Нравственная Конституция Священного Писания

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

Зайченко А.С.

 

1.
Законы универсальной праведности

Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Среди них 10 Заповедей, которые еще называются Декалогом, (Десятисловием), занимают особое место, ибо они были даны Самим Богом. Их главная идея состоит в признании направляющей воли Господа, «единого Бога», указывающего своему народу праведные пути в этом мире. Эти десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова.

Сам Бог написал эти заповеди на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести - излагались общественные обязанности человека к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала, как мы бы их сегодня назвали, деструктивные наклонности и люди мало-помалу стали исправляться. Именно тысячелетнее воспитание Десятью заповедями позволило Израилю надолго нравственно возвыситься над окружающими народами.

С тех пор глубокое и благоговейное изучение Десяти Заповедей открывало человеку неисчерпаемую духовную полноту и нравственную глубину нормативных установлений Священного Писания. На протяжении всей истории мирового христианства правильное исполнение Десяти Заповедей всегда несло практическую пользу и духовный подъем. Вместе с тем, учение о заповедях настолько глубоко и в то же время универсально, возвышенно и надисторично, что оно никогда не может быть в достаточной мере понято или исчерпано.

Каждый верующий знает, что добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, в том числе исполняя Божью волю, объявленную когда-то людям в десяти великих заповедях. Но сегодня либеральные общества на Западе и Востоке и даже значительная часть христианских церквей Запада в практике своего служения в мире не принимают большинство этих установлений. В условиях либерального общества, словосочетание «Божий закон» звучит как отголосок далекого и примитивного прошлого. Отсюда начинает раскручивать целый клубок проблем, поражающий не только души и нравственность, но и все остальные области деятельности современного общества, его политику, экономику, социальную сферу.

Десять заповедей

  1. Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
  6. Не убей.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не пожелай (чужого (не своего): жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

2. Коллективный воспитатель человечества.

Десять Заповедей как высший Моральный Закон, переданный нам Самим Богом, позволяют во всякое время определить наше место в системе духовно-нравственных и мировоззренческих координат. Это место нетрудно найти, если обратиться к шести важнейшим качествам Декалога, которые никогда не утрачивали свое значение коллективного воспитателя человечества.

Прежде всего, 10 Заповедей Божьего закона представляют собой универсальный свод предписаний, переданный нам от единого и сверхавторитетного Источника. Они призваны направлять духовную, нравственную и общественную жизнь людей во все времена и во всех культурах. Именно поэтому они служат фундаментом, на котором человечество может надстраивать свои семейные, социальные, государственные, экономические отношения и институты их регулирующие. Иными совами, Десятисловие выступает как основной закон, как Нравственная Конституция Священного Писания. Именно так всегда и происходило в истории. В преддверии социального, культурного и экономического подъема любой народ, любая нация должны были сдать экзамен на духовно-нравственный минимум, отраженный в Декалоге. Подобным же образом, мерилом закрепления духовных побед человека, индикатором его возрастания в вере всегда служили и будут продолжать служить личные достижения в исполнении 10 великих Заповедей.

Во-вторых, 10 Заповедей раскрывают нам первоначальную цель сотворения человека, учат нас тому, каким высоким достоинством и непорочностью он был изначально наделен. Несмотря на грехопадение человека в прошлом и на ускорение этого процесса сегодня, великая задача Десятисловия остается прежней: обличить наши грехи и направить на путь исправления к новой жизни. Эта целеполагающая функция 10 великих Заповедей сегодня, как и всегда, выражена в нравственной максиме: человек, созданный по образу и подобию Творца, должен проводить жизнь в соответствии с Божьим Законом: стремиться к полному познанию Бога, всегда поклоняться Ему, быть послушным Ему, всегда искать Его присутствия и руководства, во всех своих поступках соблюдать праведный порядок вещей, избегая любого бесчестия и злобы.

В-третьих, Десятисловие сообщает о нашем настоящем не только нравственном, но и духовном состоянии. Сегодня мы видим, что наша нравственность пребывает в противоречии с Божьим Законом. Как верующие мы признаем, что наш грех является причиной смерти и безмерных несчастий, но мы порой легкомысленно и даже снисходительно относимся к Божьему гневу как неизбежной реакции на наши конкретные проступки и грехи. Очень часто проблема состоит не в самой трудности борьбы с искушениями, а в том, поскольку по-настоящему мы не принимаем Моральный Закон, нам не дано осознать глубину нашего нынешнего падения. Когда же, в ответ на наши молитвенные просьбы, Бог начинает открывать нам понимание великих моральных предписаний, наше нынешнее нравственное состояние выглядит довольно-таки жалким. Одно из таких озарений когда-то пережил Давид, который заметил, что гнев Божий невозможно было бы пережить, если бы Господь пожелал наказать грех в соответствии с нашими поступками: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! Кто устоит?» (Пс. 129:3). Он понял, что никто не может избежать жизненных ударов и бед, которые мы получаем в виде наказаний за наши грехи. Сам Давид почувствовал наказание за прелюбодеяние (убийство его сыновей, предательство сына, браки, запятнанные кровосмешением, изгнание, и другие многочисленные беды).

Сегодня, как когда-то и Давид, мы должны осознать, как страшно грешнику оказаться в руках разгневанного Бога. Нам остается молить Бога о том, чтобы Он смягчил Свой гнев, который никто не способен выдержать.

В-четвертых, человека всегда волновало соотношение между его конкретным поведением, отношением к Богу и окружающим, с одной стороны, и результатами его действий и поступков, с другой. Он всегда пытался найти зависимость между своим послушанием Господу и ответной реакцией Творца. Мы далеки от утверждения, что за всякий проступок, всякое преступление немедленно последует наказание. Мы не хотим уподобиться тем иудеям, которые в своих отношениях с Богом тщательно калькулировали все свои праведные и неправедные поступки, ожидая справедливой расплаты. Многие «праведники» в этих расчетах, например, подводя баланс своих отношений с Богом за неделю, часто приходили к выводу, что Господь, оказывается, им «задолжал» и часто этот «долг» непрерывно нарастал, вызывая ропот и неудовольствие «праведников». Мы не знаем где, когда и при каких обстоятельствах проявится гнев Божий за наше непослушание, за конкретные грехи. Мы просто знаем, что так непременно будет – так обещал Господь. Но мы знаем также, что Бог не медлит со своими благословениями к исполняющим Его волю. Свидетельством этому может служить тысячи примеров во всех без исключения христианских странах, в том числе и в России, где нравственный труд и благочестивое поведение вели к процветанию многих семей. Мы знаем также, что послушание Бога само по себе предполагает благословения. Так говорит Господь: «Сын мой! Чти Господа, - и укрепишься, и кроме Его не бойся никого». (Притчи. 7:1).

В-пятых, сегодня мы видим, что Божий Закон изобличает те грехи, которые постепенно, по мере отпадения человечества и в том числе христиан от Бога перестают считаться греховными преступлениями. Отсюда следует, что при истолковании Десяти Заповедей мы должны размышлять о новых и новейших проявлениях старых грехов. Нам подчас трудно распознать древние, но вечно живущие в нас греховные наклонности в условиях современной бизнес среды, повседневной жизненной суеты в мегаполисе, в информационных и политических войнах нашего обезличенного мира. В современном культурном контексте либерального общества некоторые старые грехи сменили не только свою словесную оболочку. Сама оценка обществом многих греховных преступлений претерпела радикальные изменения. Например, предательство часто утрачивает свою негативную коннотацию и в современном либеральном контексте превращается в весьма уважаемое стремление к свободе человеческого выбора, супружеская измена и убийство нерожденных детей – в право на личное счастье, кража и мошенничество – в простые человеческие слабости, а ложное свидетельство, подлог и обман – в проявление конфликтов интересов.

Наконец, многие виды тяжелых и легких проступков были выведены их сферы общественной нравственности и стали уделом личного морального выбора, а сами грехи приобрели статус частных проблем и слабостей отдельного человека, за которые он ни перед кем не несет ответственности (гордыня, зависть, обжорство, жадность, гнев, прелюбодеяние, гомосексуализм и пр.). И результаты не замедлили сказаться: социальный и нравственный ущерб от обжорства, преступлений против собственности, разводов, абортов, алкоголя, табака, наркотиков, убийств, самоубийств, гомосексуализма, распада непрерывно нарастает и сегодня во многих странах он достиг масштабов национальной катастрофы.

В-шестых, Божий Закон напоминает нам об искупительной жертве Христа. Практически все заповеди Ветхого Завета, (а их более 600), которым до сих пор должны следовать в каждодневной жизни правоверные иудеи, основаны на 10 главных Заповедях. Более того, подавляющая их часть имеет отношение к первым четырем, «благочестивым» заповедям, регулирующим наши базовые отношения с Богом. Со временем именно многочисленные добавления и комментарии разных еврейских мудрецов к первым четырем «благочестивым» заповедям декалога составили собственно религиозную часть закона, которую невозможно исполнить самому праведному человеку, и от которой нас освободил Христос своим законом благодати. Но собственно 10 Заповедей Иисус никогда не отменял. Даже в отношении субботы Он дает убедительные разъяснения относительно принципиальных различий между истинностью Его субботнего служения Богу и многочисленными «субботними добавками» иудейских законников. Более того, мы знаем, что Иисус поднял моральную планку требований ко многим ветхозаветным заповедям, имеющим отношения не к внешнему ритуалу богопочитания, а внутреннему духовному и нравственному состоянию человека, его отношению к ближнему и Богу.

Мы должны с надеждой смотреть на Голгофский подвиг Сына Божьего, который Он совершил, чтобы покрыть наши грехи.  Сын Самого Бога призвал нас для того, чтобы непорочность Божьего Закона начала опять укореняться в нас.

3. Что нужно современному человеку для исполнения заповедных поручений Бога?

Прежде всего, необходима мудрость, основанная на «страхе Господнем»: «Начало мудрости - страх Господень» (Притч.1.7). Это не примитивный, животный страх суеверной твари перед неминуемым наказанием, наоборот, исполнение заповедей придает верующему необыкновенную смелость, волю и решимость. Это, скорее, боязнь потерять расположение Бога, Его любовь и Его благословения. «Страх Господень» здесь выступает как часть тех «ожиданий и уверенности в невидимом», которые составляют дисциплинирующий компонент нашей веры (Евр.13.1). Говоря современным языком, можно сказать, что Заповеди передают нам уверенность и даже убежденность в том, что Богу «очень не понравится» нарушение нами Его указаний и из этого печального факта Он непременно «сделает соответствующие выводы». В то же время, в случае нашего послушания, мы имеем право ожидать от Него многочисленные благословения. Согласно Библии такое последовательное и строгое исполнение 10 Заповедей служит обязательным условием, своеобразным допуском, ключом к многочисленным Божьим обетованиям. На языке современных социологов такую зависимость можно представить как: «позитивные результаты поступков нравственно мотивированной и социализированной личности, обладающей высоким уровнем социального и этического капитала».

Второй совет (а по сути, сразу несколько советов) для победы в борьбе со грехом дает сам Господь в книге Бытие (4:5-7). Оба сына Адама - Каин и Авель принесли Богу в знак благодарности плоды своих трудов. Но по каким –то причинам дары Каина Господь не принял. В этом не было особой трагедии, однако Каин «сильно огорчился и поникло лицо его. И сказал Господь Каину…, если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» Здесь Бог обращается к первому в истории сыну человека не со строгой заповедью, а скорее с добрым отеческим советом. Ведь сначала намерение Каина отблагодарить Господа было само по себе светлым и высоким. Конечно, всегда лучше делать доброе, тогда ты можешь ходить с высоко поднятой головой и смотреть людям в глаза. Но, если ты склонен сделать что-то недоброе, то сначала подумай хорошенько: это означает что грех уже близко (у порога твоей двери), но ты прояви рассудительность, обратись к своей нравственной памяти, а затем мобилизуй самообладание и все-таки не допусти наступления греховного поступка. Иными словами, Господь говорит, что человек, даже после грехопадения, обладает нравственной силой и волей не совершать преступления. Хотя «грех влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Да, грех, преступные замыслы, подчас обладают своей притягательностью, которая обещает сиюминутное или отложенное в будущее удовольствие или прибыль в любой форме ее проявления, но ты, человек, наделен разумом, волей и «страхом Божьим», чтобы контролировать эти искушения. С каждым поколением, с каждой новой эпохой у наших дверей скапливается все больше и больше грехов. Но благодаря искупающей от всех грехов благодати Иисуса Христа, мы имеем в распоряжении все эти три Божьих ресурса и в состоянии победить любое греховное влечение.

Христианская история великих духовных и нравственных подвигов отдельных людей и целых народов свидетельствует, - грех можно победить. Над ним можно господствовать, если чувствовать ободряющее присутствие благодати Господа Нашего Иисуса Христа и любовь Бога-Отца.

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: