reveal@mirvboge.ru

Феномен смеха. Природа смеха до сих пор не разгадана

В категориях: Трудные места

1 марта 2006

Анатолий Королев, "РИА Новости"
Religare.ru

Скандал вокруг карикатур на пророка имеет и философское измерение, у Веры всегда были напряженные отношения с хохотом.

Дело в том, что природа смеха до сих пор не понятна. Например, с точки зрения ортодоксальных христиан – Христос никогда не смеялся. Ни в одном из Евангелий нет свидетельств о том, чтобы хоть раз Христос посмеялся над чем-нибудь. Хотя... хотя смею утверждать, есть один момент, где чувствуется если не смех, то хотя бы улыбка Иисуса. Это чувствуется в рассказе о сомнении апостола Фомы, который не поверил в воскресение Спасителя и отпрянул от Иисуса, и тогда Христос предложил неверующему вложить перста в его рану. Ту, что оставил в его теле удар римского копья в час распятия.

И Фома боязливо вложил свои пальцы в рану и убедился в истине.

В этом эпизоде мелькает улыбка Христа над Фомой.

Значит ли что смех один из атрибутов Творца?

Боюсь, что религиозные ортодоксы со мной не согласятся: и христианский, и иудейский, да и мусульманский храм веры не допускают смех на порог. Бог – само совершенство, тайна тайн и сила сил; невозможно допустить, что бы Тайна смеялась над миром.

Однако смех существует.

И если исходить из принципа всех теологий: "все что внизу, то и наверху", следовательно, некий сверхъестественный смех присущ и Творцу.

Смех, как и совесть, единственное, что выделяет человека из мира животных, потому что все прочие чувства: страх, жадность, любовь, тоска, сострадание, ревность известны и собаке, и льву, и дельфину.

Смех бросает негласный вызов религиозному мирозданию, и церковь всегда боролась со смеховой культурой, особенно в средние века. И только постепенно напряжение между смехом и храмом стали более терпимы. На взаимное притирание Веры и Смеха у христианства ушло больше тысячи лет.

Смею утверждать, что мусульманский мир, и самая молодая религия мира – мусульманство находятся сейчас примерно в той фазе своего развития, в которой находилось христианство времен средних веков. Отсюда такая вспышка ненависти к карикатурам на пророка Мухаммеда, основателя Веры и посланника Аллаха.

В средние века, в Европе за такую шутку, которую позволили в Дании, и подхватили на Би Би Си и в Париже, можно было и на костер угодить.

Впрочем, эти костры уже зажжены, только горят они на мусульманском Востоке.

Тут уже не до шуток.

Вбирая в себя – и активно, – выходцев с Востока, принимая под крыло архаичный быт, суровую культуру и страстные верования мусульман, европейцы должны понимать, что вбирают в себя еще и иное измерение времени. И время, пожалуй, наиболее консервативная часть восточного мироздания. Тут нет выбора: либо – либо. Экспансия средневековья – головная боль для любой европейской державы, которая выбрала путь интеграции двух временных потоков.

И последнее.

Земная цивилизация органично включает в себя элемент игры, религиозные клише тоже включены в эту великую стихию. Попытки казнить смех и отменить дух игры не удались никому: ни язычеству, ни христианству, ни иудаизму, пройдет время и молодой мусульманский мир тоже встроится в эту модель поведения. К карикатурам будут относиться лишь только как к карикатурам.

Это следы карандаша на бумаге. И только.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: