reveal@mirvboge.ru

Гражданское общество и деревянные солдаты Урфина Джюса

В категориях: Общество, Церковь и власть

17 ноября 2009

Путин совершил ошибку как глава правительства, согласившись на аргументацию Минфина по транспортному налогу, – но об этом история умолчит, поскольку «история Путина» - это история триумфов

Александр Морозов

Совет Федерации показал зубы. 30 октября в СМИ появились сообщения о том, что сенаторы не поддержат закон об изменении базовой ставки транспортного налога. Потребовалось две с половиной недели для того, чтобы парламентское большинство ЕР официально заявило об отзыве законопроекта, которое оно же и протащило в трех чтениях в Госдуме. Об отзыве заявил Борис Грызлов поздно вечером 16 ноября.

Транспортный налог стал самой больной темой для правящей партии во второй половине года. Решение об изменении (фактически – повышении) налога на лошадиные силы продвигалось правительством (читай – Путиным). Единороссовские оказались в трудном положении по всей стране. Фракции трех оппозиционных партий везде выступали против с понятной аргументацией. Но единороссам ничего не оставалось, как наблюдать снизу, как их коллеги в «большой думе» продавливают закон в трех чтениях. В регионах, конечно, аккуратно решали по-своему, как могли. Пытаясь как-то учесть и дыры в бюджете, и «социальные последствия». Бунты автомобилистов могли принять более крутой характер, чем выступления пенсионеров во времена «монетизации льгот».

Владимир Путин, видимо, совершил ошибку как глава правительства, согласившись на аргументацию Минфина относительно этой меры. Но об этом теперь история умолчит. Поскольку хорошо известно, что «история Путина» – это история триумфов. За неудачные решения отвечают «деревянные солдаты Урфина Джюса». Теперь главам фракций единороссов в Госдуме и региональных ЗАКСах придется ходить с помятыми лицами. Ведь и они были не рады этим фискальным новациям, прекрасно понимая, во что это выльется. А оно и «вылилось» – уже накануне третьего слушания в Госдуме начались низовые акции протеста, раздались угрозы перекрыть магистрали. Повышение налога в «плохие времена» вызывает мгновенное и острое самоопределение населения в отношении властей. Тут любой гражданин сразу вспоминает: государство дает деньги крупным компаниям. И даже дает политические кредиты зарубежным странам, власти оберегают госаппарат. Госрасходы растут. Одним словом, как писали об ужасах капитализма в советской печати: «Антинародные правительства перекладывают бремя кризиса на плечи простых граждан». Заботы Минфина о том, как пополнить бюджет в 2011 году (а налоги на авто поступят в бюджет только к концу следующего года), никого не взволновали. Берите, где хотите, но не с тех, кто кормится «от руля».

Отмена правительственного законопроекта – хорошая новость. Можно вдоволь посмеяться над единороссовскими спикерами, которые неизобретательно в эфирах радиостанций пытались убеждать публику в необходимости повышать ставки. Пиар был унылым, что и понятно. Но хорошая новость в другом: это был тот случай, когда региональная пресса – сильно задавленная цензурой ЕР – полгода объясняла несправедливость правительственной затеи. Коммунисты, эсеры и жириновцы в региональных парламентах выступали против. Встряхнулись профсоюзы. Глава Совфеда Сергей Миронов неоднократно публично протестовал. Хотя, видимо, не очень-то рассчитывал на успех.

И вот 16 ноября неизвестная анонимная воля толкнула Бориса Грызлова к микрофону. Закон, который фракция ЕР проломила в трех чтениях при единодушном сопротивлении трех оппозиционных фракций, отзывается из Совфеда. Хорошая новость в том, что – хотя федеральные телеканалы тщательно скрывают от нас это, – возможно, в России все же есть гражданское общество?

slon.ru

http://slon.ru/blogs/morozov/post/184164/

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: