reveal@mirvboge.ru

Постхристианская Европа: Угрозы для России

В категориях: Трудные места

19 ноября 2007

Игорь Подберезский

Сколько бы ни говорили о неправомерности концепции о столкновении цивилизаций, трудно не видеть цивилизационную составляющую современных конфликтов – она явно нарастает. Для нас в глобализации заложена еще одна угроза: наша страна может стать периферией или полупериферией глобализирующегося мира, и предотвратить такой ход событий – долг каждого россиянина.

Возвращение в эпоху «Дубинушки» и кувалды (где «Дубинушка» олицетворяет всю идеологию, а кувалда – всю технологию) невозможно. Разумной представляется позиция предстоятеля Русской Православной Церкви Алексия II , который сказал на конференции «Итоги тысячелетия» в ноябре 2000 г.: «Не надо бояться глобализации, тем более, что изменить ход истории вряд ли возможно». В то же время он вполне обоснованно призвал к принятию «такого устроения миропорядка, в котором не было бы политического и культурного диктата, а каждый народ сохранял бы самобытность и возможность влиять на принятие важнейших решений».

Не стоит одобрять все происходящее в Европе, но и выступать в роли ее противника было бы не просто непродуктивно, но опасно для самого существования нашей страны. Если вообразить невообразимое, а именно, что Запад вдруг исчезнет с мировой арены, то Восток растерзает Россию практически мгновенно.

Возможно, сейчас повторяется ситуация конца XVII в., когда России, чтобы уцелеть, пришлось многое заимствовать у Запада – прежде всего военное дело: «рейтарский строй», литье пушек и т. п. В эпоху глобализации опасности иные, тут грозит отсталость в сфере менеджмента, высоких технологий, информатики, отношения к труду и пр. Цена вопроса слишком велика – многие говорят, что Россия исчезает с карты мира, а наш народ – из истории. Об этом свидетельствует события последних лет и печальная демография. Перед лицом этой угрозы нужно забыть все разногласия и объединить усилия для спасения отечества и сбережения народа, но этого не происходит.

Напротив, способность мыслить здраво явно вытесняется хвастовством и самопревознесением. Это не сулит ничего хорошего, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Тем более, что гордиться особенно нечем, в том числе в сфере религии: верующих в стране очень и очень мало. В России хотя бы раз в месяц церковь посещает не более 6% населения, что в полтора-два раза меньше, чем во Франции, которая считается одной из самых «дехристианизированных» стран Запада.

К тому же Россия представляет собой дом разделенный. Одни хотят в Европу, другие – в прошлое, причем одни в коммунистическое, другие – в более раннее, самодержавно-православное. Нет никаких признаков ни того, что сторонники этих взаимоисключающих точек зрения могут договориться, ни даже того, что они этого хотят. Одни возводят памятники царям, другие их взрывают. Как всегда, нет уважения к взглядам думающих иначе, а, значит, невозможен продуктивный диалог.

Далеко не все, происходящее в Европе, вызывает симпатии в нашей стране. Бездумное заимствование (или даже принудительное насаждение) некоторых европейских новаций ничего, кроме вреда принести не может. В сущности это означает отказ от своего первородства. Существует в Европе и настороженное отношение к нашей стране, некоторые склонны раздувать «опасность с Востока», которая нужна как объединяющий фактор, а то, чего доброго, опять на первое место выйдут старые внутриевропейские распри – ведь страх, скажем, перед Германией исчез не у всех.

Но и огульно проклинать все происходящее в Европе едва ли продуктивно. Между тем, похоже, у нас ненавистников Европы сейчас становится все больше, причем выражение этой ненависти становится все менее пристойным, сопровождается нападками на веру западных христиан. Можно не разделять их религиозные убеждения, но плохо, когда для утверждения в своей вере требуется унижение веры другого. У нас Европу ругают ругательски (газетный заголовок: «Трижды плюем на Запад!»), но не надо быть психоаналитиком, чтобы понять: это свидетельствует только и исключительно о неуверенности в себе, хотя часто говорят: «У нас все как на Западе, только лучше». Чрезмерное восхищение собой чревато как минимум маргинализацией.

Запад в этом отношении очень удоборугаем. Это особенно касается вопросов свободы, с которой, надо признать, на протяжении всей нашей истории в России было не очень хорошо. Под нею у нас всегда понималась только и исключительно свобода от соблюдения каких-то норм и обязательств, в пределе – как свободу от Христа. Но подлинная свобода возможна только во Христе, как сказал апостол «...стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1). Подлинная свобода предполагает ответственность перед Богом, перед людьми, перед своей совестью. А когда сначала предоставляют («навязывают», говорят у нас) свободы, а потом начинают требовать ответственности в обращении с ними, результат оказывается очень печальным, что мы и видим в сегодняшней России.

Пафос свободы во имя свободы не всегда приводит к положительным результатам. Можно согласиться с тем, что человека действительно закрепощает многое. Но для его освобождения вовсе не надо отказываться от Господа Бога. Отказ от Него, от установленных Им норм – это не освобождение личности, а прикрытая новыми доводами демонстрация собственного бесстыдства и бесчестия, о порочной тяге к которым так прозорливо писал Ф.М. Достоевский.

Нельзя отрицать, что именно с Запада приходит не так уж мало дурного, но ведь для принятия именно дурного должна быть и внутренняя тяга к нему. Дурное не обязательно должно взять верх. Человек создан по образу и подобию Бога, наделен разумом и волей. Бог дал ему достаточно ресурсов, чтобы противостоять воздействию недобрых сил. Но давно было сказано: у кого Бог не на первом месте, у того Он ни на каком. И тем не менее скажу еще раз: ход истории направляет Господь, а не лукавый, хотя по греховности нашей он отвоевывает себе все новые и новые плацдармы. Но тем обязательнее для христианина в этом глобализирующемся мире по-прежнему служить Господу. Сейчас нам предлагают рецепты спасения России, в которых много говорится об экономических и социальных факторах и мало о главном – о необходимости обратиться к Богу.

Baptist.org.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: