reveal@mirvboge.ru

ЕГЭ не спасает от неравенства

В категориях: Общество, Церковь и власть

ЕГЭ не спасает от неравенства
30 мая 2010

Новые правила приема в вузы сохраняют социальное расслоение

Екатерина Чекмарева

С введением ЕГЭ внимание к формальным результатам школьного образования резко выросло: впервые появилась угроза массовой неаттестации выпускников. Во время эксперимента с ЕГЭ власти боролись с неуспеваемостью административным методом: получившим двойку по ЕГЭ в аттестате проставляли тройки. Противники ЕГЭ вовсю критиковали низкий уровень самих тестовых заданий, которые не дают по достоинству оценить знания учеников, а сторонники тестов возражали: дело в низком уровне подготовки школьников.

Социолог Сергей Боченков, сотрудник информационно-образовательного агентства «Лидер», решил посмотреть на результаты ЕГЭ с другой стороны: он оценил вклад семьи в результаты школьников. Анкеты с вопросами о семье заполнили 1361 выпускников 2009 года из 48 школ.

Вместо сопоставления количества часов, потраченных на подготовку к экзамену, автор изучил, в полной ли семье живет школьник, есть ли у него братья или сестры, какой уровень образования и доходов родителей, много ли читают в семье. И, разумеется, выяснилось, что социальное расслоение отражается на результатах выпускников. Так, результаты по русскому в полных семьях и в семьях, где есть только мать, не сильно отличаются, но дети, проживающие без родителей или только с отцом, показывают более низкие результаты. Единственные дети в семье учатся несколько лучше, чем те, у кого есть братья или сестры.

Заметно сильнее на результаты ЕГЭ влияет уровень образования родителей. У детей, чьи родители получили высшее образование, а в библиотеке которых есть более ста книг, вероятность получить «неуд» по ЕГЭ значительно ниже. Зато детям, чьи родители закончили только 9 классов или же вообще не получили аттестат средней школы, шанс получить более 70 баллов на экзамене минимален. Особенно заметно их отставание по математике. С такими же проблемами сталкиваются и те, у кого на полках стоит не более 25 книг.

По данным Боченкова, вдвое повышает шансы на высокую оценку способность родителей обеспечить ребенку учебное место дома: есть ли у него своя комната, письменный стол, компьютер, доступ в интернет. В семьях, где недостаточное количество таких образовательных ресурсов, число двоек – около 24%, а высоких результатов ученики достигают лишь в 4% случаев. Шансы получить высокий балл растут и с уровнем материального благополучия семьи: в семьях, где есть машина, домашний кинотеатр и спутниковое телевидение, доля высоких оценок на 30% превышает долю «неудов». Важно и то, где именно учился выпускник, смогли ли родители устроить его в престижную школу. Например, среди гимназистов двоечников вообще не оказалось.

Конечно, глупо было бы думать, что покупка домашнего кинотеатра или собрания сочинений Толстого повысит балл ребенка на ЕГЭ и шансы на поступление в вуз (хотя покупка компьютера, вероятно, положительно скажется на учебных успехах). Заранее предсказать успехи школьника, даже зная жизнь семьи до мелких деталей, невозможно.

С другой стороны, даже базовые знания, как выясняется, очень даже подвержены влиянию социального неравенства, и даже такие тесты, как ЕГЭ, едва ли позволяют его устранить (на что надеялись некоторые сторонники новой системы). Образование, конечно, – социальный лифт, но поднимает он не так уж высоко. И по успехам детей можно судить о том, что в России, как и в большинстве западных стран, детям главным образом приходится идти по стопам отцов.

slon.ru

http://slon.ru/blogs/chekmarman/post/397441/

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: