reveal@mirvboge.ru

Не хочу учить

В категориях: Трудные места

3 сентября 2008

Тысячи педагогов в начале учебного года не пришли в школы

Ирина Степура, Лада Степанова, Татьяна Зазорина, Юлия Кривошапко

Путь в "общество знаний" начинается с учителя в обычной школе. За годы кризиса в стране стало на 100 тысяч педагогов меньше. Меняется ли ситуация сейчас? Об этом рассказывают наши собст венные корреспонденты.

Выпускник без языка

В Иркутской области, по данным регионального департамента образования, 1 сентября приступили к работе 31 233 педагога. При этом в муниципалитетах не хватает свыше полутысячи учителей. Острее всего ощущается нехватка преподавателей английского языка - до сих пор открыты около ста вакансий.

Иркутский государственный лингвистический университет в этом году выпустил 115 учителей английского языка. Однако работать в школы пошли далеко не все.

- Из 13 студентов, которые проходили целевое обучение, в школы устроились 9 человек (двое юношей ушли в армию, две девушки вышли замуж за военных), - пояснила Ирина Волог жина, начальник учебного управления вуза. - Среди тех, кто обучался на общих основаниях, многие не скрывали, что не собираются заниматься педагогикой - уж слишком невысокие зарплаты. Да и проблемы с жильем не решаются из года в год. Понятно, что молодые педагоги устраиваются там, где предлагают лучшие условия. Не хватает и учителей русского языка, математики, физики, информатики, химии. Последствия кадрового голода уже начинают сказываться на качестве обучения. Минувшей весной ученики трех учебных заведений в Нижнеилимском районе, не прошедших аккредитацию, едва не оказались без аттестатов о среднем образовании. Тогда комиссия службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области установила, что качество образования в этих школах не соответствует стандартам. На протяжении нескольких лет ученикам не преподавали химию, иностранный язык и черчение.

В результате в Заморской и Дальнинской школах выпускные экзамены прошли в традиционной форме, а учебные учреждения обязали пройти повторную аккредитацию. Ученики Соцгородокской школы - неаккредитованной по начальному, основному и среднему уровням образования - сдавали экзамены в соседней Видимской школе, расположенной в 30 километрах.

Лирики без физики

В Ростове-на-Дону количество учителей, которые пойдут в этом году работать в школы Ростовской области, в региональном министерстве образования уточнить затруднились, сказав, что такие данные появятся лишь в середине сентября.

Что же касается числа выпускников педвузов и колледжей, которые, получив педагогический диплом, идут работать по профессии, то подобной информацией областное минобразование не располагает вообще. Как пояснила "РГ" помощник министра Татьяна Зенкова, отследить ситуацию очень сложно, так как сейчас выпускников на работу никто не распределяет. А следовательно, и не отслеживает.

Несмотря на то, что пединститут Южного федерального университета и педагогические колледжи каждый год выпускают не одну тысячу специалистов, учителей в Ростовской области не хватает. Все дело в том, что все молодые специалисты, окончив вуз, пытаются устроиться на работу в городские школы, и там на свободные вакансии уже существует серьезный конкурс. На селе же детей учить некому.

Вот что рассказала "РГ" специалист отдела образования Дубовского района Татьяна Грузденко:

- Особенно не хватает преподавателей химии и биологии, русского языка, в двух школах очень нужен учитель физики. В одной из них физику сейчас преподает пенсионер, который уже пятый год никак не может уйти на пенсию, потому что нет замены. В другой школе физику ведет директор школы, который одновременно учит детей информатике. Но как администратор он не имеет права брать слишком много учебных часов, да и вообще такая большая нагрузка во вред административной работе.

В основном возраст педагогов либо предпенсионный, либо пенсионный. В одной из районных школ девять педагогов - пенсионеры. Это очень большой процент.

Ректор же Южного федерального университета Владислав Захаревич считает, что молодым учителям в сельских районах не всегда дают работать, потому-то они и уезжают в город.

- Когда министр образования и науки России Андрей Фурсенко встречался в Ростове со студентами ЮФУ, одна четверокурсница пединститута встала и сказала: "Я хочу работать учителем, но для меня в школе не нашлось места", - вспоминает он. - Действительно, порой педагоги пенсионного возраста, особенно на селе, не торопятся уходить с работы, потому что не видят возможности прожить на маленькую пенсию, особенно если еще надо помогать детям и внукам. Поэтому и держатся за свое место. Так что кадровые проблемы в образовании в первую очередь надо решать, улучшая качество и уровень жизни людей.

На вакансии, как на амбразуры

В Хабаровском крае начнут новый учебный год около десяти тысяч школьных педагогов. Учительский цех "омолодился" на 390 "свеженьких" специалистов, ведь сегодня каждый пятый работающий в образовании - пенсионер. Есть даже семидесятилетние.

О старении кадров давно сокрушаются управленцы, приняв специальную программу целевой подготовки педагогических кадров. Благодаря ей в этом году получили направления в школы края 230 выпускников педвузов, обучавшихся за казенный счет.

- Проблема закрепляемости в отрасли образования очень остра, - признал министр образования края Андрей Базилевский.

Он видит причину в том, что "школьная зарплата" ниже средней в крае. Кадровые дыры образуются не только в отдаленных селах, но и совсем рядом с городами. И тем не менее, по словам министра, в школах края нет предметов, которые бы вообще не велись. Вопрос лишь в том, кто их ведет. На вакансии предметников, как на амбразуры, идут добровольцы с самыми лучшими побуждениями - не дать школьнику почувствовать себя недоучкой. Так, в Верхнебуреинском районе 15 процентов учителей ведут предметы, не соответствующие их дипломной специальности.

-Учитель географии у нас преподает рисование. Направляли учиться "целевиков", но из пятнадцати вернулось девять, - сетует начальник отдела образования Татьяна Гермаш. В Комсомольском муниципальном районе прибытие молодого учителя такой праздник, что глава Александр Коломыцев лично встречает его и вручает ключи от жилья.

Самый дорогой для бюджета ученик - из глубинки. В Николаевске-на-Амуре один школьник обходится вдвое дороже, чем хабаровский, а в Охотском районе - втрое. Чтобы добраться до поселка Арка, где компактно проживают эвены, надо полтора часа ехать от райцентра Охотска на машине, а потом еще два пилить на моторке по морю или лететь вертолетом. В непогоду это путешествие может растянуться на дни. По этой причине приезжих кадров в национальном селе давно не ждут, обходятся доморощенными. Так надежней.

Все 26 учителей, которые 1 сентября пришли в среднюю школу Арки, закончили ее же. В новом учебном году здесь ожидают семь молодых специалистов, направленных от села по целевому обучению.

-В этом году впервые на базе аркинской школы будут экспериментировать - обучать детей английскому языку дистанционно. Есть специальные программы для проверки произношения.

-Если опыт будет удачным, внедрим "дистанционного учителя" в других отдаленных и северных школах,- пообещали в министерстве. Но не во всех. Уж больно дорогое это удовольствие - получать образование по Интернету.

Как удержать молодых

В Санкт-Петербурге первого сентября в классы школ вошли 72 761 учитель, - сказала корреспонденту "Российской газеты" заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Заиченко. - Вакантных мест практически нет.

А ведь не так давно дефицит составлял до тысячи мест! Сегодня учительский состав Северной столицы молодеет. Педагоги до 30 лет составляют более 18 процентов. В среднем в год приходит от 400 до 500 выпускников педагогических колледжей и педагогического университета.

Как же в Петербурге стараются привлечь и удержать молодых учителей?

- Выпускники вузов, пришедшие на работу в школу, получают подъемные средства в размере 13 635 рублей, - говорит Наталья Алексеевна, - а обладатели "красных" дипломов получают по 18 180 рублей.

Кроме того, молодой учитель в течение первых трех лет своей работы имеет право на льготный проездной билет с 50-процентной скидкой. Это чисто петербургская инициатива. Как и программа обеспечения работников образовательных учреждений доступным жильем. Ее участниками становятся молодая семья или одинокий молодой человек в возрасте до 30 лет, работающий в школе.

Если он отработал пять лет, то имеет право на льготы при покупке жилья. Если выплатит тридцать процентов от стоимости квартиры, то остальные семьдесят может выплачивать в рассрочку в течение десяти лет. При этом дается субсидия в размере пяти процентов, если учитель отработал в школе пять лет. Причем он будет заинтересован продолжать трудиться в школе, потому что за каждый год он будет получать субсидию по одному проценту от общей стоимости квартиры за каждый год. Со стажем работы уменьшается и размер первоначального взноса, и сумма субсидий. Таким образом, учитель с десятилетним стажем работы внесет первоначальный взнос в размере 20 процентов и получит 10 процентов субсидии. Подчеркнем, что въехать в новую квартиру он сможет уже после внесения первого взноса.

Справка "РГ"

Сейчас учителей в стране около 1,5 миллиона. За последние десять лет их стало меньше на 100 тысяч человек. Число школьников за это же время снизилось на 8 миллионов.

Что мы знаем о российском учителе? Почти 90 процентов профсообщества - женщины. "Учительница первая моя" стопроцентно дама, но с большой вероятностью и второй, и третий учитель окажутся представительницами прекрасного пола. Для сравнения: во Франции в средней школе 57 процентов женщин, в Великобритании и Гонконге - 53, в Германии - 46, в Японии - 32. Почти 40 процентов учителей работают на селе, треть - в городах - миллионниках и областных центрах, столько же - в более мелких городах и поселках городского типа.

"Российская газета"

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: