reveal@mirvboge.ru

От засилья \”простецов\” к высокому богословию

В категориях: Трудные места

23 октября 2008

В подмосковном поселке Черная Грязь прошла конференция "Кризисные явления в современном российском протестантизме и способы их преодоления". Часть I

Владимир Ойвин

Научно-практическая конференция "Кризисные явления в современном российском протестантизме и способы их преодоления" состоялась 16 октября 2008 года в Духовной Академии Содружества евангельских христиан России (СЕХР), расположенной в подмосковном поселке Черная Грязь, ставшем известным с легкой руки Александра Радищева.

Цель этого мероприятия, заявленная его организаторами, – выработка конкретных рекомендаций для деноминационных лидеров по нормализации самого служения протестантов в условиях отечественных общественно-политических, религиозных и культурных реалий. К сожалению, ни одного из лидеров протестантских деноминаций или их представителей на конференции не было. Так что "конкретные рекомендации", вероятнее всего, таковыми и останутся и маловероятно, что достигнут адресатов. Хотя, может быть, кто-то из них сподобится прочесть их в сборнике докладов, который организаторы конференции предполагают выпустить, или на сайте "Портал-Credo.Ru", если последние разрешат эти доклады там вывесить.

Тем не менее, вопросы, поднятые на конференции, сами по себе были интересными. В работе конференции приняли участие: заместитель координатора СЕХР по внешним связям, науке и образованию, к. ист. н. пастор Владимир Васильевич Солодовников (модератор конференции), ректор Духовной Академии СЕХР пастор Даниэль Чо, директор Казанского филиала Института религии и права, к. ист. н. пастор Анатолий Кириллович Погасий, кантор Казанского прихода Св. Андрея Первозванного Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России Ольга Николаевна Погасий, вице-президент Российского Библейского Общества пастор Сергей Николаевич Попов (Рязань), профессор Духовной Академии СЕХР, д. филос. н. пастор Сергей Дмитриевич Мезенцев, член Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России Вяйно Петрович Райккерус, член общины Объединенной Методистской Церкви г. Смоленска, юрист Светлана Михайловна Второва, член харизматической церкви г. Улан-Удэ, Республика Бурятия бизнесмен Александр Кимович Тайбинов, член церкви СЕХР г. Череповец Вологодской обл. Гоча Валерьянович Бацуков, христианский публицист Владимир Наумович Ойвин, преподаватели и сотрудники Духовной академии СЕХР.

В.Солодовников подробно представил участников конференции, перечислив их многочисленные заслуги. После чего собравшихся приветствовал ректор Академии СЕХР пастор Даниэль Чо, приехавший из Южной Кореи в Россию в 1992 году как христианский протестантский миссионер и организовавший эту Академию. По словам Даниэля Чо, Бог открыл ему, что нынешнее поколение – особенное, на котором завершится мировая евангелизация. Он отметил, что такое публичное исследование кризисной ситуации в российском протестантизме происходит впервые, и выразил надежду на то, что конференция станет точкой отсчета в новом пробуждении и возрождении протестантизма в России, а в ходе работы конференции Бог откроет пути разрешения кризиса.

С первым докладом "Маргинализационные тенденции в современном российском протестантизме и перспектива их преодоления" выступил модератор конференции В. Солодовников. Главный пафос его доклада заключался в том, что в современном российском протестантизме, особенно в таких его направлениях, как баптизм и пятидесятничество, явно наблюдается засилье так называемых "простецов": в нем явно не хватает интеллигенции. "Коммунистам удалось создать феномен – пусть и гонимого – но исключительно рабоче-крестьянского протестантизма, в котором интеллигенция до сих пор составляет тончайшую "прослойку". Этот протестантизм слаб уже хотя бы потому, что он социально несбалансирован, - отметил В. Солодовников, посетовав: - Хорошо известно то, что современный российский протестантизм – по сути – не имеет собственного богословия. Разумеется, это – нонсенс, но фактом остается очевидное пренебрежение им. Протестантские деноминации либо используют западные теологические наработки, в лучшем случае наскоро адаптированные к российским реалиям, либо демагогически декларируют, что им оно не нужно в принципе, так как они сориентированы исключительно на практическое служение, ведомы Святым Духом и собственным видением сложившейся ситуации". С этим высказыванием трудно не согласиться, но уместно заметить, что качественное современное богословие отсутствует и у российских православных, и у отечественных католиков.

Прав В.Солодовников в том, что "Россия остается, в основном, глухой к протестантской миссии. Она устала от идеологической трескотни за 70 с лишним лет советской власти! Она видит в протестантских миссионерах до боли знакомый образ пропагандистов и агитаторов, пользующихся, на сей раз, христианской фразеологией. Мы не должны уподобляться выпускникам университетов марксизма-ленинизма, равно как и офеням сетевого маркетинга".

В качестве доказательства правильности своего понимания сложившейся ситуации В. Солодовников применяет яростные нападки на руководство Российского союза евангельских христиан баптистов вообще и на его председателя Юрия Кирилловича Сипко в частности. (Эти инвективы отсутствуют в тексте доклада, предназначенного для публикации. В случае публикации полного текста выступления В. Солодовникова, "Портал-Credo.Ru" постарается включить в него эти купюры, расшифровав их с аудиозапси). Эти нападки выглядят тем более не слишком красивыми, что сам В.Солодовников много лет был членом баптистской Церкви в рамках РС ЕХБ и покинул ее со скандалом.

Рекомендации В.Солодовникова для преодоления кризисных явлений в современном российском протестантизме следующие:

1. Признать общий кризис протестантизма в России и выработать соответственно систему мер по ликвидации оного, мобилизовав при этом все возможные отечественные деноминационные ресурсы.

2. Добиться социальной сбалансированности протестантских деноминаций в России, преобразовав их из "рабоче-крестьянских" в полисоциальные, навсегда устранив доставшуюся от советских времен "диктатуру пролетариата" в их руководстве.

3. Создать отечественное протестантское богословие на основе идей Великой Реформации и лучших достижений русской духовной мысли на протяжении тысячелетней христианской истории страны.

4. Сбалансировать высокое библейское богословие с повседневной церковно-душепопечительской и миссионерской практикой.

5. Противостоять необузданному идеологизированному пиетизму, равно как и разнузданно-либеральным тенденциям в церковном учении и бытии.

6. Селективно относиться к партнерству с западными единоверцами, руководствуясь евангельским принципом "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фес. 5:21).

7. Поощрять внутреннюю культуру верующих – интеллигентность.

На конференции был зачитан доклад Надежды Кондратенко из Смоленска "Когда в товарищах согласья нет…", произведший несколько странное впечатление. Его начало серьезных возражений не вызывает. Кризис протестантского движения в Смоленске она отчасти справедливо усматривает в том, что "лидеры протестантских деноминаций не стремятся контактировать или сотрудничать с другими христианскими церквами, включая РПЦ. Они не настроены на открытый и уважительный диалог". Отчасти потому, что совершенно очевидно, что на такой диалог не настроена сама РПЦ МП, тем более, что Смоленск – вотчина председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла (Гундяева), весьма недружелюбно настроенного по отношению к протестантизму.

Но потом в докладе появляются пассажи, достойные пера "сектоборца" Дворкина и иже с ним: деструктивные культы, тоталитарные секты и т.д. Причем в одну кучу мешаются борьба с иеговистами, мормонами, мунитами, безобидным "Хеллоуином", действительно небезопасными сатанистами и т.д. В качестве рецепта г-жа Кондратович предлагает такой рецепт: "Деструктивные секты – это угроза обществу и его безопасности. Одним из условий профилактики влияния деструктивных культов является ознакомление населения с основами традиционных религий". Посмею себе напомнить автору подобных рекомендаций, что с точки зрения РПЦ МП традиционным христианством для России является только православие. Со скрипом священноначалие готово признать относительно традиционным для России лютеранство, да и то в местах компактного проживания этнических групп, ориентированных на него. Все остальные протестанты: баптисты, евангелисты, пятидесятники, адвентисты, харизматы - чохом записываются в нетрадиционные, а еще пуще - в тоталитарно-деструктивные секты или вредоносные культы. А уж о "латинской" ереси и говорить не приходится. Так что, если следовать рекомендациям Надежды Кондратенко, – все на освоение "Основ православной культуры" или, на худой конец, "Духовно-нравственной культуры" в агрессивной версии РПЦ МП!

"Портал-Credo.Ru"

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=66136&cf=

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: