Письмо арх. Илариона о женском священстве

В категориях: Трудные места

17 декабря 2009

11 Дек, 2009 at 9:13 AM

Письмо архиепископа Волоколамского Илариона главе Совета Евангелической церкви в Германии Маргот Кессманн

Председателю Совета Евангелической Церкви в Германии доктору Маргот Кессманн

Руководителю Отдела по экуменизму и работе за границей Евангелической Церкви в Германии доктору Мартину Шиндехютте

Уважаемая д-р Кессманн!

Уважаемый д-р Шиндехютте!

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла благодарю вас за письмо от 13 ноября 2009 года. Его Святейшество сожалеет о том, что торжества по случаю 50-летия богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии были отменены. Решение об отмене торжеств было принято Евангелической Церковью в Германии в одностороннем порядке, без какого бы то ни было согласования с нашей стороной.

Одним из оснований для этого решения послужили, по вашим словам, мои высказывания по поводу состоявшегося недавно избрания президента Совета Евангелической Церкви в Германии. Действительно, мною было высказано разочарование в связи с этим избранием. В то же время вряд ли можно было бы назвать мои высказывания по данному вопросу "неподобающими", поскольку ничего оскорбительного для Евангелической Церкви в Германии в них не было. Как представляется, каждый человек вправе открыто изложить свое мнение по тому или иному вопросу, особенно когда дело касается вопросов такой важности.

Вы справедливо отмечаете, что в прошлом наличие в Евангелической Церкви в Германии ординированных женщин не было препятствием для наших встреч и дискуссий. И на это были свои причины. Более 30 лет назад Священный Синод нашей Церкви высказал мнение о женском пасторстве в принципе: "Мы не видим оснований для возражений против любого решения этого вопроса в конфессиях, где священство не признается таинством и где, следовательно, с точки зрения Православия, сакраментального священства, как такового, вообще нет" (Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей и ее результатах // Журнал Московской Патриархии. 1976, №4. с. 9).

Несмотря на то, что мы и ранее не признавали наличие священства в протестантских общинах, а следовательно не признавали их "церквами" в нашем понимании этого слова, мы вели диалог с некоторыми из них в формате "церковь - церковь". Однако ныне ситуация изменилась, и женщина стала главой Евангелической Церкви в Германии. А это уже ставит принципиальный вопрос о возможности продолжения диалога в указанном формате. Ибо такое избрание свидетельствует о том, что, несмотря на пятидесятилетний диалог с Православием, другая сторона идет по пути, драматически усугубляющему различия между нашими традициями. Естественно, что случившееся ставит принципиальный вопрос: что означает наш диалог, если его результатом явилось не декларированное ранее сторонами движение навстречу друг другу, а, напротив, движение по крайней мере одного из участников этого диалога в противоположную сторону? Мы не можем к тому же не учитывать мнение наших верующих, а для них встречи и собеседования с церковью, главой которой избрана женщина, являются абсолютно неприемлемыми.

В сложившейся обстановке я принял решение не ехать в Германию на празднование 50-летия нашего диалога. Однако я был готов направить на торжества в Берлине своего заместителя во главе делегации ОВЦС. Московская же часть торжеств должна была состояться на запланированном ранее высоком уровне, и мы были бы искренне рады видеть нашего многолетнего друга епископа Вольфганга Хубера во главе делегации Евангелической Церкви в Германии. К сожалению, по решению нового руководства Евангелической Церкви в Германии все торжества были отменены. При этом не было сочтено необходимым даже вступить в какой-либо контакт со мной.

Вопреки утверждениям некоторых российских СМИ, ни мной, ни кем-либо из моих сотрудников не было заявлено о "разрыве отношений" с Евангелической Церковью в Германии. Мы высоко ценим многолетние дружеские отношения с немецкими протестантами, а опыт богословского диалога, безусловно, будет полезен в дальнейшем.

Я сожалею о том, что юбилей нашего диалога, принесшего столь много добрых плодов в прошлом, стал одновременно и концом этого диалога в том формате, в каком он существовал на протяжении полувека. Но главной причиной этого являются не те или иные высказывания, сделанные в последние дни, а процессы, которые происходили в недрах западного протестантизма на протяжении нескольких десятилетий. Мы в Русской Православной Церкви весьма обеспокоены все возрастающим влиянием мирских подходов на развитие богословия и церковной жизни в протестантских общинах. Либерализация нравственных норм и отступление от апостольских правил организации церковной жизни побуждает нас в духе христианской любви свидетельствовать нашим братьям и сестрам об аутентичной христианской традиции.

Сегодня все более глубокой становится пропасть, разделяющая традиционные христианские Церкви и те общины западных христиан, которые встали на путь либерализации вероучения, церковного устройства и нравственных норм в угоду современным секулярным стандартам. Это происходит не по вине православных, которые за годы диалога ни на шаг не отступили назад от своих протестантских братьев и сестер, но, напротив, оставались верными взятым на себя обязательствам.

Приняв решение об избрании женщины главой церкви, Евангелическая Церковь в Германии сделала свой выбор. Мы готовы отнестись к этому выбору как к внутреннему делу Евангелической Церкви в Германии. Но, коль скоро речь идет о диалоге, в котором должна участвовать наша Церковь, мы оставляем за собой право принимать решение о целесообразности дальнейшего продолжения этого диалога и о тех формах, в которых в дальнейшем должно осуществляться взаимодействие между нами.

Полагал бы правильным по прошествии некоторого времени в спокойной обстановке обсудить сложившуюся ситуацию, для каковой цели готов посетить Германию весной 2010 года.

С уважением,

Архиепископ Волоколамский Иларион,
глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата
10 декабря 2009 г.

диакон Андрей Кураев

http://diak-kuraev.livejournal.com/

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: