reveal@mirvboge.ru

Опасные предприятия останутся в Москве

В категориях: Трудные места

5 августа 2008

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Экологическую обстановку в Москве благополучной не назовешь. Очередное тому свидетельство - воскресный инцидент на Московском нефтеперегонном заводе (МНПЗ) в Капотне, когда над факельной установкой предприятия сначала взвился столб огня, а затем повалил черный дым. Столичные службы поспешили заверить, что вреда экологии города нанесено не было, независимые экологи утверждают: опасному предприятию в городе не место. Проблема переноса за черту города промышленных предприятий обсуждается больше десяти лет, однако решение ее продвигается крайне медленно.

После инцидента в Капотне представители городских властей заявили, что в спешном переносе предприятия нужды нет. «Пока остро не стоит вопрос о выводе МНПЗ за границы города, но в перспективе это может быть. Данный вопрос будут решать акционеры, в том числе правительство Москвы, которое является владельцем большого числа акций завода», - пояснил пресс-секретарь столичного департамента науки и промышленной политики Владимир Мироненко. Это понятно: МНПЗ - единственное крупное нефтеперерабатывающее предприятие в Московской области. Для переноса, по словам г-на Мироненко, потребуются очень серьезные инвестиции, поскольку завод придется полностью снести, а затем построить заново в другом месте.

По оценке российских и зарубежных экологов, Москва занимает место в двадцатке самых экологически неблагополучных городов мира. Помимо огромного числа автомобилей - по некоторым оценкам оно превышает допустимые нормы в четыре раза, - в Москве действует свыше 200 потенциально опасных промышленных предприятий, в том числе 11 исследовательских ядерных реакторов.

Столичные власти уже более пятнадцати лет ведут разговоры о необходимости вывода промышленных предприятий за черту города и передачи высвободившихся участков под жилищное и офисное строительство. Первоначально идея была воспринята на ура, однако до 2004 года дальше разговоров дело почти не шло - в большинстве случаев все ограничивалась подготовкой разрешительной документации. Оказалось, что это невыгодно ни властям, ни строительным компаниям, ни, как ни странно, самим жителям. Да, городские власти не прочь улучшить экологию города, но им не хочется сокращать рабочие места и терять налоговые поступления от выводимых заводов и фабрик. Выдвигаемые городом требования отпугивали потенциальных инвесторов: в ряде случаев, чтобы получить участок под застройку, необходимо было организовать и оплатить вывод предприятия, а после произвести оздоровительные мероприятия. Наконец, возникли проблемы с земельными участками под выводимые предприятия. Чтобы сохранить рабочие места для москвичей, производственные площадки должны были передислоцироваться не дальше 10 км, максимум, 20 км от МКАД. Но власти Московской области готовы были выделить участки лишь за 50 и более километров. В итоге к началу 2000-х на территории Москвы сохранилось 77 промзон, которые занимали около четверти территории города, из них более 40% находились в центре Москвы.

Ситуация стала меняться по мере формирования в столице рынка недвижимости. Чиновники и дельцы смекнули, что земля в центре столицы стоит очень дорого, а строительство - один из самых быстроокупаемых способов вложения средств. Поэтому возведение на месте старых предприятий жилых комплексов и торговых центров сулит едва ли не больший доход, нежели приносят сами предприятия.

Одновременно решился вопрос с местом дислокации заводов - в 2003 году Департамент науки и промышленной политики Москвы подготовил программу вывода промышленных предприятий на окраины города. Как пояснил глава департамента Евгений Пантелеев, земель, пригодных для этих целей, у города достаточно. В соответствие с новым планом к 2011-2012 году из центра на окраины должны быть переведены около 100 предприятий, около половины из них промышленные, остальные - транспортные предприятия, предприятия связи и склады. Программу по выводу предприятий за черту города никто не отменял, но вопрос о передислокации большинства заводов и фабрик отпал сам собой.

Авария МНПЗ, заставляет усомниться, так ли безопасны для москвичей предприятия, работающие на окраинах города. Но ответ на этот вопрос придется отложить, как минимум до конца текущего года. В апреле 2008 года бывший глава правительства Виктор Зубков подписал постановление №234, вводящее запрет до 1 января 2009 года на операции с земельными участками, закрепленными за федеральными государственными унитарными предприятиями, расположенными вблизи населенных крупных пунктов. А значительная часть московских предприятий находится в государственной собственности. Это значит, что намерения и уже достигнутые договоренности о переводе производственных площадок за черту города придется заморозить до конца действия этого постановления.

РИА-Новости

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: