reveal@mirvboge.ru

Ежегодный доклад Государственного департамента США о религиозной свободе в различных странах мира (июль 2008 – июнь 2009)

В категориях: Общество, Церковь и власть

12 ноября 2009

Россия. Дайджест

Конституция РФ гарантирует свободу религии, и на практике российские государственные органы в целом уважают это право, однако в некоторых случаях власти налагают ограничения на деятельность определённых религиозных групп, чаще всего задействуя сложности процесса регистрации. Несмотря на конституционные гарантии равенства всех религий перед законом и разделения Церкви и государства, государственные органы не всегда соблюдают эти базовые принципы.

Некоторые федеральные ведомства, например, Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ и многие местные органы власти продолжают ущемлять права некоторых религиозных меньшинств. Есть основания полагать, что службы безопасности, включая Федеральную службу безопасности РФ (ФСБ), усматривают в функционировании некоторых исламских и нетрадиционных религиозных групп, в том числе Свидетелей Иеговы, угрозу безопасности.

Преамбула к Федеральному закону 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" называет христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляющими неотъемлемую часть исторического наследия народов России, однако указывает на особую роль православия в истории России. Закон усложняет деятельность некоторых религиозных групп, рассматриваемых как нетрадиционные, устанавливая законодательные препятствия для их регистрации.

Поступают сообщения о нарушениях и дискриминации, основанных на религиозных убеждениях и практиках. Активисты-консерваторы, заявляющие о своих связях с Русской Православной Церковью (РПЦ) (Московского патриархата – "Портал–Credo.Ru"), проводят акции протеста против религиозных групп, считающихся нетрадиционными, включая альтернативные православные конгрегации. Некоторые представители РПЦ открыто выступают против любого распространения присутствия неправославных христианских Церквей.

В то время как ни Конституция, ни федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не устанавливают каких-либо привилегий для четырёх "традиционных" религий, на практике РПЦ имеет возможность сотрудничать с органами государственной власти чаще, чем другие религиозные организации. Между РПЦ и различными министерствами имеются многочисленные официальные соглашения и неформальные договорённости, предоставляющие Церкви больший доступ к таким государственным институтам, как школы, больницы, тюрьмы, система правоохранительных органов и вооружённые силы.

Представители правоохранительных органов, РПЦ, и законодатели в целях "духовной безопасности" призывают остановить рост числа "сект" и "культов", к которым обычно причисляют некоторые протестантские и более молодые религиозные движения.

18 февраля 2009 года приказом Министерства юстиции РФ был учреждён Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ, а Александр Дворкин – избран главой Совета. Господин Дворкин известен как "эксперт по сектам" – активный сторонник отнесения малочисленных религиозных групп к экстремистским "культам" и "сектам". В частности, в августе 2008 года он назвал мормонов "сектой". По мнению Александра Дворкина, на бóльшей части территории России существует "более 80 больших сект", а секты меньшего размера исчисляются тысячами. Справедливость и законность его решений по регистрации или отказу в регистрации религиозных организаций подвергаются сомнению религиозными меньшинствами и международными наблюдателями.

В адрес Уполномоченного по правам человека в РФ в 2008 году поступило 500-700 жалоб, указывающих на нарушения религиозных прав. Этот показатель в 2-3 раза превышает показатели предыдущих периодов. 20% жалоб составляют случаи препятствования в осуществлении религиозных действий, почти 15% – отказы в реституции религиозных сооружений либо отказы в предоставлении участков земли под строительство религиозных сооружений, почти 5%– преследования правоохранительных органов, 3%– религиозное образование и регистрация.

Федеральное законодательство не предусматривает обязательного религиозного образования в школах, однако РПЦ предоставляется возможность использовать школьные помещения для религиозных занятий на добровольной основе после окончания обязательных учебных занятий. По состоянию на 29 августа 2008 года в 79 регионах РФ работало более 3000 воскресных школ, причём 93% из них (2876) – православные.

Ограничения религиозной свободы со стороны государства можно разделить по четырём основным инструментам-методам: регистрация религиозных организаций, доступ к месту богослужения, въездные визы для иностранных верующих и гонения религиозных организаций и частных лиц. В докладе приводятся многочисленные частные случаи ограничения религиозной свободы.

Многие трудности, которые стоят перед религиозными сообществами, заключаются в административных барьерах и коррупции и не связаны с религиозными убеждениями. Часто почти невозможно определить, отчего религиозная группа подвергается нападкам: по признакам нетрадиционных религиозных взглядов или из-за банальной коррупции – в любом случае результатом является ограничение права граждан на свободное проведение богослужений. Во многих случаях подвергается сомнению даже несправедливость претензий органов государственной власти, предъявляемых к религиозным организациям, а избирательное применение мер воздействия в различных регионах и к различным религиям.

Религиозные группы испытывают сложности с получением земельных участков и разрешений для строительства своих храмов. Некоторые органы местного самоуправления не разрешают религиозным группам арендовать площадки (например, кинотеатры), удобные для проведения мероприятий с большим количеством участников. Протестантские организации отмечают существенные сложности с продлением договоров аренды как муниципальных, так и частных помещений для своей деятельности и богослужений.

Многие религиозные группы оказались не в состоянии вернуть конфискованную в советские годы недвижимость или приобрести новую из-за административных барьеров или в силу ограниченности финансовых возможностей. Проблема реституции собственности особенно болезненна для мусульман и протестантов.

Суздальское епархиальное управление Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) в феврале 2009 года подтвердило факт лишения РПАЦ права собственности на 11 церквей и 2 колокольни, включая Цареконстантиновский кафедральный собор, в городе Суздаль и его окрестностях во Владимирской области по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ (Росимущество).

Как отмечается в докладе, причиной инцидента послужил тот факт, что РПАЦ и Росимущество не достигли согласия и не подписали договор о безвозмездном пользовании зданиями. Церковь обратилась с апелляцией в Первый арбитражный апелляционный суд города Владимир, однако тот оставил без изменения решение Арбитражного суда Владимирской области о лишении права собственности на сооружения.

Юристы РПАЦ не согласились с постановлениями судов, сославшись на достигнутые ранее соглашения между Государственным центром по охране исторических и культурных памятников, их использованию и реставрации и РПАЦ, подтверждающие правомерность использования Церковью указанных объектов. РПАЦ собирается обжаловать судебные постановления в Волго-Вятском окружном арбитражном суде.

В докладе также говорится о том, что в марте 2009 года сотрудники правоохранительных органов не позволили служителям Церкви вынести из храмов со спорным статусом собственности предметы религиозного назначения.

Некоторые правозащитные организации и религиозные меньшинства обвиняют Генеральную прокуратуру РФ в преследовании мусульман, Свидетелей Иеговы, мормонов и других. Есть достоверные данные, свидетельствующие о том, что представители федеральных спецслужб и других правоохранительных органов преследовали малые религиозные группы, допрашивали их членов по сфабрикованным уголовным делам и делам о налоговых нарушениях, оказывали давление на арендодателей с целью аннулирования договоров аренды помещений верующих. В некоторых случаях службы безопасности, очевидно, оказывали влияние на решения Министерства юстиции РФ по вопросам регистрации религиозных организаций.

По закону в РФ преследуются преступления, совершённые по мотивам этнической и религиозной вражды. Правоохранительные органы применяют же эти законы непоследовательно, редко и избирательно. Власти редко преследуют и наказывают подозреваемых в актах вандализма против религиозных меньшинств и нападениях на членов религиозных групп, а если преступники и осуждаются, то преступления, как правило, не квалифицируются как акты религиозной ненависти, а приравниваютсяк обычному вандализму или хулиганству, поскольку последнее легче доказать в суде.

В ограничении религиозной свободы мусульманского населения часто применяется антитеррористическое законодательство. Известны многочисленные случаи обвинения мусульман в экстремистской и террористической деятельности даже в тех случаях, когда обвиняемые не имели никакого отношения к инкриминируемым им преступлениям. Людей задерживали только за то, что они имели религиозную литературу, в частности, Коран.

Поступают жалобы на сотрудников правоохранительных органов, которые безосновательно задерживают представителей религиозных меньшинств с целью убедить их прекратить проповедовать.

Верующие граждане, которые по своим убеждениям не могут проходить военную службу по призыву, дискриминируются направлением на альтернативную гражданскую службу, срок которой продолжительнее срока военной службы в 1,5 или 1,75 раза (в зависимости от места прохождения службы).

Дайджест "Портала–Credo.Ru"

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=74181&cf=

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: