reveal@mirvboge.ru

Как избежать депрессии и искушения?

В категориях: Общество, Церковь и власть

30 октября 2008

Архиепископ Парижский кардинал Андре Вен-Труа прочитал лекцию о благовествовании в секулярном обществе

Россию посетил с визитом архиепископ Парижский, преемник и соратник кардинала Жана-Мари Люстиже кардинал Андре Вен-Труа. Сам кардинал считает этот свой визит паломничеством, посвященным российским новомученикам, поэтому знакомство с Россией началось с Соловецких островов, ставших местом мученичества не только православных, но и католических исповедников. В ходе визита кардинал Вен-Труа встретился с предстоятелем РПЦ МП Алексием II, митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, а 29 октября прочел открытую лекцию на тему провозглашения Евангелия в секулярном обществе.

Его выступление отличалось четкостью и ярко выраженной тезисностью излагаемых мыслей. Начал кардинал с анализа секуляризма. По его суждению, секуляризм как явление имеет три измерения: политическое, культурно-философское и социально-экономическое. Политический секуляризм появился во Франции с революцией 1789 года и завершился в 1905 году окончательным размежеванием Церкви и государства. Культурно-философский секуляризм, считает Вен-Труа, берет свое начало отнюдь не в идеологии Просвещения XVIII века, а гораздо раньше. Первым на этом пути был Фома Аквинский, объединивший в своих работах принципы христианства с аристотелевской философией. Затем пришел Ренессанс с его обращением не только к философии, но и к эстетике языческих греко-римских времен. И, наконец, французское картезианство. Что же касается социально-экономического аспекта секуляризации, то он заключается в следующем. Еще в начале прошлого столетия 70% французского населения жило в деревнях. В результате процессов миграции теперь такой процент составляют горожане. Если в деревне вся общественная жизнь группировалась вокруг школы и церкви и они были равнозначными факторами в культурной социализации французы, то главной проблемой сегодняшнего города, тем более города большого, каким является и Париж, является разрыв межчеловеческих и межличностных связей. Люди даже не знают, где находится храм. Происходит духовное опустошение, а также впадение в типичную болезнь, именуемую депрессией.
Что делать, если в милую сердцу деревню XIX уже, увы, не вернуться. Кардинал Вен-Труа призывает активных христиан использовать для благовествования то, что сегодня именуется социальными сетями, а, говоря проще, любую возможность для межличностного общения. Например, среди мам, ожидающих детей из детского сада и школы. Что ж, Бог в помощь.

Запомнилась одна очень интересная и актуальная мысль кардинала. В секулярном обществе, рассуждал Андре Вен-Труа, с одной стороны, христиане "могут быть искушаемы перенести на светскую власть свой личный выбор, выбор веры в Христа". На более понятном языке это означает, что многие христиане хотят видеть то государство, в котором живут, конфессиональным - или конфессионально ориентированным. С другой стороны, у политиков может возникнуть искушение использовать веру человека, его религиозный выбор в своих политических интересах. Многие политики очень хотели бы, чтобы их влияние базировалось на религиозной мотивации человеческой души."Но Церковь - не экран политической жизни, и все это противоречит ключевому принципу христианства - свободе", - сказал кардинал Вен-Труа. Думается, что все это очень и очень злободневно, не только для Франции, а и для России - и все знают, почему.

Затем последовало несколько вопросов, суть которых также вращалась вокруг принципов религиозной свободы и плюрализма. Этот мотив прозвучал и в ответе кардинала Вен-Труа на вопрос о том, не внушает ли опасения рост численности мусульман во Франции и Европе, а также превращение многих церквей в мечети. "На моей памяти не было случаев, чтобы церковь становилась мечетью, - ответил кардинал. - Хотя сегодня по пятницам многие улицы французской столицы превращаются в мечети под открытым небом, по ним ни проехать, ни пройти. Я, конечно, не считаю правильным, чтобы мусульмане молились под открытым небом, но и церкви в мечети превращать незачем" . Затем парижский архиерей пустился в собственные рассуждения по поводу ислама. Он полагает, что мусульманская молодежь, мусульманские верующие значительно меньше, чем христиане, интересуются вопросами богословия и этики, ведь для полноты веры им достаточно исполенения ее пяти столпов - исповедания единобожия, молитвы, поста, выплаты закята и совершения хаджа. Из контекста многих высказываний Вен-Труа следовало, что христианство как религию свободы он понимает как антитезу исламу, религии, по его суждениям, стесненной личностной свободы.

Валерий Емельянов, ИАЦ "Время и мир",
для "Портала-Credo.Ru"

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: