reveal@mirvboge.ru

Две стороны одной религии

В категориях: Трудные места

20 ноября 2006

Дмитрий Владимиров

Почему Европа оказалась столь уязвимой к идеям радикального исламизма

Наблюдая за событиями, которые время от времени устраивают радикальные исламисты в Европе, редко какой житель США не задается вопросом, насколько безопасен его сосед-мусульманин, насколько его взгляды и позиция далеки от экстремизма. Вопрос, увы, отнюдь не праздный, затрагивающий жизни миллионов американцев, подвергающий сомнению те принципы свободы и демократии, которые кажутся незыблемыми.

Сегодня в Америке проживают от 2 до 3 миллионов мусульман — цифра, может быть, и немалая, однако составляющая в лучшем случае лишь 1% от общего числа населения страны. Для сравнения, доля мусульман во Франции — 8-9%, в Нидерландах — 5,6%, в Германии — 3,6%, в Британии — 3%. При этом европейские мусульмане предпочитают жить в тесных анклавах, практически полностью копирующих стиль жизни и социальные устои стран арабского региона.

В США подобные коммьюнити как-то не прижились, и основная масса граждан, исповедующих Коран, предпочитает селиться в довольно обеспеченных и спокойных пригородах, что замечательно гарантирует их интеграцию в обществе и предотвращает доминирование в целых районах групп, придерживающихся тех или иных, в том числе и крайне радикальных, религиозных взглядов.

Однако, с точки зрения социологов, наиболее разительным отличием американских мусульман от европейских, по праву может считаться то, что первые принадлежат в подавляющей своей массе к уверенному среднему классу профессионалов, жизненные условия которых наилучшим образом способствуют формированию либеральных политических позиций.

Однако как возникло это различие, почему Европа оказалась столь уязвимой к идеям радикального исламизма? Ответ на этот вопрос, утверждают специалисты, заключается в свободе вероисповедания и уважении к любой религии, которые мы можем наблюдать в современной Америке. В самом деле, большинство европейских стран умудрилось за последние десятилетия "наступить на грабли" довольно циничного обращения со свободой слова и прессы. Карикатуры, статьи, телевизионные шоу, кажущиеся довольно забавными и невинными для атеистов, между тем наносили серьезные оскорбления приверженцам самых разных религиозных течений. Оскорбления, которые высмеивались в качестве нелепых догматов, доставшихся в наследство со времен Средневековья.

Этот процесс долгое время поддерживал безнаказанное глумление над основными морально-этическими ценностями довольно широких слоев населения.

Между тем, уважение к чувствам верующих в США позволило добиться успеха там, где европейские либералы потерпели поражение.

На сегодняшний день в Америке функционируют 255 исключительно исламских школ — цифра, кажущаяся просто огромной, если учесть, что во Франции подобных учебных заведений всего лишь три. Немалое значение для формирования культуры американских мусульман играют и многочисленные исламские центры, которые, наряду с литературой религиозного характера, занимаются рассылкой методических указаний по заполнению налоговых деклараций, информационные листовки, посвященные правовым и образовательным вопросам.

Конечно, было бы наивным полагать, что американские мусульмане – пасторальные агнцы. Отнюдь нет, и конфликты между мусульманскими и, скажем, еврейскими общинами возникают довольно часто и носят острый характер. Но, заметьте, острый политический, а не социальный.

Американские мусульмане действуют исключительно в рамках тех правил и законов, которые столетиями прменялись в США. Причем, как отмечают сами мусульмане, эти светские законы отнюдь не противоречат их религиозным ценностям. Заявление, которого так и не удалось добиться от мусульман Европы.

"РУССКАЯ РЕКЛАМА"

Credo.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: