reveal@mirvboge.ru

Обмани меня

В категориях: Трудные места

27 января 2010

Реформу МВД запутали, не успев начать

Ярослав Загорец

Запущенная незадолго до Нового года реформа МВД началась традиционным для России способом - через узкие места, сквозь которые не могут одновременно протиснуться интересы общества и силовиков, а также силовиков из различных ведомств. Цель, обозначенная президентом, вроде бы понятна - превратить милицию из пожирающего деньги и нервы граждан монстра в нормально работающую структуру. Однако то, как руководство МВД идет к этой цели, заставляет простого человека вздрогнуть и подумать: лучше бы и не начинали.
Палка о двух концах

Главное, чего требовали от МВД уже несколько лет - это отменить "палочную систему" учета раскрытия преступлений, когда показатели милиционеров за каждый отчетный период должны расти. Подписанный в 2005 году "палочный" приказ номер 650 предполагал, что милиции станет сложнее укрывать преступления, однако на практике все вышло иначе. В погоне за статистикой, к которой милиционеров принудило собственное руководство, сотрудники органов внутренних дел все больше дичали, стремясь достичь желаемых цифр за счет, мягко говоря, ущемления прав граждан.

В конце 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев неоднократно заявлял, что с "палками" давно покончено, а то, что ими еще руководствуются отдельные региональные органы внутренних дел - это не более чем рудимент, который в скором времени будет окончательно истреблен. На деле же "палочная система" как работала, так и продолжает работать, о чем сами милиционеры также неоднократно заявляли.

Предполагалось, что конец спорам о показателях должна положить реформа МВД, которую с нетерпением ждали абсолютно все россияне, включая детей младшего дошкольного возраста. И вот, наконец, 21 января Нургалиев разрешил это правовое безумие, заявив, что МВД подготовило приказ номер 25, который отменяет старую систему оценки работы милиционеров.

"Мы продумали, чтобы работала административная практика: не количество протоколов, а решения по ним, которые принимаются судьями или органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях", - заявил Нургалиев, которого цитирует "Интерфакс".

По словам министра, в систему оценки также будут введены показатели, характеризующие общественное мнение, а также учитывающие степень резонансности того или иного преступления. Последние два заявления Нургалиева были явным убаюкивающим пассом в сторону правозащитников, которые уже давно хотят, чтобы их мнение по таким вопросам хотя бы выслушивали. А поскольку широкая публика приказа, о котором говорил глава МВД, в глаза не видела, Нургалиеву поверили. Позже выяснилось, что зря.

Все по сюжету

Реформа МВД

22 января журналисты "Коммерсанта" написали, что им удалось получить проект приказа номер 25. Проект - это, конечно же, еще не сам приказ, но, по утверждению издания, от подписанного документа он практически не отличается. После сравнения этого приказа с приказом номер 650 выяснилось удивительное - они почти идентичны. Ни о какой отмене "палочной системы" речи не идет - показатели и индикаторы работы милиционеров сохранены, и определяются они так же, как и раньше.

Что интересно, учет общественного мнения при оценке деятельности милиционеров, о котором Нургалиев говорил как о великом свершении, предусматривался и в старом приказе. О том, как это работало, известно - никак.

Одной из немногих новинок, которые появятся после опубликования приказа номер 25, станет оценка работы милиционеров по решениям судов или органов прокуратуры. Иными словами, неважно сколько протоколов составит и направит в суды милиционер - учитываться будут только те, которые не "завернут" и по которым будут приняты какие-либо решения.
Гвардейцы Нургалиева Степашина

Отмена "палочной системы" стала не единственной темой, будоражившей на минувшей неделе умы граждан и чиновников. Так, идея создания в России федеральной полиции, брошенная спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, вызвала ожесточенные споры и диаметрально противоположную реакцию у действующего и бывшего руководства МВД.

Миронов предложил лишить милицию необходимости бороться с криминалом и раскрывать преступления (по его мнению, это нужно отдать полиции) и оставить ей лишь охрану правопорядка. По мнению спикера, ребрендинг милиции, среди прочего, должен помочь сотрудникам органов вернуть утраченное ими понятие чести.

В МВД это предложение восприняли крайне негативно. "Децентрализация с нашей точки зрения не допустима", - отрезал заместитель Нургалиева Александр Смирный на заседании комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов. На этом было все обсуждение и закончилось, однако вскоре на сцене неожиданно появился бывший министр внутренних дел, ныне глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин.

МОБ против полиции

Милиция в России делится на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция занимается оперативно-розыскной деятельностью, раскрытием тяжких и особо тяжких преступлений, уголовно-процессуальной деятельностью. Полномочия МОБ ограничены охраной собственности, общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения и дознанием. Помимо собственно министерству внутренних дел МОБ подчиняется местным администрациям.

На заседании президиума Ассоциации юристов России (сопредседателем которой он является) Степашин не преминул высказать свое мнение по поводу появления в России нового правоохранительного органа. "Создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное", - сказал бывший глава МВД, добавив, что, насколько ему известно, милиции общественной безопасности (МОБ) больше не будет.

Предполагается, что полиция, выделенная из МВД, будет заниматься наиболее опасными преступлениями - бандитизмом, коррупцией, терроризмом и экстремизмом. Милиции при этом оставляют лишь охрану общественного порядка и профилактику преступлений. По сути, речь идет о выделении криминальной милиции в отдельное полицейское ведомство и переименовании МОБ в собственно милицию.

Осведомленность Степашина, который сейчас является главой ведомства, мягко говоря, не силового, удивила многих. Как удалось узнать "Ведомостям" от близкого к администрации президента источника, это связано с тем, что Нургалиев и Степашин в скором времени поменяются местами - один уйдет руководить Счетной палатой, а другой МВД.

На фоне этого слуха идея создать в России национальную гвардию уже не кажется такой необычной. По данным "Ведомостей", в случае принятия обсуждаемого "в верхах" приказа, гвардейцами должны стать ОМОНовцы и бойцы внутренних войск.
Вас тут не стояло

В рамках реформы МВД только ленивый еще не посягнул на целостность этого ведомства - предложения о лишении МВД некоторых функций и выделении кусков министерства в отдельные структуры звучат со всех сторон.

Частично руководство МВД на предлагаемые изменения согласно - недаром президент Дмитрий Медведев, подписывая указ о реформе, заявлял о необходимости избавления министерства от несвойственных ему функций. МВД, например, давно пытается отдать Федеральной службе судебных приставов (ФССП) функции по защите свидетелей. Теперь же ФССП хочет забрать у министерства еще и полномочия по принудительному приводу людей в судебные учреждения - то, чем сейчас занимаются и приставы, и милиционеры.

Кроме того, МВД надеется избавиться от медицинских вытрезвителей и всучить их наконец Минздравсоцразвития, против чего, вроде бы, выступает подконтрольное Татьяне Голиковой ведомство.

А вот к идее создания в России единственного следственного органа (что-нибудь вроде "Федерального следственного комитета") руководство МВД относится категорически отрицательно. За объединение следственных полномочий в одних руках активно выступает Генпрокуратура РФ: как заявил на заседании Ассоциации юристов России замгенпрокурора Александр Буксман, почти половина совершаемых в России преступлений - это нетяжкие преступления, которые могут расследоваться путем милицейского дознания. При этом функции собственно следствия, по его словам, логично было бы передать в единый следственный комитет.

Как пишет "Коммерсант", слово "единый" в этом случае подразумевает объединение следственных функций и МВД, и СКП, и даже ФСКН с ФСБ. Однако в этом случае можно натолкнуться на полное непонимание не только со стороны МВД, но и других "объединяемых" ведомств. В качестве одного из аргументов против приводится то, что управлять махиной из 120 тысяч следователей эффективно не сможет никто.

Впрочем, о том, что к Следственному комитету при МВД присматриваются в Кремле, свидетельствует подписанный недавно Медведевым указ о передаче полномочий выбора главы СК МВД от министра внутренних дел к премьер-министру. То есть, от Нургалиева к Владимиру Путину.

В связи с этим становится все очевиднее, что к "ручному управлению" реформой МВД президенту и премьеру придется прибегнуть не один раз. Им (в первую очередь, Медведеву) придется каким-то образом направлять мысли руководства МВД и связанных с ним ведомств, дабы не пугать простых милиционеров и россиян странными маневрами государственной важности. Так или иначе, каких-либо кардинальных подвижек в "модернизации" министерства стоит ждать ближе к середине февраля, когда состоится ежегодная коллегия МВД. На нее, как предполагается, съедутся все действующие лица, включая Дмитрия Медведева.

lenta.ru

http://lenta.ru/articles/2010/01/22/mvd/

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: