В период 2003-07 годов активно участвовал в процессе объединения РПЦЗ(Л) с Московской патриархией, выступал с докладами на зарубежных съездах духовенства.

Последняя по времени книга профессора-протоиерея составлена из публицистики и проповедей последних пяти лет. В сборник вошли статьи и деятелях русской религиозной философии и литературы, таких как А.Карташев, Ф.Степун, И.Ильин, А.Солженицин. Особое место занимают церковные проповеди, сказанные на общественных панихидах по героям Белого движения и Русского освободительного движения в годы Гражданской и 2-й Мировой войн. Такие люди, как генералы Андрей Власов и Петр Краснов, бойцы РОА и казачьих формирований, сражавшихся против Красной армии, представлены в ней как носители традиционных русских и православных ценностей. В подобном же ключе автор оценивает и деятельность первого президента РФ Бориса Ельцина.

Отдельный очерк посвящен современным течениям, действующим внутри Московской Патрирахии, ревнители которых практикуют культ почитания "благоверного вождя Иосифа", "царя-искупителя", которых протоиерей называет "горе-монархистами, дискредитирующими идею монархии". По его мнению, несмотря на то, что возрождение России после 1991 года пошло не потому пути, по которому бы хотелось национально-консервативным кругам русского общества, она еще может встать на традиционный путь развития. Однако спасение придет только в том случае, если общество и его элиты будут оценивать историю отечества не с политических, а с евангельских позиций, носительницей которых является РПЦ МП. Именно на этом пути автор видит поле взаимодействия общества, государства и Церкви.

Вел вечер старший научный сотрудник исторического факультета СПбГУ Кирилл Александров. Нужно сказать, что на презентации не было критических отзывов о книге и ее авторе, хотя и наблюдались расхождения в оценках. Случайно или намеренно, но казалось, что в зале присутствовали только единомышленники о. Георгия. Соответственно доброжелательным был и тон выступлений. Критически к книге подошел лишь представитель партии Единая Россия, руководитель Центра социально-консервативной политики Северо-Западного региона Игорь Шувалов, который отметил, что "перекос в одну из сторон также не может считаться исторической правдой".

Первое слово было предоставлено епископу Штутгартскому Агапиту (РПЦЗ МП), автору предисловия к книге. По традиции, свойственной господствующей конфессии, епископ старался не касаться "запретных" тем, которым и посвящена книга, если не считать его фразы об отсутствии "полного доверия между Церковью и государством", которое можно проследить на неоднозначном отношении к "царским останкам", подлинность которых удостоверена государственными органами, но не подкреплена церковным почитанием.

Выступавший следующим профессор СПбГУ Петр Бухаркин отметил две особенности как книги, так и творчества протоиерея Георгия: самостоятельность суждений и глубокая верность традициям русской мысли. Г-н Бухаркин назвал книгу "по-хорошему консервативной", а о. Георгия - представителем "духовно-консервативной" части Церкви, что в устах профессора звучало как похвала.

Следующему подошла очередь говорить также профессору, но только духовной академии, протоиерею Владимиру Мустафину. Протоиерей посетовал, что современная интеллигенция совсем не такова, как еще в 60-70- е годы, когда были живы люди, родившиеся в "старой России", а представляет собой новую, "побитую совком" общность. "Мы до сих пор не имеем настоящей истории 20 века", - посетовал о. Владимир.

Главный редактор "Журнала Московской Патриархии" и газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин попытался передать собравшимся собственное чувство оптимизма, по поводу совпадения даты презентации книги и создания "Комиссии по противодействию фальсификации истории при Президенте РФ". "Президент услышал о. Георгия и создал Комиссию", - объявил он, - Некоторые уже успели подумать, что это советский реванш. Я надеюсь, что такие люди, как о. Георгий, будут благотворно влиять на ее деятельность".

Игумен Петр (Мещеринов) подошел к делу основательно. Он не только подготовил свое выступление на бумаге, прочитал его близко к тексту, но и выложил для всеобщего обозрения в своем живом журнале. В отличие от С.Чапнина он заявил, что смотрит на ситуацию с позиции пессимиста. "Мы преуменьшаем значение советского периода в жизни Церкви", - отрезал игумен. Он посетовал, что в МП больше принято восхвалять его, нежели критически относиться. На самом деле, по мысли священника, большевизм не сломил Россию, а стер ее с лица земли. Сегодня даже слово "Россия" не синоним, а антоним старому слову. Болезнь общества о. Петр называет "триумфализмом". Слабая поддержка русским народом Белого движения показала глубину его нравственного падения, а победа СССР во Второй мировой войне лишила народ возможности покаяния в грехах большевизма. Сегодня о них даже не вспоминают, хотя триумф победы празднуется с возрастающей силой.

О. игумен вспомнил сюжет книги пророка Даниила, в котором царь Валтасар видел божественные весы, на которых было взвешено его царство и предсказано его падение. "Россия уже взвешена на весах и признана легкой. Русская нация умерла духовно, теперь умирает физически. Современное качество русских как народа – трусость". Если Церковь не сможет сообщить ценность евангельских идеалов и смелость веры народу, то она также разделит судьбу России, пророчествует о. Петр.

Искомую смелость священник и находит в творениях книги о. Георгия. А поскольку позиция книги отличается от "требований момента", то ее будут "шельмовать", предсказывает о. Петр. Предсказания о "тяжелой судьбе" книги часто раздавались на презентации. Их высказали доктор филологических наук, исследователь творчества А.Солженицина, Светлана Шешунова, главный редактор журнала "Знамя" Яков Гордин и журналист Виктор Правдюк, автор документального сериала "Великая Отечественная. День за днем". Интересно, что Виктор Сергеевич единственный из выступивших вспомнил о том, что презентация проходит в день рождения Государя-мученика Николая Александровича и недобрым словом помянул "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского), которая "отравила Церковь".

Яков Гордин остроумно прокомментировал возможных критиков позиции о. Георгия и взглядов, изложенных в его книге, а заодно и деятельность президентской исторической комиссии, словами А. Бенкендорфа, которыми он встретил публикацию "Философического письма" Чаадаева: "Прошлое России – прекрасно. Настоящее – великолепно. Будущее – выше всяких ожиданий".

Сам о. Георгий, не возражает против критических оценок своего труда и взглядов. "По сравнению с тем, что случилось в 20 веке со страной, это – мелочи", - отметил он в своем заключительном слове.

Под занавес участникам и гостям встречи был предложен показ слайдов, иллюстрирующих события, о которых говорится в книге, но не вошедших в нее.

Может показаться, что книга и взгляды о. Георгия излишне политизированы и не имеют прямого отношения к религии. Однако это не совсем так. Конечно, в исторической работе автор не касается догматов веры и богословских споров, но нравственная оценка исторических или вообще общественно значимых событий с позиций Евангелия всегда была делом пастырей Церкви. Представление на суд общества клириком этой оценки, да еще такой, которая расходится с господствующим взглядом священноначалия, – это поступок.

Люди, комментирующие в блоге о. Петра (Мещеринова) прошедшую презентацию, оценивают его слова как "откровение". Замечу, что подобная позиция подчеркивает совершенное забвение сегодняшним обществом позиции исторической РПЦЗ, для которой подобный дискурс был привычным. Например, в таком ключе постоянно размышляет протоиерей Михаил Ардов (РПАЦ). Если сегодня это – "откровение", то надежды сторонников объединения РПЦЗ с МП на то, что "зарубежники" привьют "советскому дичку" благородный дух эмиграции, потерпели полный крах.

Думаю, не будет преувеличением предположить, что "белая" позиция, доносящаяся из глубин одного из долгоживущих продуктов советской системы – МП, никогда не сможет претендовать на глобальность, но обречена находиться на периферии ее идеологем. Что не отменяет уважение к смелости позиции автора, даже при расхождении взглядов. Ведь мы опять вступаем в те времена, когда у нас изменяется не только будущее, но и прошлое, а слово претворяется в "Дело".

credo.ru

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=70680&cf=

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: