reveal@mirvboge.ru

Церковь пошла в суд

В категориях: Общество, Церковь и власть

7 февраля 2010

Модернизация по-византийски

Андрей Колесников

РПЦ, пришедшая в школы, движется в вузы: ректор МГУ Виктор Садовничий договорился с Кириллом о том, что между Церковью и Союзом ректоров будет заключено соглашение. Ведь работают они, клирики и ректоры, как пояснил Садовничий, «на одной площадке».

Однако церковные инновации коснулись не только сферы образования, но и судебной системы. Неэффективность светского судопроизводства будет отныне компенсироваться интенсивной работой церковных судов. Не в смысле окропления залов судебных заседаний перед началом судебного следствия по делу Ходорковского-Платонова или освящения новых зданий судов, а в том отношении, что восстанавливается в полной мере система церковного судопроизводства: о создании церковных судов, которые помогут «сформировать объективный подход к обвинениям в адрес клириков и мирян», объявил патриарх Кирилл.

В принципе, в той или иной форме эти суды существовали всегда. Больше того, светское право в России постепенно отвоевывало себе пространство юрисдикции лишь по мере европеизации России – особенно начиная со времен Петра I. Вполне четкая система церковных судов и регулирования их деятельности сложилась с 2000-го по 2008-й год. Теперь, очевидно, настало время их активного использования.

Вроде бы современное российское церковное право, как и любое так называемое каноническое право, занимается вопросами сугубо внутрицерковной жизни. Например, среди прещений (наказаний) – отлучение от Церкви, которое может применяться как к клирикам, так и к мирянам. Церковные суды не вмешиваются прямым образом в светскую (не в смысле «куршевельскую», а внецерковную) жизнь, следуя евангельскому принципу «Отдайте кесарю кесарево».

Современная российская система права, по большому счету, наследует праву римскому и принадлежит к романо-германской правовой семье, что, кстати, указывает на то, что Россия все-таки часть Европы. А в Европе, как писал в своем классическом труде «Основные правовые системы современности» выдающийся компаративист (ученый, занимающийся сравнительным правоведением) Рене Давид, «каноническое право не является законченной системой права, предназначенной заменить собой римское право. Оно всегда было лишь дополнением к римскому или иному светскому праву и стремилось регулировать те вопросы (церковная организация, правила причастия и исповеди и др.), которые не охватывались светским правом».

Но вот здесь начинаются противоречия, связанные с неопределенностью публично-правового статуса церковного права и, соответственно, церковных судов в современной России. Например, Устав РПЦ от 2000 года запрещает клирикам и мирянам, находящимся в «орбите» Церкви, обращаться в органы государственной власти и в гражданские суды по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Ну, а если хозяйственная деятельность Церкви по импорту табака и алкоголя вдруг окажется регулируемой светским Гражданским кодексом РФ, или пастырь в ходе преподавательской деятельности в школе или вузе призовет бить жидов и спасать тем самым Россию, попадая в сферу действия Уголовного кодекса РФ , – что тогда делать?

Романо-германская система права основана в том числе и на признании такой штуки, как права человека, на квалификации права частной собственности как священного. Права человека, согласно многочисленным высказываниям Кирилла, в том числе в те времена, когда он еще не был патриархом, чреваты грехом. При такой трактовке основ светского права со стороны РПЦ, института, чрезмерно активно вторгающегося в светскую жизнь, церковное право, при интенсивном его применении, может войти в противоречие с основами светской правовой системы.

Буквально за день до объявления патриархом об упрочении церковной судебной системы депутат от «Справедливой России» Игорь Зотов выступил с инициативой проверки «высказываний блоггеров против РПЦ и православной веры на предмет экстремизма, оскорбления чести и достоинства представителей церкви и верующих».

Кажется, это начало большого пути к смешанной церковно-светской подсудности, как это было во времена Византийской империи. А мы – Византия и есть. И модернизация у нас будет – византийская…

slon.ru

http://slon.ru/blogs/kolesnikov/post/258480/

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: