Что такое – совесть?

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

 Иван Владимиров

 

 

Жить в согласии со своей совестью – необходимость не всегда осознаваемая. Большинство людей в общении с другими прибегают к «маленьким хитростям». Мы все хотим, чтобы другие воспринимали и оценивали нас по нашим целям и намерениям, которые кажутся нам если не всегда добрыми, то, во всяком случае, вполне объяснимыми. Других же предпочитаем судить по их поступкам, т.е. объективно. Если наши поступки положительны, мы больше склонны приписывать их собственной воле и инициативе, а если отрицательны – ссылаемся на объективные условия, логику обстоятельств, давление извне, непредсказуемость отдаленных результатов и т.п. С «другими» же происходит, по нашему мнению, наоборот: хорошие поступки они большей частью совершают в силу объективных обстоятельств или удачливости, а плохие – вследствие злого умысла или глупости. Подобная двойная бухгалтерия позволяет приуменьшать свою ответственность и преувеличивать чужую.

 
 

Когда кто-то совершает смелый поступок, о нем порой говорят, что он, конечно, может себе это позволить, так как имеет прочное общественное положение, связи и другие преимущества, которыми сам говорящий не обладает.

 
 

На самом же деле каждый позволяет себе ровно столько, насколько у него хватает смелости, и от служебного положения это не зависит, ведь вместе с объективными возможностями возрастает и страх потерять достигнутое.

 
 

Как ни старается человек оправдывать свои неблаговидные поступки, где-то в глубине души точит его червячок вины, все больше разъедая душу, и не дает покоя…

 
 

Совесть бывает опережающая, догоняющая и спящая. Опережающая совесть действует на уровне мысли: человек только помыслил совершить недобрый поступок, и сразу устыдился. Догоняющая совесть просыпается, когда недобрый поступок уже совершен. Человек, осознав ужасные последствия своего поступка, начинает горько сожалеть о нем. Ну, а спящая совесть – понятное дело, вообще ни на что не реагирует. Обладатель такой, с позволения сказать, совести, спокойно замышляет зло, хладнокровно совершает его и остается очень собой доволен. И все же даже совесть, которую упорно  усыпляли, так что, наконец, лишили какой бы то ни было чувствительности, тоже может однажды проснуться и заговорить в полный голос, разрывая душу…. И если мы не хотим страдать от изматывающего нас внутреннего напряжения, надо жить по совести.

 
 

Стоит заметить, что совесть очень чувствительна к влиянию людей, в окружении которых мы живем, и может быть ими извращена, поэтому необходимо постоянно проверять ее. Чистая совесть – это ясно звучащий внутри нас  голос Божий, призывающий нас жить по определенным Им правилам. Философ Эммануил Кант называл совесть моральным законом, который живет внутри каждого человека. Закон этот изложен на страницах Священного Писания, в 20 главе книги Исход, тексты с 1 по17.

 
 

Это Десять заповедей:

 1) «Я Господь, Бог твой, … да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».

 2) «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

 3) «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».

 4) «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».

 5) «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».

 6) «Не убивай».

 7) «Не прелюбодействуй».

 8) «Не кради».

 9) «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

 10) «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

 
 

Притча об орешнике

 
 

 
 

Человек, стремящийся жить по заповедям, имеет в душе мир и покой и радуется жизни.

 
 

Закон Божий для него – ограда, обеспечивающая безопасность. Есть одна интересная притча об этом.

 
 

В большом саду за оградой росли в добром согласии и мире фруктовые деревья. По весне они утопали в зелени, а к исходу лета гнулись под тяжестью плодов. Случайно в эту дружную трудовую семью затесался лесной орешник. Он вскоре буйно разросся и возомнил, что достоин гораздо большего.

 
 

– С какой стати мне торчать в саду за оградой? – недовольно ворчал он. – Я вовсе не собираюсь жить здесь затворником. Пусть мои ветки перекинутся через забор на улицу, чтобы вся округа знала, какие у меня дивные орехи!

 
 

И орешник принялся настойчиво одолевать высокий забор, дабы предстать во всей красе перед прохожими.

Когда ветки его оказались сплошь усыпаны орехами, все, кому не лень, стали обрывать их, причем, не только созревшие, но и еще зеленые. У кого руки не доставали, те пускали в ход палки и камни. В скором времени побитый и обломанный орешник остался не только без плодов, но и без листьев. Его искалеченные ветки безжизненно свисали через забор, в то время как в густой зелени сада красовались налитые соком яблоки, груши, персики….

 
 

Сколько людей с поломанными судьбами, искалеченным здоровьем страдают из-за того, что отвергли голос совести, пренебрегли Законом Божьим! А начиналось все зачастую с невинной шалости, желания испытать, насколько далеко можно зайти, чуть-чуть уступить искушению. Однако, потеряв осторожность, человек может и не заметить, что зашел слишком далеко.

 
 

Не заигрывай со злом

 
 

Опасно заигрывать со злом. Победу в этом случае одержать невозможно. У японского писателя Акутагавы Рюноске есть рассказ под названием «Табак и дьявол». Это легенда о том, как в Японию попал табак. По версии писателя, его в Японию привез сам дьявол, принявший облик христианского миссионера.

 
 

Приехав в Японию, дьявол решил заняться полеводством. В ушах у него хранились семена разных растений, а арендовать участок земли не представляло труда. Прошло несколько месяцев, и семена, посеянные дьяволом, пустили ростки, вытянули стебли, к концу лета широкие листья укрыли все поле. Местные крестьяне с любопытством приходили посмотреть, что такое там выросло, потому что такого растения раньше не знали.

 
 

Однажды мимо поля проходил торговец скотом. За плетнем, где густо разрослись бледно-лиловые цветы, он увидел миссионера в черной рясе и широкополой шляпе: тот снимал с листьев растений насекомых-вредителей. Невиданные цветы заинтересовали торговца. Он остановился, учтиво снял шляпу и поинтересовался у миссионера:

–  Что за цветы здесь растут, ваша милость?

 
 

– О, это большая тайна! Я не могу тебе сказать. Попробуй угадать сам. Ведь японцы мудры! Угадаешь – все, что растет на поле, будет твое.

Торговцу очень хотелось заполучить эти цветы, ведь ни у кого таких не было.

– Ну, а коли не угадаю, тогда как?

– Ну, тогда я с тебя что-нибудь возьму. Так как же? 

Торговец согласился и спросил:

– Что же возьмешь, если я все же не угадаю? Может быть, мой скот?

– Нет, скотина меня не интересует. Если не угадаешь, отдашь мне душу и тело. Даю тебе три дня сроку.

И миссионер, поклонившись на прощание, плавным движением снял шляпу. В густых волосах торчала пара рожек, совершенно козлиных.

 
 

Тут-то, к горести своей, торговец понял, что, как последний простак, позволили дьяволу себя провести. Но все же он решил не сдаваться и попытать удачу. Сутки думал, а ночью пришел к дому «миссионера», таща за собой бычка. Дом стоял вблизи поля и окнами был обращен к дороге. План торговца был прост. Отвязав веревку от шеи бычка, торговец со всей силы пнул его ногой в зад. Бычок подпрыгнул, разломал плетень и пошел топтаться по полю, успев сначала несколько раз хорошенько боднуть стену дома.

 
 

–  Какая скотина топчет мой табак?! –  спросонья заругался дьявол, высунувшись из окна.

Дальнейшие события развивались для торговца вполне благополучно. Выведав название цветка, он забрал весь выросший на поле табак себе.

 
 

Автор рассказа задает в конце вопрос: не сопутствовал ли поражению дьявола успех, равно как и спасению торговца – падение? Пусть дьяволу не удалось заполучить душу и тело торговца, зато он распространил табак по всей Японии…

Стоит подальше держаться от зла и не выходить за ограду Закона Божьего. Но если случайно или по глупости оказался человек за этой оградой (а так, увы, частенько случается), то для настоящей победы над злом необходимо полагаться ему не на свою хитрость или знание, а на помощь Бога. В Священном Писании читаем: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их». (Псалом 144:18,19)

 
 

http://www.protestant.ru/news/analitiks/?id=4612

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: