Православно-протестантский клинч

В категориях: Трудные места

24 октября 2009

Конфликты, провоцируемые радикальными "борцами с сектами", раздражают руководство РПЦ МП и вдохновляют националистов

Роман Лункин,

Отношения РПЦ МП с религиозными меньшинствами, прежде всего, с неправославными христианскими Церквами, находятся в процессе самоопределения. Сложность заключается в том, что православие, как символ и стержень российской истории и культуры, Церковь как хранительница самобытности, мира и согласия в стране (как предполагается в идеале), никогда не находились в равноправном диалоге с другими российскими конфессиями, не выстраивали отношений с ними в рамках демократического общества. Как правило, господствующая Церковь оставалась по одну сторону с властью, которая репрессировала инаковерующих, в том числе и самих православных. В современных условиях у православия появился шанс стать инициатором межхристианского диалога и гарантом межрелигиозного мира.

Религиозный бум 1990-х годов естественно породил "сектоведческое" движение в качестве реакции на агрессивное миссионерство со стороны как христианских Церквей различных направлений, так и новых религиозных движений. Возглавил это движение в нашей стране руководитель московского Центра Иринея Лионского Александр Дворкин, ставший в марте 2009 года председателем Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при минюсте РФ. Ученики Дворкина, журналисты и сотрудники миссионерских отделов епархий РПЦ МП, подражающие резкому оскорбительному стилю Дворкина, появились почти во всех регионах России. К 2009 году, как очевидно из происходящих по всей стране конфликтов, противоречия между реальной социальной ролью инославных (в первую очередь, евангелистов, баптистов, пятидесятников) и невежественностью последователей Дворкина стали непримиримыми. Вот несколько примеров. В Саратове "сектовед" Александр Кузьмин, член совета при минюсте РФ, спровоцировал дискриминацию церкви "Слово жизни" и других церквей в СМИ. В Мурманске Церковь пятидесятников "На Мурмане" судится с сотрудником миссионерского отдела епархии РПЦ МП "сектоведом" Антоном Тучковым, который обвинил христиан в экстремизме. Церковь Христа Спасителя евангельских христиан-баптистов Сыктывкара обратилась в прокуратуру по поводу дискриминационных статьей в "Епархиальных ведомостях" местной епархии РПЦ МП, которые, по мнению баптистов, разжигают межрелигиозную рознь. Аналогичные статьи, в том числе от имени секретаря местной епархии игумена Филиппа (Филиппова), появлялись и в отношении пятидесятников, которые занимаются реабилитацией наркозависимых. Если ситуацию не постарается изменить само руководство Московской патриархии, то судебные процессы по делам о разжигании межрелигиозной вражды будут проходить почти в каждом российском регионе.

В силу того, что "сектоведение" Дворкина, построенное на оскорблениях, невежестве и создании общего образа "страшных сект", ушло далеко от академического сравнительного богословия и просто от здравого смысла, в рамках этого "сектоведения" произошел раскол. Фактически оппонентами Дворкина, постепенно уходящего в тень, стали преподаватель Московской духовной академии Роман Конь, написавший книгу "Введение в сектоведение", и Виталий Питанов - научный сотрудник Православного института религиоведения и церковных искусств, создатель сайта "Православная апологетика", также автор книги "Введение в сектоведение". Роман Конь в одном из своих интервью фактически признает, что методы Дворкина не соответствуют святоотеческим традициям. Описывая свой подход, в отличие от дворкинского, Конь говорит: "Акцент делается не на психологических, медицинских и правовых аргументах, которые предполагают, что деструктивные культы "промывают мозги" своим адептам, разрушают общественные институты и угрожают самой целостности государства, а на доказательстве ложности еретических учений, стремящихся ниспровергнуть домостроительство Христово. Я лично не против поиска новых теорий в сектоведении, но, по моему мнению, они должны соответствовать святоотеческому дискурсу". Как и священник Даниил Сысоев, доброжелательно посещавший протестантские церкви, Роман Конь является сторонником встреч с "сектантами", разговора с ними о православии, а не навешивания бессмысленных ярлыков.

Более академическое "сектоведение" готово поддержать и священноначалие РПЦ МП, но даже робкие и обтекаемые заявления представителей патриархии на эту тему сталкиваются с яростной критикой националистически настроенных православных деятелей. Так, 22 сентября в ходе круглого стола "Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?" в пресс-центре Славянского правового центра глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин признал обоснованным то, что в России часто забывают об интересах религиозных меньшинств, и подчеркнул: "Наша Церковь будет стараться помогать в разрешении этой ситуации. Православный священник должен помочь любому верующему найти дорогу к своему пастырю". По поводу постоянных конфликтов, возникающих в регионах, в том числе под влиянием "сектоведов", между православными и протестантами, отец Всеволод отметил, что "действительно есть случаи атаки на религиозные меньшинства, в которых часто бывает виновата не одна сторона". Подобные столкновения отравляют религиозную атмосферу.

Показательна реакция на это выступление на форуме протодиакона Андрея Кураева. На форме появились две темы для обсуждения: "РПЦ за поддержку интересов религиозных меньшинств" и "Отец Всеволод Чаплин в Славянском правовом центре", однако они были вскоре удалены. Отца Всеволода обвиняли и в том, что он пришел пообщаться с экспертами и лидерами протестантских Церквей, и в том, что он идет на поводу у "сектантов". А участник форума с именем и фамилией, похожими на руководителя миссионерского отдела Томской епархии "сектоведа" Максима Степаненко, на которого также подавали иски в суд представители религиозных меньшинств, прямо обвинил отца Всеволода в предательстве.

С открытой критикой Отдела внешних церковных связей, не разделяющего методов агрессивного "сектоборчества", выступило православное агентство "Русская линия" (статья Андрея Рогозянского "Досадная ошибка, которая может дорого стоить"). Автор предостерегает представителей Московской патриархии от любых форм диалога с инославными христианами и возмущается тем, что глава ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) ответил на письмо пасторов пятидесятнической церкви Саратова "Слово жизни", которые обвинили православную епархию и выступающего от имени православия "сектоведа" Кузьмина в разжигании межрелигиозной розни. В своем письме"Ужели архиеп. Иларион (Алфеев) намеревается распространить новую практику и на другие епархии? Если петиции, сходные с саратовской, поступят в ОВЦС (а таковые почти наверняка поступят) из десятков других регионов". На форуме Кураева в рамках темы "Новый анекдот из жизни сектозащитников" некоторые православные даже не поверили в истинность письма архиепископа Илариона, а адвокат Дворкина Александр Корелов подтвердил угрозы "сектоведа" Кузьмина о скорой ликвидации церквей пятидесятников: "Стараниями государства этой секте отведена определенная роль, которая будет очевидна в ближайшие год два, может быть три... Поэтому речь епископа Иллариона носила явно миссионерский характер. Но это пока следите за событиями, как говорится...". глава ОВЦС МП архиепископ Иларион называет пасторов церквей христиан веры евангельской "Слово жизни" "братьями во Христе" и призывает пятидесятников к диалогу с Саратовской епархией РПЦ МП, куда также было направлено соответствующее письмо главы ОВЦС. Рогозянский опасается того, что "игры в плюрализм" продолжатся:

Однако события 2009 года говорят, скорее, в пользу протестантов: в мае архиепископ Иларион встречался с представителями Союза баптистов, 5 июня принял представителей Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), в июле - всех глав и представителей протестантских союзов, 5 октября - около 60 протестантских пасторов, в том числе и пастора Дмитрия Таранова из саратовского "Слова жизни", 15 октября возглавил заседание секретариата Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК). Столь интенсивного диалога с отечественными протестантами в истории ОВЦС МП еще не было.

Обвинения "сектантов", в том числе членов христианских протестантских Церквей, в убийствах, изуверстве, зомбировании и гипнозе, предательстве интересов Родины, в "шпионстве" (как обвиняли протестантов сотрудники Тульской епархии РПЦ МП), в пособничестве Западу, в размывании русского православия и намеки на то, что именно "сектанты" развалят нашу русскую землю, – все это обычная националистическая риторика, которая наиболее ярко проявляется в эпохи кризисов. Естественно, что радикальные борцы с "сектами" выступают вместе с националистами.

Вопиющий, но, похоже, характерный случай был выявлен в Хабаровске Следственным отделом Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю. Против распространителей известной антикришнаитской листовки "Осторожно, секта", раздававшейся в ходе проведения фестиваля культуры Индии 19 июня 2008 года на набережной Амура, Н.Э. Нагорного, Д.Е. Колоскова и Я.В. Соловьева еще в ноябре 2008 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в разжигании межрелигиозной розни. Листовка основана на материале, написанном "сектоведом", учеником Дворкина Александром Кузьминым. Оскорбительная акция против кришнаитов, как оказалось в ходе следствия, была устроена представителями Хабаровской епархии РПЦ МП, движением "Молодая гвардия Единой России" и националистическим движением "Русский клуб", прославившимся распространением откровенно фашистских листовок (лидер "Русского клуба" Сергей Карнаух проживает во Владивостоке и находится под следствием по обвинению в разжигании межнациональной вражды). В обвинительном заключении со слов свидетелей подробно описывается, как активисты договаривались распространять листовку и материалы саратовского "сектоведа" Кузьмина: "В 2007 году он познакомился с Соловьевым Яковом и Смирновым Алексеем, которые рассказали ему, что они являются представителями движения "Русский клуб". В июле 2008 года указанные лица, а также Колосков Денис в кафе "Гвардейский погребок", познакомили его с Нагорным Николаем и Иванишко Игорем. Данных парней ему представили как членов организаций "Молодежный клуб при Хабаровской Епархии Православной церкви" и "Молодая Гвардия". В ходе совместной беседы Иванишко и Нагорный сообщили им, что на набережной р. Амур в г. Хабаровске будет проходить "Фестиваль Индийской культуры", который организует местная секта кришнаитов, поэтому молодежный отдел Хабаровской Епархии, а также "Молодая гвардия" намерены провести во время данного фестиваля акцию протеста, на которой будет организована раздача листовок с текстом, предостерегающим население г. Хабаровска от действий адептов секты кришнаитов. Нагорный также сообщил, что данную идею разработал он лично при участии Иванишко, дал несколько экземпляров листовок для ознакомления, Нагорный пояснил, что за участие в массовке заплатит, сумма не оговаривалась. Также в ходе общения с Иванишко и Нагорным он узнал, что текст листовок выложен для обсуждения и изучения на форуме сайта молодежного отдела Хабаровской Епархии в сети Интернет; текст выкладывал Нагорный под псевдонимом "Ники", а модератором данного форума является Иванишко". При этом дело об антикришнаитской листовке, которая была признана экстремистским материалом 29 января (а 23 сентября 2009 года это решение было отменено), еще не закрыто. Оно направлено на новое рассмотрение. В роли защитника выступает адвокат Дворкина Александр Корелов.

…Продвижению межрелигиозного диалога в России будут по-прежнему мешать, по крайней мере, два фактора. Во-первых, это жесткая националистическая охранительная идеология "традиционных религий" и противостоящих им "сект", которой придерживаются многие церковные деятели, чиновники, а СМИ легко подхватывают их "страшилки". Причем официально руководство епархий или чиновники держатся от "сектоведов" в стороне, высказывая опасения, что те создают напряженность в обществе.

Во-вторых, неизбежна активная прозелитическая деятельность и протестантов, и тем более новых религиозных движений, с которыми невозможно договориться, как с католиками, чтобы они не обращали потенциальных православных.

Однако в любом случае, как показывает история России и некоторых европейских стран, борьба с инаковерующими никогда не достигает своей цели, как и крайний национализм не приводит к процветанию и сохранению единства страны.

credo.ru

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=73789&cf=

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: