Президент и народ. Преимущества диалога

В категориях: Общество, Церковь и власть

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

Президент Медведев не первый год практикует Интернет-конференции и общение с россиянами в виртуальном пространстве. Он уже приучил и наблюдателей, и своих подчиненных к тому, что при осуществлении полномочий использует все самые современные технические средства.

Кроме того, Медведев, как и обещал, регулярно, два раза в год, проводит всероссийский прием граждан в своей приемной на улице Ильинка. Очередное мероприятие, организованное в понедельник 22 ноября, стало наиболее масштабным: в этот день открылись приемные в 83 субъектах Федерации. Сеанс общения главы государства с народом можно считать беспрецедентным. У президента до сих пор не было технической возможности побеседовать с таким количеством жителей России за один день. 

Сюжет этого общения складывался вполне традиционно. Люди с мест жаловались, президент обещал разобраться и "брал на карандаш". При этом он немедленно связывался с руководителями тех ведомств, к работе которых имели непосредственное отношение жалобы. Без таких прямых апелляций к крупным госчиновникам в режиме "ручного управления" невозможно представить себе современный политический пейзаж России. Никакие свежие ветры модернизации не способны быстро разрушить эту многовековую практику.

Что ни в коем случае не означает, что руководители всех калибров должны откликаться на жалобы снизу только несколько раз в год, во время специальных сеансов связи. О чем, прежде всего, и сказал президент во время последнего виртуального приема граждан.

Медведев четко разъяснил свою позицию: "Многие люди жалуются на начальство, на формальный подход к их жалобам, письмам.

Руководители регионов и муниципалитетов должны взять такие обращения на особый контроль. И вообще, пора сделать так, чтобы эти обращения влекли не только прямую реакцию чиновников, но и в случае отказа отвечать или затягивать решение вопросов, может быть, сопровождались дисциплинарной и административной ответственностью". И добавил: "Даже если ту или иную проблему одномоментно решить невозможно, нужно объяснить людям, почему это сегодня нельзя сделать, а не просто отмахиваться". Президент считает, что подобное поведение соответствует основам административной культуры.

В рамках этой самой административной культуры существует две модели взаимоотношений начальства с жалобщиками, особенно если речь идет не о частной проблеме, затрагивающей одного человека или одну семью, а о серьезном и более-менее массовом общественном недовольстве действиями властей.

Первая модель – доминантно-патриархальная. Любая критика снизу воспринимается как неприемлемое "давление", и руководство на него не реагирует, чтобы "не терять лицо". Предпринимать какие-то немедленные меры в ответ на протесты общественности – это как бы ниже достоинства начальника.

Другая модель – демократическая. Ее суть Дмитрий Медведев разъяснил на примере ситуации с Химкинским лесом во время встречи с музыкантами-рокерами 12 октября сего года: "Из этой истории, безотносительно к тому, на какое решение мы выйдем, можно извлечь один очень важный урок власти. Есть ощущение, что тема сверхрезонансная, нельзя закрывать глаза и говорить: мы приняли оптимальное решение".

Президент постоянно придерживается этого принципа. Он внимательно прислушивается ко всем критическим перепадам общественного мнения и оперативно реагирует на его вызовы.

Так было и с делом Егора Бычкова, и с тем же Химкинским лесом, и со строительством Охтинской башни Газпрома в Санкт-Петербурге, и с избиением журналиста Олега Кашина. Всякий раз Медведев откликался и отдавал распоряжения – в рамках своих законных полномочий – разобраться и принять меры.

Причем это вовсе не значит, что общественность всегда права, а власть совершает промах за промахом. Но если уж возникла, по выражению Медведева, "сверхрезонансная тема", которая волнует значительное число граждан, то надо с ними разговаривать, объяснять людям, почему нельзя поступить иначе, и ни в коем случае не закрывать глаза. Тогда и ответная реакция будет, скорее всего, не столь острой, и на смену конфликту придет конструктивная дискуссия.

Виртуальный прием граждан с использованием всех достижений техники XXI века – это важный, но далеко не единственный этап или фрагмент диалога власти с гражданами, который стал складываться и развиваться в последние два года.

http://www.rian.ru/analytics/20101122/299590672.html

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: