reveal@mirvboge.ru

Человек на планете Земля

В категориях: Трудные места

25 апреля 2008

Подберезский И.В.

"Библейский мандат"

"Человек губит землю" - таков лейтмотив многих (практически всех) писаний на тему "Человек на планете Земля". В самом деле, антропогенные нагрузки на почву, на воздух, на воду, на всю среду обитания возрастают и скоро могут сделать ее непригодной для жизни homo sapiens, "человека разумного", которому, кажется, отказывает разум. Это тревожит все большее число людей, в том числе детей Божьих, которые несут перед Господом ответственность за все.

Говорить об этом приходится еще и потому, что громче и громче звучат голоса, обвиняющие в грядущей (уже наступившей?) экологической катастрофе именно христианство. Ведь эта катастрофа - прямое следствие промышленного развития, а оно началось в христианском мире, в том цивилизационном ареале, который принято обозначать как "Запад". Более того, по мнению некоторых экспертов, такое развитие является неизбежным следствием именно христианского отношения к миру. Во всем этом необходимо разобраться.

Невозможно отрицать, что на протяжении всего Нового времени Запад был одержим идеей прогресса, под которым понимался безудержный рост - экономический, технический, вообще всякий количественный рост, приводивший как раз к увеличению нагрузок на природу. Сама же природа людьми западной культуры нередко воспринималась прежде всего как объект воздействия, часто даже как некое препятствие, которое надо во что бы то ни стало преодолеть. Принцип "рост во что бы то ни стало" самое яркое воплощение нашел в нашей стране и был выражен в известном лозунге "мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача".

Но "рост" сам по себе отнюдь не всегда свидетельствует о благополучии. Иногда он - проявление смертельно опасного недуга. Неконтролируемое размножение клеток тоже приводит к росту, но это рост раковой опухоли, которая губит весь организм. Такой опухоли некоторые аналитики уподобляют промышленный и экономический рост, который в конце концов погубит всю среду человеческого обитания.

По мнению некоторых современных мыслителей (в том числе западных), "философия жизни", сводящаяся к "философии роста", есть прямое - и даже неизбежное - следствие приверженности христианскому вероучению. Они ссылаются при этом на "библейский мандат", выданный человеку Самим Господом. Имеются в виду те положения Писания, которые вручают человеку власть над окружающим миром. Сам Господь сказал о первых мужчине и женщине: "да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле... И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт 1, 26, 28). В Псалтири сказано о человеке: "поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями" (Пс 8, 7-9), а в Послании к Евреям, где цитируется это псалом, добавлено: "не оставил ничего, не покоренным ему" (Евр 2,8).

Русский православный философ В.В. Зеньковский вполне обоснованно пишет, что эти тексты "рисуют человека как хозяина природы ("обладающего" землей) - а наречение человеком имен всем животным есть выражение его власти над живыми существами. Человеку было дано быть в центре всего земного бытия, господствовать и повелевать, - человек выступает перед ними как царь природы, как хозяин ее..." (В.В. Зеньковский. Основы христианской философии. М., 1996, с. 261-262.).

"Мандат на обладание", выданным Богом человеку, вызывает резкую критику многих нынешних защитников окружающей среды, которые утверждают, что все экологические беды современного человечества имеют своим источником как раз Библию. Обладатель мандата возгордился, говорят они, вознесся над природой, а потому "мандат" требует сурового осуждения и немедленного пересмотра. Иначе не миновать человечеству глобальной экологической катастрофы и собственной гибели.

Надо ли бояться?

Конечно, надо. Вне всякого сомнения, основания для тревоги есть - это подтверждают и научные данные, и даже личный опыт людей, которые замечают негативные изменения на протяжении своей жизни, часто даже не очень долгой. Еще не так давно люди не имели понятия о радиоактивном заражении, теперь Чернобыль (и не только он) сделал опасными для жизни огромные территории, а те, кто попал в зону заражения, частью до времени отошли в вечность, частью потеряли здоровье.

Происходят и другие изменения, не столь драматические, но не менее опасные. Мало у кого вызывает сомнения потепление климата: 90-е годы, по данным метеорологов, оказались самыми теплыми за весь период измерений, и ученые напрямую связывают это с жизнедеятельностью современного человека, в частности с увеличением выброса углекислого газа от автомобилей, промышленных предприятий и т.п. Это, говорят ученые, приведет к таянию приполярных льдов, оно - к подъему воды в мировом океане, отсюда потеря навсегда самой плодородной земли, которая кормит человечество. (Между прочим, раздавались голоса, что для России это может обернуться немалой выгодой: с потеплением уйдет вечная мерзлота, и непригодные для земледелия обширные территории станут плодородными; но так ли это - неведомо.)

На нашей памяти учащаются засухи (вспомним жару в Москве в 1999 г., когда в течении более 50 дней температура превышала 30 градусов), штормы и ураганы достигают разрушительной силы (и опять вспомним московский ураган 1997 г.); в столице вместо ливневых, обложных, моросящих и других привычных дождей все чаще выпадают самые настоящие отвесные, тропические. И так не только в Москве: везде на просторах нашей необъятной родины происходят то невиданные ранее наводнения, то небывалые бури, то неслыханная жара, и как следствие - полыхают лесные пожары. А кроме этого происходит накопление всяких опасных для человека веществ вроде солей тяжелых металлов, отравление рек, сокращение запасов питьевой воды (наш Байкал, не исключено, в будущем станет самым ценным нашим богатством - если раньше его не погубит бумажно-целлюлозный комбинат, с которым вот уже 30 лет ничего не могут поделать). Наконец, просто свалки становятся все опаснее и занимают все больше места, тесня человека.

Все это происходит уже сейчас, а надо думать и о будущих поколениях. Мы дети тех, кто жил до нас, братья и сестры тех, кто живет одновременно с нами, отцы и матери тех, кто придет после нас. Забота о них - наша прямая обязанность, она вытекает из буквы и духа Священного Писания. Между тем в нашей стране охрана природы поставлена из рук вон плохо. Специалисты утверждают, что до 10% добываемой у нас нефти выливается на землю, а в северных районах, где природа особенно уязвима, и до 20% (встречалась и цифра 30%, но хочется думать, что это преувеличение). И наши космонавты, и американские астронавты в один голос говорят, что со спутников именно наша страна ночью светится - горят факелы в местах добычи нефти и газа, сжигаются миллионы тонн кислорода, поддерживающего жизнь на земле. Россия велика, и происходящее в ней во многом определяет происходящее с окружающей средой на планете.

Наши реки загрязнены, есть промышленные районы, проживание в которых просто опасно для жизни из-за выброса промышленных отходов - в атмосферу, в почву, в воду. Мало этого - рассматривается предложение о завозе в Россию вредных отходов из других стран - "для переработки и захоронения". И при этом упраздняются природоохранные ведомства, ликвидируется экологическая милиция. А можно вспомнить недавнее прошлое, грандиозный проект, осуществленный в канувшем в небытие Советском Союзе: на Каспии соорудили грандиозную дамбу, отделившую залив Кара-Богаз-Гол от моря, а потом взорвали ее, чтобы избежать экологической катастрофы, (с дамбой в Санкт-Петербурге до сих пор никак не разберутся). Так что действительно есть чего опасаться.

Борцы за спасение природы

К чести человечества, многие его представители осознали обозначившуюся опасность и поднялись на борьбу с нею. Защитники природы создали организацию, именуемую Greenpeace, "зеленый мир", которую и на русском языке стали обозначать как Гринпис. У этой организации очень благородные цели, но она, видимо, следует восточному принципу: "чтобы выпрямить, надо перегнуть в другую сторону" - и перегибает. Когда Гринпис выступает против отравления атмосферы, воды, за сохранение заповедников и проводит другие подобные акции, ее трудно не поддержать. Но вот в Англии, к примеру, "защитники прав животных" выпустили из клеток куниц - и тут же был нарушен экологический баланс в природе, нарушен до того, что зверьки стали нападать на детей. И для выражения протеста против ношения мехов девушкам вовсе не обязательно раздеваться догола, как они это сделали в центре Москвы.

Защитники окружающей среды нередко прибегают к тому, что называют "экологическим шантажом", а иногда говорят и об "экологическом рэкете". Однако в большинстве своем ими движет искренняя забота о будущем земли и человечества. Всегда были, есть и будут люди, остро ощущающие, что и мир устроен неправильно, и человечество живет не так, как надлежит. Эти люди - в умеренных количествах и при умеренных действиях - нужны и полезны как раз для человечества. Можно приветствовать и опыт "экопоселений", т.е. поселений, в которых люди живут "естественно", не причиняя вреда окружающей среде.

Но иногда защитники природы переходят грань разумного, пытаются загнать в экопоселения все человечество, и вот это вызывает отторжение. Поговаривают даже о "зеленом фашизме" . Тем не менее "движение зеленых" сейчас насчитывает миллионы, даже десятки миллионов приверженцев и, судя по всему, уже никогда не исчезнет. Скажем еще раз - цели зеленого движения и многие его действия вызывают искреннее восхищение. Когда школьники в Европе из своих карманных денег собирают значительные суммы на спасение джунглей Амазонки, это нельзя не приветствовать не только потому, что деньги эти не лишние и идут на нужное дело, но и потому, что у подростков воспитывается ответственность за планету Земля.

Но когда под все это начинают подводить теоретическую - и даже богословскую - базу, то возникает много вопросов и многие положения оказываются неприемлемыми для верующего человека. В экологическом движении очень много истерики, призывов "не трогать ничего", сентенций вроде "всякое вмешательство человека в природу ведет к катастрофическим последствиям", "человек всего лишь часть природы, а вовсе не ее хозяин, библейский мандат - самая вредная заповедь, с которой имело дело человечество".

В России на перегибы особенно щедры. У нас все стало неприкасаемым: нельзя прокладывать железные дороги, нельзя проводить каналы, нельзя трогать животных. Верно, у нас тут много просчетов, но это не значит, что надо отказаться от всякой деятельности, надо лишь проводить более тщательную экспертизу, с привлечением лучших мировых специалистов, которые, кстати, и у нас есть. Тесная Европа все же идет на прокладывание скоростных магистралей, она вся изрезана каналами, а китайская цивилизация вообще началась с культурного героя Юя, который обуздал реки. У нас любое начинание в этой области встречается в штыки и никто ничего не желает слушать. Что до защитников прав животных, то поведение тех из них, кто не относится к вегетарианцам, все же отдает некоторым лицемерием. Конечно, заповедь "блажен муж, иже и скоты милует" - прекрасна, ей следуют и баптисты, но ее не надо доводить до абсурда ("Не давите клопов - им больно!").

... Москва поделена не только между криминальными группировками, но и между стаями диких собак. Их можно увидеть везде (я видел их отдыхающими даже в универмаге "Москва", в совершенно великолепных позах). Но ведь они опасны - случаи нападения на людей (детей в том числе) не так уж редки. Как у многих, у меня есть дорогая могилка на одном московском кладбище, и вот там диких псов великое множество, чуть ли не по одному на каждую могилу. Иногда становится не по себе: собаки живут по своим звериным законам, на них вины нет, они могут и на человека наброситься, могут и могилку разрыть. К жестокости никто не призывает (есть такие методы, как стерилизация), но люди должны решить, по каким законам - собачьим или человеческим - должна идти жизнь в городе.

кафедра И.В. Подберезского

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: