reveal@mirvboge.ru

Остатки сладки

В категориях: Трудные места

20 января 2009

Россияне снижают свои потребности медленнее, чем жители других стран

Петров Дмитрий, Староверова Екатерина

"Труд" первым публикует данные об изменениях, которые произошли в потребительском поведении россиян. По сравнению с другими развитыми странами россияне смотрят в будущее более оптимистично и снижают свои расходы менее активно.

В первую очередь жители России экономят на сладостях, бытовой технике и поездках. Многие переходят на более дешевые бренды по целым группам товаров. Но пока экономят наши соотечественники не слишком активно. Так, за последние полгода урезать свои расходы пришлось 80% турков, 78% американцев и 77% греков. В России это сделали всего 42% граждан.

Причина в том, что россияне лучше жителей других стран оценивают состояние родной экономики и с оптимизмом смотрят в будущее. Большинство (68%) уверены, что в течение года ситуация в стране не будет ухудшаться. Более того, 28% и вовсе уверены, что ситуация в этом году будет улучшаться. По степени оптимизма россияне уступают только бразильцам, датчанам и малазийцам. В среднем в мире оптимистов - 23%.

Почему россияне пока меньше меняют свое потребительское поведение, чем жители большинства мировых стран? Ответ прост: кризис пришел в Россию не в первую очередь и пока далеко не все почувствовали его на себе. Но это еще впереди.

Такие выводы можно сделать из опроса международной исследовательской компании Synovate. Компания опросила 11 500 человек в 18 странах мира, включая США, Великобританию, Францию, Турцию, Малайзию и Гонконг. В России компания опросила 1200 человек.

Другим тяжелее

Как конкретно люди меняли потребительское поведение из-за кризиса? В развитых странах начинали меньше инвестировать и экономить на горючем. Везде без исключения потребители стали присматриваться к ценам на товары и сравнивать их перед приобретением, а также отказываться от импульсивных покупок. Россияне оказались одними из самых беззаботных покупателей. Например, за последние полгода больше смотреть на цены стали только 36% россиян, но целых 65% американцев и 68% британцев. "У нас нет навыка экономить, - объясняет Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики института экономики РАН. - На Западе привыкли к системным периодическим кризисам и знают, как в таких случаях ужиматься".

Некоторые статьи расходов наши соотечественники почти не урезают. В большинстве развитых стран основная статья экономии - отказ от походов в рестораны с семьей и друзьями. Например, в США так экономят 31% опрошенных. В России этот показатель всего 2%. "Россияне мало ходят в рестораны и больше питаются дома по сравнению с жителями других стран", - отмечает Евгений Гонтмахер,

Наше дело маленькое

Потребители разных стран продемонстрировали диаметрально противоположное отношение к происходящему в мировой экономике. Несмотря на то что в Турции число граждан, сокративших расходы, абсолютное большинство (80%), 42% процента турок (один из максимальных показателей) не интересуются экономикой и не уделяют ей особого внимания. У американцев, которые тоже сильно пострадали от кризиса, этот показатель всего 11%.

Из-за кризиса людям также приходится менять важные жизненные решения (например, свадьба, рождение детей, переезд или смена работы). Некоторые делают это сравнительно легко, например турки и бразильцы, 60% и 59% опрошенных соответственно. Британцы же, напротив, крайне неохотно - около 16% опрошенных. Россияне в этом смысле находятся посередине - 32% опрошенных (в США - 31%).

В исследовании не обошлось и без курьезов. Целых 12% голландцев затруднились ответить на вопрос "Пришлось ли вам урезать потребительские расходы за последние полгода?". В других странах число несориентировавшихся составило максимум 3%. Чем объяснить такую статистику ответов голландцев - их особой задумчивостью или, напротив, беззаботностью - непонятно.

Нация оптимистов

Россияне одни из самых больших оптимистов в мире. Ухудшения экономической ситуации, по данным Synovate, ожидают 18% россиян. Скорее всего, это объясняется тем, что еще не все осознали глубину кризиса и то, что он будет развиваться.

"Кризис пока не сильно ударил по тем, кто связан с государством. Это работники бюджетной сферы, пенсионеры, студенты - в большей степени нервничают лишь представители частного сектора", - говорит Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМа. Но вскоре и они ощутят на себе перемены в экономике, и им тоже придется менять потребительские привычки. Так что оптимистами нам оставаться недолго, и экономить вскоре россияне будут больше, чем сейчас.

Косвенно это подтверждается последними данными, опубликованными Росстатом. В России существенно снижается индекс потребительской активности (он считается на основе личного материального положения и ситуации на рынке товаров и услуг), который снизился во всех возрастных группах. Больше всего - у молодежи в возрасте 16-29 лет (на 18 процентных пунктов). Люди среднего и старшего возраста менее пессимистичны: среди них индекс уменьшился на 17 и 12 процентных пунктов соответственно.

Прогноз

Как будут меняться потребительские расходы россиян в ближайшие полгода?

Валерий Федоров

Гендиректор Всероссийского центра исследования общественного мнения:

– Когда люди слышат о кризисе, они планируют экономить на всем. Однако в реальности из-за инфляции и роста цен это не удается. Даже на праздники расходы не получается сократить. Логика вполне понятна: кризис бывает редко, а новогодние праздники – каждый год. В ходе нашего опроса большинство россиян признались, что на Новый год они потратили больше, чем планировали, хотя изначально собирались экономить.

Евгений Гонтмахер

Руководитель Центра социальной политики института экономики РАН:

– Если ситуация продолжит ухудшаться, то мы уже весной увидим, как россияне сядут на свои садовые участки, которые в последние годы использовались больше для отдыха. Опять будут готовить соленья про запас. Это у нашего народа живо. Также россияне, боясь роста цен, начнут больше запасать еды. Экономить в первую очередь станут на одежде и обуви, а также, к сожалению, на здоровье, например на занятиях спортом.

Татьяна Разумова

Зам.заведующего кафедрой экономики труда и персонала Экономфака МГУ:

– Уровень потребительских расходов по сравнению с другими странами в России и так очень низок. Ему некуда падать. Россияне в кризисной ситуации, наоборот, будут тратить больше денег. Например, приобретать про запас продукты первой необходимости. Или делать крупные покупки. Они просто боятся, что ситуация ухудшится и накопленные сбережения обесценятся изза падения курса рубля или инфляции.

На чем россияне экономят в первую очередь*

Часть людей уже полностью отказалась от того, без чего в повседневной жизни можно обойтись. Но если кризис будет развиваться, некоторым придется экономить и на предметах первой необходимости

Сладости- 13%

Поездки на выходные - 7%

Бытовая техника - 7%

Товары дорогих брендов - 5%

Инвестиции - 2%

Источник: Synovate

*Процент от числа опрошенных

Кому пришлось урезать траты из-за кризиса*

80% - Турция

78% - США

77% - Греция

71% - Франция

70% - Мексика

69% - Великобритания

63% - Бразилия

55% - Канада

42% - Россия

33% - Голландия

* % от числа опрошенных

Источник: Synovate

Кому пришлось поменять важное жизненное решение из-за кризиса*

Под важным жизненным решением подразумевается женитьба, решение завести ребенка, начало образования, выбор школы или вуза для ребенка, а также переезд

60% - Бразилия

59% - Турция

52% - Голландия

32% - Россия

31% - США

22% - Франция

17% - Канада

16% - Великобритания

*% от числа опрошенных. Источник: Synovate

Что изменилось в вашем потребительском поведении*

38% - Чаще сравниваю цены продуктов перед покупками

37% - Чаще смотрю на цену товара, который покупаю

29% - Делаю меньше необдуманных покупок

28% - Экономлю на предметах роскоши

19% - Меньше откладываю денег

14% - Меньше инвестирую

12% - Экономлю на товарах первой необходимости

trud.ru

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200901200080022

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: