reveal@mirvboge.ru

Древние заповеди и современные приоритеты

В категориях: Общество, Церковь и власть

14 ноября 2009

Михаил Неволин, Санкт-Петербург

Выстраивание приоритетов в работе и вообще в жизни – очень популярная в наше время тема. Вопросам правильного выбора того, что следует делать в первую очередь, что во вторую, третью и так далее – посвящено сегодня множество семинаров и тренингов. Современный менеджмент вообще в определённом смысле строиться на выстраивании приоритетов. И надо признать, что эта методика может неплохо работать.

В то же время, Евангелие мало что говорит о приоритетах. Люди, окружавшие Иисуса, предпринимали попытки прояснить подробную иерархию ценностей и приоритетов. Так, например, мы читаем о фарисее, который пытался узнать у Спасителя какая из заповедей является наибольшей? Вероятно, он хотел получить развёрнутый, детальный ответ, но услышал такие слова:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:37-40).

Новый Завет рассказывает о богатом юноше, которому Иисус предлагает раздать абсолютно всё его имущество. Одновременно мы встречаем упоминания о достаточно состоятельных верующих, которым ничего подобного не предлагалось.

Современное восприятие мира

Призыв Христа о необходимости возлюбить Бога и своего ближнего, естественно, разделяется всеми христианами, но ведь так хочется расписать поподробнее приоритеты, как это подразумевает современный менеджмент! При этом, естественно, главенство отношений с Богом будет поставлено на почётное первое место (хотя бывает, что разные люди понимают под этим не одно и то же), но далее всё уже будет не так очевидно.

Для современного человека, более, чем для современников Иисуса Христа, свойственно желание «конкретизировать» учение, выстроить более подробную систему приоритетов. В определённой степени это влияние традиционного для западной (европейской) культуры способа познания мира. Было бы так заманчиво выстроить по ранжиру грехи и заповеди, точно определив, что же всё-таки важнее – не завидовать, не пьянствовать, не заниматься обжорством, не лениться или почтить своих родителей. От чего следует избавиться в первую очередь, а с чем можно немного и повременить?

Что важнее – интересы моей семьи или моё служение в церкви? Следует ли оставить моё участие в церковном хоре, если это отбирает слишком много сил, чтобы я мог качественно выполнять свою работу менеджера, плотника или директора магазина?

Современный подход к системам управления подразумевает чёткое выстраивание системы приоритетов, которое помогает принимать правильные решения в различных ситуациях. На книжных прилавках можно без труда найти обилие литературы на эту тему, где предлагаются различные принципы управления предприятием, персоналом, финансами и собственной жизнью на основе правильной и очень конкретной системы приоритетов. Есть и литература, призванная помочь христианину правильно выстраивать свою жизнь на основе предлагаемых диаграмм и схем, подразумевающих распределение приоритетов в жизни.

Выбор главного

Эти благие попытки упорядочить свою жизнь за счёт распределения приоритетов, ранжирования ценностей могут быть очень полезными. Однако не следует всё-таки забывать, что эти методики основаны не столько непосредственно на Евангелии, сколько на определённой культуре. Так, например, в рамках одной культурной традиции огромное место отводится традиции почитания старших, в другой – большее место занимает попечение о своей собственной семье, где-то на первый план выступает преданность церкви или государству и так далее.

Можно ли сформулировать универсальную систему приоритетов в жизни христианина, расписав более подробно общий принцип, сформулированный Иисусом – «почитай Бога и ближнего»? Можно ли помочь человеку универсальным советом, когда он находится перед нелёгким выбором, который иногда подразумевает и выбор наименьшего из двух зол? Думаю, что нет.

Это сложно ещё и потому, что мы всегда склонны к самооправданию и при желании, выстраивая приоритеты, будем находить то, что очень хотим найти, в том числе и в Библии. Если у меня, например, проблемы в построении отношений в моей семье, то я могу «убегать» в церковное служение. При этом, разумеется, буду говорить и о «великом поручении», и о «побелевших нивах» и о многих других в общем то правильных вещах.

Если же я служитель церкви или миссионер, которому не очень хочется служить в том месте, где я нахожусь или вообще мне гораздо приятнее проводить время дома в кругу семьи, чем разбираться с бесконечными проблемами других людей, то я буду рассуждать иначе. Я расскажу и о приоритетности служения своей семьи, и о том, что необходимо заботится в первую очередь о нуждах своих домашних.

Все приведённые аргументы верные, но, к сожалению, чаще всего мы делаем акцент именно на тех, которые для нас, возможно, менее актуальны.

Схема и жизнь

Сегодняшнее восприятие мира современным человеком не оставляет места тайне или неопределённости. Нам дискомфортно верить в Троицу, если мы не изобразим графики, таблицы и схемы, которые помогают нам представить в простом и ясном для нас виде «механизм» работы каждой Ипостаси и принципы их взаимодействия между собой. Нас не очень устраивает система приоритетов из Евангелия, о необходимости служить Богу и ближнему и хочется построить подробную вертикаль ценностей, разложив всё по полочкам, желательно, при этом, поставив повыше то, что у нас лучше получается, и в чём мы ощущаем себя более уверенными.

Означает ли это, что книжки и многочисленные семинары о приоритетах в жизни верующего человека не нужны или неактуальны? Нет, конечно. Да и вообще – читать всегда полезно. Но при этом, следует помнить, что жизнь человека далеко не всегда легко укладывается в схемы, поступки – не обязательно легко раскладываются на алгоритмы, а Бог – гораздо больше учений о Нём.

kbogu.ru

http://www.kbogu.ru/showarticle.php?id=75046

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: