reveal@mirvboge.ru

Почему усиливается коррупция

В категориях: Трудные места

29 января 2006

Известия

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК

Тема коррупции вновь стала чрезвычайно популярной. Дуплетом выстрелили два события: 1) в мировом рейтинге коррупции, составляющемся Transparency International (TI), мы резко откатились назад (с 90-го места на 126-е); 2) по всем телеканалам показали задержание чиновников, которых подозревают в получении взятки в миллион долларов.

Есть у меня и личные впечатления, которые только подтверждают правильность места России в этом рейтинге. Недавно я общался с молодым человеком, который заканчивает вуз и уже работает в одном из федеральных министерств. Он с большим энтузиазмом рассказывал мне, как круто у него идут дела на службе: что не сегодня завтра его сделают начальником отдела и тогда официальный уровень зарплаты его вообще не будет волновать. В его эмоциональном изложении было столько искренности, столь сильно было убеждение в том, что по-другому никак и быть не может, что мне по-настоящему стало страшно. Страшно потому, что молодой человек этот - не исключение из правил, а скорее наоборот. Сегодня подобная рентоориентированность характеризует в целом чиновничество, во всяком случае молодую его часть.

Итак, есть данные рейтингов, есть очень сильные личные впечатления. А какие же все-таки причины столь резкого ухудшения ситуации? Их несколько.

Во-первых, известно, сколь активными в последние годы стали налоговые и контрольные органы. Власть хотела показательно продемонстрировать бизнесу, кто, условно говоря, в доме хозяин. Она это и сделала. Естественно, что госорганы восприняли сигнал по-своему, начался «наезд» на бизнес. А где «наезды», там и коррупция. «Наезды» для того и нужны, чтобы за определенную мзду давать обратный ход. Больше давление на бизнес - больше взяточничества.

Во-вторых, неудачи административной реформы. Последняя, по большему счету, свелась пока что к перетряхиванию структуры федеральной исполнительной власти. А где решение самой сложной проблемы - формирования нормального, здорового мотивационного механизма чиновничества? Пока же все по-прежнему и даже хуже: работа не за зарплату, а за, выражаясь политкорректно, ренту.

В-третьих, смена поколений чиновников. Упомянутая недобрым словом административная реформа своим результатом имела и то, что на смену старым кадрам стало приходить молодое поколение. Этому можно было бы только радоваться, если бы не одно но. Практически все без исключения молодые люди идут сегодня на госслужбу не за зарплатой. Материальные блага, на которые можно было бы рассчитывать в советские времена (получение квартир прежде всего), им сегодня, практически, не светят. И самое безобидное, ради чего идут, это перекантоваться определенное время, завести необходимые знакомства и уйти в бизнес. Зато если удастся зацепиться за кураторство какой-либо программы, или сесть на организацию тендеров, или осуществлять контрольные проверки (в самом широком смысле этого слова) бизнеса, тогда материальное благополучие обеспечено.

Старые, еще советские кадры, если и грешили чем-либо подобным, то хоть меру знали. Новые же меру не знают - прагматики. Вот и имеем мы взрывной рост коррупции.

Конечно, есть, наверное, и исключения. Есть люди, которым нравится заниматься государственными делами. Но исключения потому и исключения из правил, что не они определяют общие тенденции. Тенденции же удручающие.

Хотелось бы, конечно, найти хоть что-то для оптимизма. Но нет пока таких оснований. Говорили, что берут взятки, потому что низкие зарплаты. Зарплаты в 2004 году повысили, значительно повысили, а взяток стали брать еще больше... Для исправления этой ситуации нужно понять, что взяточничество - это зараза, нейтрализующая меры, которые в других условиях вполне могли бы сработать (повышение зарплаты). Поэтому начинать надо с ослабления давления государства на бизнес. Меньше государства - меньше взяточничества.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: