reveal@mirvboge.ru

Извержение вулкана в Исландии нарушило авиасообщение

В категориях: Общество, Церковь и власть

19 апреля 2010

19.04.2010, 09.00

Почти 500 рейсов отменено или задержано в российских аэропортах из-за накрывшего Европу облака вулканического пепла. Как сообщили ИТАР-ТАСС в Росавиации, "вовремя вылететь в европейские страны не смогли более 30 тыс пассажиров".

"По данным на 12:00 мск, отменено 440 и задержано 46 рейсов", - сказал собеседник агентства. Большая их часть /286/ пришлась на аэропорт Шереметьево. В Домодедово отменено 75 рейсов /еще 27 задержано/, из Внуково в европейском направлении не состоялось девять запланированных рейсов, еще два вылета задерживается. "В /петербургском/ Пулково 56 рейсов отменено и два задержано", - сообщили в ведомстве.

Также отменяются или задерживаются полеты в Европу в аэропортах Калининграда, Ростова-на-Дону, Самары, Екатеринбурга, Новосибирска и Тюмени. "Остальные аэропорты работают в штатном режиме", - подчеркнули в ведомстве.

"Скопления пассажиров в аэропортах нет", - добавил собеседник агентства, пояснив, что большинство из них уже сдали или обменяли билеты на рейсы в другие дни или распределены по гостиницам в ожидании вылета.

Облако пепла, выбрасываемого вулканом, достигло Енисея. Сегодня оно пересечет сибирскую реку и продолжит распространяться на восток. "Однако его фракция настолько мелкодисперсионна, что не представляет никакой опасности", сообщила ИТАР-ТАСС замдиректора Красноярского гидрометцентра Ирина Ковалева.

По данным Федерального информационно-аналитического центра Росгидромета, "в Сибири восточная граница вулканического облака сместится восточнее Енисея и продолжит распространение на восток. Южная граница Сибирского вулканического облака сместится до 60 градуса северной широты. Зона, свободная от вулканического облака в Западной Сибири, расширится".

В такой ситуации Владимир Путин попросил МИД РФ оперативно выдавать визы пассажирам, задержавшимся в российских и европейских аэропортах. Премьер-министр также поручил Минтрансу организовать доставку в Россию авипассажиров по железной дороге и автобусами.

На совещании, которое премьер провел накануне с представителями МИД, Министерства транспорта и Министерства по спорту, молодежной политике и туризму, глава Минтранса доложил о "прогнозах европейского центра - 3-4 дня продлятся ограничения полетов".

Глава кабинета поинтересовался, как на данный момент обстоит ситуация с полетами из России в Европу и обратно. "По состоянию на 08:00 мск 18 апреля, 359 рейсов отменено, 29 - задержано, всего не вылетело около 32 тыс пассажиров, из них 12 тыс находятся в городах Европы", - сообщил министр транспорта Игорь Левитин. По его словам, у Минтранса есть точный список, сколько пассажиров в каком аэропорту находятся. Так, больше всего пассажиров скопилось в аэропортах Германии, Нидерландов, Франции и на севере Италии.

Министр развернул перед премьер-министром карту "Структура воздушного сообщения", на которой отмечено фактическое положение облака пепла и прогноз специалистов о его движении. "Облако смещается к Уралу", - подчеркнул Левитин.

Он отметил, что "все рейсы на территории России осуществляются по расписанию". "Сейчас мы ведем переговоры с Китаем и странами Азии, поскольку там тоже задержались российские пассажиры", - сообщил министр. Он считает, что россиян из Юго-Восточной Азии можно доставлять авиарейсами на Дальний Восток и затем развозить по территории РФ внутренними рейсами.

Левитин отметил, что из 12 тыс пассажиров, задержавшихся в Европе, - 7 тыс - пассажиры "Аэрофлота". "Аэрофлот" разместил в гостиницы около тысячи пассажиров и возвращает деньги тем, кто вообще отказался от поездок", - сообщил глава Минтранса, добавив, что около 4 тыс человек сдали билеты. Он информировал, что сегодня утром был открыт аэропорт Рима, благодаря чему "Аэрофлот" смог отправить два рейса, причем пассажирам не нужно было менять билеты.

"Ни одна европейская компания не летает?" - поинтересовался Путин. "К нам никто не летает, только "Аэрофлот", - сообщил министр.

Премьер-министр поинтересовался, почему у разных авиакомпаний разные действия в данном ситуации. "Я вчера прилетел из Мурманска, Дмитрий Анатольевич /президент РФ Медведев/ сегодня вылетел в Краков", - привел пример Путин.

"Мы летаем только по тем маршрутам, которые открыты", - пояснил министр транспорта. Он добавил, что по европейским правилам самолет может лететь на высоте до 6 тыс метров, если есть видимость земли. "Аэрофлот" осматривает самолет после каждого полета", - подчеркнул Левитин. Он также сообщил, что "Аэрофлот" изменил маршрут перелета из России в Северную Америку. "Если раньше летали через Рейкьявик, то теперь - по кросс- полярному маршруту, через Северный полюс в США, очередь на эти рейсы большая", - сказал глава Минтранса.

"Если так дальше дело пойдет, в Европе не останется ни одной авиакомпании, кроме "Аэрофлота", - заметил Путин. Он подчеркнул, что "Аэрофлот" - единственная компания, которая летает с минимальными ограничениями".

Премьер попросил МИД организовать оперативную визовую поддержку пассажирам, которые застряли в аэропортах из-за извержения вулкана в Исландии. "Очевидно, что нужна помощь людям с визовой поддержкой, потому что у многих визы заканчиваются. Консульские работники должны самым внимательным образом и оперативно реагировать на то, что происходит. Прямо на место ехать, с людьми встречаться и помогать", - указал глава кабинета.

Статс-секретарь, замглавы МИДа Григорий Карасин сообщил, что "в посольства и консульские учреждения жесткие указания даны". По его словам, многие страны "гибко реагируют на ситуацию". В качестве примера он привел Литву, с которой удалось достичь временной договоренности: "из Калининграда в Россию можно передвигаться по внутренним паспортам, используя только справку на возвращение". Кроме того, "Литва в течение суток перешла на оформление документов из режима заявки за 26 часов на немедленное оформление", подчеркнул Карасин. "То, что не могли решить годами, теперь решили за сутки", - отметил замминистра.

В заключение Путин заявил о готовности рассмотреть вопрос об оказании финансовой поддержки отечественным авиакомпаниям, если у них будут финансовые проблемы из-за отмены многих рейсов. "Поддержка пока не нужна, мы мониторим ситуацию", - отметил Левитин. Он сказал, что "когда данная ситуация закончится, ведомство доложит о финансовой ситуации компаний". Министр добавил, что по данным европейских коллег, европейские авиакомпании теряют 200 млн долларов в день.

Страны Европы вновь продлили запрет на полеты в своем воздушном пространстве, из-за чего делегации 32 стран не смогли принять участия в траурной церемонии похорон президента Польши Леха Качиньского и его супруги Марии. Вместе с тем ряд европейских авиакомпаний начали тестовые полеты, чтобы оценить степень опасности вулканического облака для воздушной навигации.

"Что больше всего волнует "Бритиш эйруэйз" и другие авиакомпании, это то, что сами они абсолютно не представляют себе, когда они снова смогут выполнять полеты", - заметил в телеэфире редактор деловой хроники вещательной корпорации Би-би-си Роберт Пестон. По его словам, сложившаяся ситуация уже в ближайшем времени грозит превратиться в "крупную катастрофу для бизнеса и экономики".

Официальные решения о прекращении всех полетов до 00:00 понедельника /02:00-03:00 мск/, в зависимости от часового пояса европейских стран/ уже приняли Ирландия, Германия, Бельгии, Австрия, Дания, Норвегия, Эстония, Швейцария.

Представитель компании "Аэрофлот" в Швейцарии рассказал корр.ИТАР- ТАСС, что ситуация в аэропорту Женевы спокойная. Пассажирам предлагается либо вернуть деньги за билет, либо перенести его на более поздние даты. Среди вариантов, как добраться до Москвы, - переоформить билеты и вылететь, например, из Рима или Ниццы, откуда самолеты продолжают взлетать.

Полностью блокировано воздушное пространство Люксембурга, Франции, Болгарии, Словакии. Испания остается формально открыта, но большинство рейсов там отменены из-за недосягаемости остальной Европы.

Все решения о запрете полетов принимаются национальными правительствами европейских стран в тесном взаимодействии друг с другом. Эту координацию обеспечивает европейское агентство по безопасности воздушной навигации Евроконтроль, в который входят 38 государств. Его рекомендации остаются неутешительными - облако вулканического пепла из Исландии продолжает распространяться и представляет опасность для полетов. Метеорологический прогноз на понедельник также не обещает никаких серьезных изменений в воздушном пространстве над Европой на высоте 8,5-10 тысяч метров, где распространяется пыльно-пепельная взвесь, представляющая опасность для турбореактивных двигателей самолетов. В Европе никто не может сказать с уверенностью, когда полеты возобновятся.

Вместе с тем, как объявило Управление безопасности полетов Швеции, будет открыт воздушный коридор в районе города Кируна на севере страны.

В то же время в субботу во Франции и Бельгии были совершены первые тестовые рейсы. Аналогичный полет из Амстердама в Дюссельдорф сегодня успешно выполнила франко-голландская компания "Эр Франс-КЛМ". Как заявил ее представитель, "Боинг 737 с экипажем, состоящим из 20 человек без пассажиров вылетел сегодня из аэропорта Схипхол в 06:30 /08:30 мск/ и без проблем приземлился в Дюссельдорфе". Он добавил, что на воскресенье запланированы еще восемь тестовых полетов.

Воздушное сообщение над Европой парализовано с четверга. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта, ежесуточные потери авиакомпаний мира достигают 200 млн долларов. В минувшую субботу вместо стандартных 22 тыс авиарейсов страны ЕС осуществили всего 5 тыс полетов.

В "Аэрофлоте" создан оперативный штаб в связи с закрытием воздушного пространства и аэропортов Европы. Руководство авиаперевозчика приняли решение принимать к перевозке всех пассажиров, которые не могут вылететь из закрытых аэропортов, но смогут добраться до действующих аэропортов. В данной ситуации все пассажиры могут без доплаты обменять билеты на любой рейс "Аэрофлота", вылетающий из Европы, в рамках класса обслуживания и при наличии свободных мест.

"Пассажирам отмененных рейсов предоставляется проживание в отеле и питание. Вылететь в пункты назначения они смогут как только будут открыты воздушное пространство и аэропорты Европы", - отметили в компании. В Аэрофлоте продолжают отслеживать ситуацию, тесно сотрудничают с метеорологической службой, а также с представителями авиакомпании в странах Европы, Санкт-Петербурге, Калининграде и Мурманске.

Дополнительную информацию об изменениях в расписании полетов можно получить, позвонив по телефонам Колл-центра , 8-800-333-55-55 или на платный номер 0933, а также на сайте Аэрофлота www.aeroflot.ru", - сообщили в компании.

В департаменте информации и печати МИД отметили, что в Москве отслеживают ситуацию, сложившуюся из-за переноса рейсов во многих аэропортах мира. При этом МИД России "готов оказывать любую необходимую помощь в случае возникновения каких-либо кризисных ситуаций". В МИД России уверены, что у россиян, застрявших в европейских аэропортах, не возникнет визовых проблем. Назвав ситуацию, возникшую в связи с извержением вулкана в Исландии, форс-мажорным стечением обстоятельств, в МИД отметили, что россиян в аэропортах Европы, у которых заканчиваются визы, "никто не будет привлекать к ответственности или выгонять". Они не являются нелегальными мигрантами, а оказались в данной ситуации вынужденно, пояснил он в эфире телеканала "Россия 24".

В то же время в Российском союзе туриндустрии предупреждают, что туристы, которые приобрели путёвки, не смогут целиком вернуть средства за испорченный из-за отложенных или отмененных авиарейсов отдых. "Их надо размещать в гостиницах, сдвигается вся программа. Это довольно сложная история", - рассказала пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина в эфире телеканала "Россия 24". "Пассажиры, которые покупали билеты самостоятельно при отмененных рейсах могут сдать билеты и получить полностью деньги, без штрафа", - отметила она.

Вулкан, находящийся в юго-восточной части Исландии в 160 км от Рейкьявика под ледником Эйяфьядлайокудль, является крупнейшим действующим вулканом на острове. Его высота - 1666 м, кратер достигает в диаметре 5 км. Извержения в районе ледника фиксировались в 920, 1362, 1612, 1727 и 1821-1823 гг. Впервые после почти двухсотлетнего сна вулкан очнулся 20 марта этого года. Но тогда он только "потянулся": было прекращено транспортное сообщение всего лишь между несколькими городами.

Облако пепла в верхних слоях атмосферы, которое повлияло на авиасообщение в Европе, образовалось в результате извержения, начавшегося в ночь на среду, 14 апреля. По словам руководителя метеорологической службы Исландии Мэтью Роберта, в среду во второй половине дня произошли два выброса вулканической лавы, второй был особенно крупным. Поскольку магма сразу встречается со льдом, то из кратера вырывается уже не лава, а грязные кипящие струи воды с камнями и пеплом. 14 апреля в районе вулкана началось наводнение. Никто не пострадал, хотя из населенных пунктов, находящихся близ вулкана, эвакуированы более 800 человек.

Раскаленная магма вытекла на лед, в результате с паром в атмосферу поднялась огромная масса пепла, распространившаяся практически всю акваторию Северного моря. Эксперты отмечают, что в четверг извержение стало более интенсивным, спустя сутки после начала извержения не было признаков снижения активности вулкана. Густой столб черного облака поднялся в небо над вулканом на высоту 6 км.

Извержение исландского вулкана Эйяфьядлайокудль может вызвать похолодание в Европе. Правда, оно, скорее всего, окажется настолько небольшим, что будет замечено только в научных наблюдениях, отметили в Институте географии РАН. "Как и любое извержение, это - также сопровождается выбросом в воздух значительных объёмов вулканического дыма и пепла, - сказал ведущий научный сотрудник ИГРАН Андрей Глазовский. - Они в какой-то мере перекрывают доступ тепловой энергии Солнца к поверхности Земли. Так что похолодание возможно, но вряд ли оно будет заметным - небо довольно скоро должно очиститься".

При извержениях вулканов всегда возникают опасности разного рода, в силу того, что атмосферу подчас попадают многие кубические километры пепла, отметил Глазовский. Из-за этого, в частности, и произошло нынешнее осложнение воздушного движения в Европе. "Но это не в первый раз, подобное происходит всегда - и у нас на Камчатке, и на Аляске, и в других местах", - отметил ученый.

Британские эксперты проанализировали состав облака, содержащего вулканические газы и пыль, и пришли к выводу, что оно не радиоактивно и низкотоксично, передает телекомпания "Скай ньюс". В то же время, они указывают, что облако содержит в себе микроскопические частицы вулканического стекла, которые представляют собой очень жесткие кристаллы в острыми краями. Их попадание в дыхательную систему может вызвать раздражение легких.

Всемирная организация здравоохранения /ВОЗ/ предупреждает людей с респираторными заболеваниями не выходить на улицу в случае выпадения вулканических осадков. Организация предупреждает людей с такими заболеваниями, как астма или бронхит, что они должны по возможности не выходить из дома, когда пепел начнет оседать. При этом астматикам, когда они выходит на улицу, лучше всего иметь под рукой ингаляторы с лекарствами. Представитель ВОЗ добавил, что организация пока не имеет данных о том, насколько опасным может оказаться вулканическая пыль, выброшенная в воздух в результате извержения вулкана в Исландии. Он уточнил, что опасным для здоровья вулканический пепел становится, когда попадает на поверхность земли. Сейчас гигантское облако вулканической пыли находится на высоте 10 тыс метров над поверхностью. Однако в течение времени пыль начинает оседать, этот процесс ускоряется дождями.

Инциденты, связанные с попаданием пепла в двигатели самолетов

По данным геологической службы США, с 1983 по 2000 гг. было зарегистрировано более 100 случаев, когда двигатели воздушных судов пострадали от вулканического пепла. В некоторых случаях двигатели прекращали работать, однако к фатальным последствиям это не привело ни разу.

Первые непонятные отказы турбин самолетов были отмечены еще 25 лет назад. Но только в начале 1990-х годов ученые выявили причину - попадание пепла в турбины лайнеров. Единственной мерой избежать катастрофы специалисты считают уход от столкновения с облаком пепла.

В июне 1982 года у пассажирского самолета "Боинг-747" Британской авиакомпании, летевшего на высоте 12210 м из г. Куала-Лумпур /Малайзия/ в г. Перт /Австралия/, внезапно отказал двигатель, а вслед за ним три остальных. Самолет начал падать, и лишь на высоте 4623 м удалось запустить один двигатель, а позже - два других. "Боинг" совершил вынужденную посадку в Джакарте /Индонезия/. Причиной инцидента оказался пепел, выброшенный в атмосферу во время извержений вулкана Галунггунг, расположенного рядом с трассами авиалиний между Южной Азией и Австралией. /Тогда в результате извержения вулкана пострадали около 200 тыс человек, 600 человек погибли/.

15 декабря 1989 года "Боинг-747", летевший из Амстердама и имевший на борту 231 пассажира и 13 членов экипажа, начал снижение для захода на посадку в г. Анкоридж /Аляска, США/. На высоте 7500 м, в 240 км от вулкана Ридаут, самолет попал в пепловую тучу, все четыре двигателя заглохли и в течение 8 минут самолет падал. Когда пилоты сумели снова запустить двигатели, до земли оставалось менее 2000 м. Самолет благополучно приземлился в Анкоридже, позже из каждой турбины было извлечено по 80 кг вулканического пепла.

В 2009 году авиакомпания "Аляска эйрлайнз" неоднократно отменяла рейсы из-за извержения вулкана Ридаут, из кратера которого пепел выбрасывался на высоту до 15 км.

Хронология извержения вулканов с 1980 года:

1980 год - извержение вулкана на горе Святой Елены /США, штат Вашингтон/ повлекло гибель 60 человек, выжжены сотни квадратных километров прилегающих территорий. Находившийся в 80 километрах город Портленд /штат Орегон/ был засыпан пеплом.

1983 год - лава, вырвавшаяся из жерла вулкана Ояма на острове Мияке /Япония/, одного из наиболее активных вулканов в Японии, уничтожила более 400 домов, спалила лес и высушила озеро.

Сентябрь 1994 года - после начала извержения вулкана Тавурвур вблизи города Рабаула /остров Новая Британия, Папуа-Новая Гвинея/ население /более 50 тыс человек/ покинуло город, который оказался засыпан метровым слоем пепла.

Июль - август 1997 года - в результате длительного извержения вулкана Чансес Пик /в горной гряде Суфриер Хиллс на острове Монтсеррат в Карибском море, владение Великобритании, под потоком лавы и пепла оказались две трети территории острова. Погибли десятки людей, полностью разрушены автомагистрали, железная дорога и аэропорт, город Плимут /административный центр/ погребен под многометровым слоем лавы.

Июль 1997 года - вулкан Попокатепетль, один из самых крупных в Мексике, выбросил самую большую за последние 70 лет тучу пара и пепла, который покрыл окрестности в радиусе десятков километров. Раскаленные камни нанесли большой ущерб сельскохозяйственным посевам.

17 января 2002 года - извержение вулкана Ньирагонго на востоке Демократической Республики Конго. Под потоками лавы были погребены город Гома и 14 окрестных деревень. Погибли более 50 человек, 300 тыс жителей были эвакуированы. Огромный ущерб нанесен кофейным и банановым плантациям.

27 октября 2002 года началось извержение сицилийского вулкана Этна, которое завершилось лишь 30 января 2003 года. Вулканической лавой были уничтожены несколько туристических кемпингов, гостиница, горнолыжные подъемники и рощи средиземноморской сосны. Извержение вулкана нанесло сельскому хозяйству Сицилии ущерб примерно в 140 млн евро и стало причиной разрушительного землетрясения.

12 июля 2003 года - извержение вулкана Суфриер на острове Монтсеррат. Острову площадью 102 кв км нанесен значительный материальный ущерб. Пепел, покрывший практически весь остров, кислотные дожди и вулканические газы уничтожили до 95 процентов урожая, большие убытки понесла рыболовная отрасль. Территория острова была объявлена зоной бедствия.

17 августа 2006 года в Эквадоре в результате мощного извержения вулкана Тунгурауа, расположенного в 180 километрах от эквадорской столицы Кито, погибли по меньшей мере шесть человек, десятки получили ожоги и ранения. Тысячи крестьян из деревень у подножия горы были вынуждены покинуть свои дома, из-за ядовитых газов и пепла наблюдался падеж домашнего скота, весь урожай был уничтожен.

12 февраля 2010 года - извержение вулкана Суфриер началось на острове Монтсеррат. Мощный "дождь" из пепла обрушился на несколько населенных пунктов острова Гран-Тер /Гваделупа, владение Франции/. В г. Пуэнт-а-Питре были закрыты все школы. Передвижение по автодорогам острова было затруднено из-за слоя пепла. Местный аэропорт временно прекратил свою работу.

itar-tass
http://www.itar-tass.com/level2.html?NewsID=15031104&PageNum=0

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: