reveal@mirvboge.ru

О внешних и истинных целях визита Папы на Ближний Восток

В категориях: Общество, Церковь и власть

17 мая 2009

Александр Зайченко

Завершился восьмидневный визит Папы Римского Бенедикта XVI на Ближний Восток. 82-летний понтифик с государственным визитом посетил две политически умеренные страны этого региона: Иорданию и Израиль, включая Палестинскую автономию.

Регион Ближнего Востока по понятным причинам всегда занимал особое место в политике и мировоззрении всего христианского мира, а полувековой арабо-израильский конфликт придал большинству событий в этом районе не только библейско-мистическое, но военно-стратегическое и геополитическое звучание. Поэтому любое посещение Ближнего Востока лидером мирового ранга вынуждает его вносить в программу своего визита вопросы снижения антагонизма противоборствующих сторон и поиска путей мира. К таким лидерам, несомненно, относится и Римский понтифик, который представляет самую крупную в мире религиозную конфессию с числом верующих свыше миллиарда человек.

Поэтому, естественно, с самого начала в программу визита главы Ватикана стояла задача традиционного содействие мирному диалогу между исламом и иудаизмом, а также между иудаизмом и христианством. Логичным продолжением этой задачи в политическом ключе является укрепление конструктивных контактов между палестинцами и Израилем. Это и есть самая главная, официальная цель визита Папы на Ближний Восток.

Сам Папа не возражал против такой цели, он назвал свой визит на Ближний Восток "паломничеством мира". Действительно создается впечатление, что Бенедикт XVI прибыл на Святую землю ради мира во всем мире, который невозможен без разрешения палестино-израильского конфликта. В своей заключительной проповеди он обратился к окружающим со словами примирения: "Евангелие убеждает нас, что Бог способен обновить все сущее, что история не должна повторяться, что память о прошлом может быть исцелена, преодолены горькие плоды взаимных обвинений и вражды, что будущее справедливости, мира, процветания и сотрудничества достижимо для каждого мужчины и женщины, всей человеческой семьи и особым образом для народов, живущих на этой земле, столь дорогой сердцу Спасителя".

Вместе с тем, конкретные слова и поступки Бенедикта XVI позволяют утверждать, что кроме миротворческой миссии, Римский понтифик имел и другие цели, которые весьма существенно отличались от официально заявленных деклараций.

К настоящему времени у Ватикана сложились очень непростые отношения с двумя противоборствующими силами этого региона. На протяжении последних нескольких лет Бенедикт XVI неоднократно выступал с критикой воинствующего ислама, недавно в Ратисбонне Папа сделал заявление о косвенной связи ислама и насилия, полтора года назад прозвучали высказывания понтифика о пророке Мухаммеде, которые некоторые мусульмане сочли оскорбительными. Натянутыми оказались и отношения Римского первосвященника с Израилем. Особенно сильный резонанс в мире вызвало его решение простить архиепископа Рона Уильямсона, усомнившегося в масштабах Холокоста.

Поэтому для снятия этих напряженностей, возникших в недавнем прошлом, у Папы была и своя конкретная программа посещения Ближнего Востока. Прежде всего, необходимо было выправить отношения с исламским миром и, в частности, с палестинскими арабами. Во время своего визита Бенедикт XVI неоднократно подчеркивал важность позитивного диалога с исламом, делая в своих выступлениях акцент на страданиях палестинцев, настойчивое требование создания независимого палестинского государства, осуждение разделительной стены. Такие высказывания, естественно, были неприятны для израильской стороны.

Для налаживания отношения с Израилем у главы Ватикана было достаточно возможностей. Большая часть ближневосточного визита Папы пришлась на Израиль, где он был принят на высшем официальном уровне, там он провел встречи с представителями разных религиозных конфессий и общественно-политических движений. Глава Римской церкви недвусмысленно заявил, о неприятии антисемитизма в любых его формах: богословской, бытовой и государственной. Тем не менее, израильские обозреватели отметили, что в отличие от своего предшественника Иоанна Павла II, посетившего Израиль в 2000 году, нынешний понтифик во время посещения в Иерусалиме мемориального комплекса "Яд ва-Шем" не проявил солидарности с евреями и не нашел слов соболезнования.

Бенедикту XVI пришлось быть дипломатом и проявлять стойкость, отражая почти постоянное давление с обеих сторон. Оба участника конфликта (особенно арабы) стремились использовать визит Папы в своих политических интересах, оказывая на него публичное давление, как это было в Иерусалиме и Назарете. Но он довольно умело уклонялся от навязываемой ему роли проводника интересов одной из враждующих сторон.

Арабам он говорил о праве палестинцев на независимость и суверенитет, обещал молиться за скорейшее снятие блокады сектора Газа. Евреям он говорил о своей решимости борьбы с антисемитизмом. Обращаясь одновременно к арабам и евреям, Папа воздерживался от обвинений в адрес той или иной стороны конфликта, выражал сочувствие всем семьям, потерявшим в войне родных и близких, беженцам, лишившимся крова над головой, говорил о пользе мира для всех участников этой непрерывной борьбы.

Возможно, обе противоборствующие стороны оказались недовольными уклончивой позицией Бенедикта XVI - лидера мирового ранга, который представлял в Святой Земле не только католичество, а все христианство. Однако Папа в принципе не мог пойти на уступки тем, кто хотел бы использовать религию и экуменистические идеи, ради достижения текущих, политических выгод. Он не пошел и не пойдет на компромисс с учением своей Церкви, поскольку тогда перестанет быть Папой. В богословском плане, его миссия состояла в том, чтобы озвучить собственное понимание истины, рожденной в католической традиции и отраженной через призму его собственной веры.

Главная мысль, которую хотел передать Бенедикт XVI участникам этого затяжного, кровопролитного конфликта, заключается в том, что на Ближнем Востоке было бы гораздо меньше трагедий, разрушений, гораздо больше жизней было бы спасено, если бы все жили по заповедями мира и согласия, которые присутствуют в учении каждой из мировых религий, сталкивающихся в этом регионе. Политики говорят, что в жизни так не бывает, но задача Папы заключается как раз в том, чтобы напоминать верующим о воле Божией, до которой человечество должно дорасти.

Наконец, это был визит конкретного христианина, рядового паломника в Святую Землю. Несомненно, для Бенедикта XVI посещение Святых мест было очень волнующим личным событием. Он посетил Иорданию, где молился на горе Нево, открывшей Моисею вид на Землю Обетованную. В Иерусалиме, понтифик не только посетил христианские святыни, но взошел к мечетям Храмовой горы и вложил записку с молитвой о мире на Ближнем Востоке в священную для иудеев Стену Плача. Он участвовал в богослужениях в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете. Посещение таких мест всегда вдохновляет на продолжение нелегкой службы, каковой является служение Папы. Человек часто бывает одинок – поэтому для него чрезвычайно важны посещения вдохновляющих Святых мест.

Можно сказать, что богословская, мировоззренческая цель этого визита Папы была выполнена. Он не стал и не может стать политиком, излечившим Ближний Восток, но его заявления о миротворческой миссии Бога были озвучены. «Слышание», принятие их – это уже дело другой стороны.

www.gazetapritestant.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: