reveal@mirvboge.ru

Наибольшее зло на свете. Размышления о войне

В категориях: Общество, Церковь и власть

25 августа 2008

Кто хочет жить свободно, должен уметь воевать

Петр Цюкало

Читая Библию, удивляешься, как часто там описываются войны, причем далеко не всегда с негативной точки зрения. Более того, Бог иногда предписывал Своему народу вести войны, Он хотел, чтобы Его люди умели воевать, учились воевать, не забывали воевать. Всем известно, что евреи, вышедшие из Египта, отправились в обетованную землю не прямой дорогой (максимум три дня пути), а кружным тяжелым путем через пустыню. Писание объясняет это следующим образом: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет». (Исх.13:17). Свобода требует жертв, жить свободно может только тот народ, который готов воевать. Если же нет – он «возвращается в Египет», т.е. в рабство. «Кто хочет спасти свою жизнь, тот ее потеряет» (Матф.16:25).

Кстати, евреи, выросшие в Египте, так и не решились воевать с обитателями обетованной земли – испугались их. Поэтому Бог обрек их на вымирание в пустыне. Только сорок лет спустя, дети рабов, выросшие под небом пустыни, в атмосфере свободы, руководимые не рабскими привычками и законом Божьим, взяли Палестину. Даже спустя десятки лет, как повествует Книга Судей (3:2), Бог хотел, «чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее». Заслуживает внимания и то, что падение царя Давида произошло как раз после того, как он отказался отправиться на войну. Вместо этого он предпочел наслаждаться мирной жизнью, и все закончилось как закончилось – отказавшись убивать врагов, Давид убил друзей.

А как же «Не убий»?

Многие христиане-пацифисты предпочитают игнорировать Ветхий Завет, ссылаясь на то, что в Новом Завете дается новая заповедь – любить людей, даже врагов, подставлять обидчику другую щеку. Иисус отказывался использовать оружие для распространения Своего учения. Его церковь – это царство не от мира сего, оно не нуждается в воинах, для распространения его по всему миру. Это совершенная правда, и горе той церкви, которая начинает аппелировать к оружию для защиты своих интересов.

Однако тот же Христос, а потом и Его апостолы, не сказали, что государство также как и церковь, не имеет права защищаться с помощью оружия, или поддерживать порядок. Напротив, когда Евангелия заговаривают о государстве, они определенно учат о праве государства на войну и принуждение. Иисус не отверг власть Пилата, военного руководителя, скорее признал то, что Бог санкционировал эту власть. Вслед за этим, апостол Павел написал христианам Рима, что представители власти получили свои полномочия от Бога, и должны применять при необходимости оружие. Конечно, пацифисты, наподобие свидетелей Иеговы, меннонитов, некоторых баптистов заявляют, что истинный верующий не должен служить в армии, в полиции, на государственной службе. Однако ни Иоанн Креститель не требовал от верующих оставлять армию (Лк.3:14), ни апостол Павел не требовал от проконсула Кипра Сергия Павла уходить в отставку после обращения ко Христу (Деяния 13:12).

Эта двойственность Священных Писаний: с одной стороны – призывы к войне, поощрение войны (даже так!), а с другой – призыв к всеобъемлющей любви, включая врагов, объясняется достаточно просто: кесарево – кесарю, а Божие – Богу. Там, где Бог говорит о государстве, его устройстве, его деятельности, обращается к государственным служащим – упоминается война, насилие, оружие как обязательные атрибуты государства. Там, где Он говорит о церкви – оружие и насилие оказываются абсолютно неуместными. И это тоже легко понять. В то время, как государство защищает своих граждан от насильников в материальном мире, церковь ведет войну абсолютно в другой сфере: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы (выделено мной) поднебесной», - пишет апостол Павел ефесянам (Еф.6:12). Нужно быть совершенным идиотом, чтобы палить из пушек по бесам. И добавлю - не меньшим идиотом, чтобы разоружить армию и полицию, расчитывая на то, что по молитве церкви все преступники в одночасье покаются и волки станут агнцами.

Настоящее зло

Отсюда вытекает неожиданное следствие, которое помогает понять, почему Библия не драматизирует войны. Война, с христианской точки зрения, не является абсолютным злом. Абсолютное зло – это вечная гибель человеческой души. Поэтому главная задача церкви в мире – привести как можно больше людей к Богу, помочь им спастись от ада, наследовать вечную жизнь. Если бы мы жили только на земле, да – война была бы этим абсолютным злом. Кстати, недаром, пацифизм последнего времени уже скорее не религиозный, а светский. После того, как люди потеряли вечность, все, что им остается – отчаянно цепляться за жизнь на земле, объявляя биологическое существование наивысшей ценностью. Иисус так не думал: «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лук.12:4,5). Смерть тела, война, на которой убивается множество тел – страшная вещь, но не самая страшная. В «Письмах Баламута» Клайва Льюиса опытный бес поучает своего ученика не возлагать слишком больших надежд на войну: «Подумаем, как воспользоваться европейской войной, а не как наслаждаться ею. Кое в чем она сработает в нашу пользу. Можно надеяться на изрядную меру жестокости и злобы. Но, если… тысячи обратятся к Врагу (так он называет Христа), а десятки тысяч.. станут заниматься не собой, а теми ценностями и делами, которые они сочтут выше своих собственных?... Подумай также, сколь нежелательным образом люди умирают на войне. Они знают, что их можно убить, и все же идут туда, особенно если они приверженцы Врага. Для нас было бы гораздо лучше, если бы все они умирали в дорогих больницах, среди врачей, которые им лгут по нашим же внушениям, обещая умирающим жизнь и утверждая их в том, что болезнь извиняет каждый каприз, и (если наши сотрудники хорошо знают свое дело) не допуская мысли о священнике, дабы тот не сказал больному о его истинном положении. А как губительна для нас постоянная память о смерти! Наше патентованное оружие — довольство жизненными благами – оказывается бездейственным. В военное время никто уже не верит, что будет жить вечно».

Бес Баламут как в воду глядел, их подопечный – молодой лондонец, которого они успешно вели к вечной погибели, ускользнул от них в самый момент, попав под немецкую бомбу. Бес рвал и метал: «Ты выпустил из рук душу! Я просто с ума схожу, думая об этом. Да, я представляю себе, что случилось… Внезапно глаза его раскрылись… Он прошел через все так легко. Ни медленно нарастающих подозрений, ни приговоров врача, ни больниц, ни операционных столов, ни фальшивых надежд. Раз - и освободился! На какой-то миг все показалось ему нашим миром (т.е. адом). Бомбы рвутся, дома падают, вонь, дым, ноги горят от усталости, сердце холодеет от ужаса, голова кружится... и тут же все прошло как дурной сон, который никогда не будет иметь никакого значения для него. Эх ты, обманутый дурак! Заметил ли ты, как естественно - словно он для того и родился -- этот червяк, рожденный на земле, вошел в свою новую жизнь?»

Меня всегда удивляло как просто, без надрыва, (по-крайней мере так казалось) Иисус говорил об ужасах последнего времени. «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде… восстанет народ на народ, и царство на царство… Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук.21:9-28).

Войны неизбежны, они были и будут до самого последнего дня земной истории. И они не ужаснее множества других проявлений зла, которыми захлестывает землю. Пожалуй довольно часто война является меньшим злом, чем отказ от войны. Британцы благодарят Бога за воинственность Черчилля, стыдясь миролюбия Чемберлена. Увы, на земле, где много злых людей, не всякий, размахивающий оливковой ветвью, остается в истории миротворцем. Да и завершится человеческая история полным позором не из-за воинственности людей. Жажда мира заставит их приветствовать антихриста: «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба. (1Фесс.5:3).

И последнее. Пока на земле Грузии пять дней длилась война, потрясшая весь мир, убившая несколько сотен человек, которых мы оплакиваем сегодня, в мирной обстановке российских и американских больниц было убито 40 тысяч мальчиков и девочек. И никто даже не поперхнулся. Вот такое оно «мирное» время.

специально для Христианского Мегапортала invictory.org

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: