reveal@mirvboge.ru

Проблемы Московского патриархата

В категориях: Общество, Церковь и власть

5 апреля 2009

Эпоха Кирилла. Украинская церковь и мировое православие в политике нового патриарха Московского

Протоиерей Петр Зуев

Избрание 16 Патриархом Московским интеллектуального лидера Русской Церкви митрополита Кирилла было прогнозируемо. И все же результаты голосования на Соборе заставили удивиться многих. Кирилл выиграл выборы с огромным перевесом. Как распорядится патриарх Кирилл вверенным ему "мандатом доверия"? И как его деятельность отразится на жизни Украинской православной церкви? Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним о тех проблемах, которые сейчас стоят перед Московским патриархатом.

Проблема номер один — "номинальные православные". Соглас­но социологическим опросам, большинство граждан России и Украины считают себя православными. Вместе с тем, реальны­ми, практикующими православными является не более 5—7% от всех опрошенных. Что может и должна сделать церковь для того, чтобы реально воцерковить "номинальных" православных? Как сделать "номинального православного" полноценным членом церкви? Усилий на приходском и даже епархиальном уровне здесь недостаточно. Нужна общецерковная миссионерская программа. А учитывая тот факт, что далеко не все архиереи РПЦ готовы сегодня к созданию и развитию собственных миссионерских проектов, такая программа должна стать личной зоной ответственности патриарха.

Проблема номер два — отношения РПЦ с Константинополем и другими поместными православ­ными церквами. Распад СССР и Варшавского блока привели не только к политическому, но и кон­фессиональному переформатированию Восточной Европы. В результате православные церкви в странах ЕС сегодня фактически переориентировались на Конс­тантинополь. На повышение авторитета последнего влияет и православно-католический диалог, в котором Константинополь (а не Москва) играет сегодня роль главного контрагента Рима. И хотя первый и второй Римы еще далеки от единомыслия в сфе­ре вероучения (а значит, и не готовы к каким-либо радикальным шагам навстречу друг другу), Москву не может не волновать тот факт, что православно-католический диалог все больше напоминает дуэт. Следовательно, Москва должна быть активным субъектом диалога, демонстрируя свою открытость к христианскому Западу, а также собст­венное, основанное на православной традиции, видение проблем межцерковного диалога и путей обретения церковного единства.

Наконец, существует и третья проблема — раскол украинского православия. Около четырех тысяч приходов находятся вне общения с мировым православием, что абсолютно ненормально. Игнорирование проблемы со стороны Русской церкви может привести лишь к тому, что в Украине рано или поздно возникнет вторая каноническая юрис­дикция — Константинопольская, и именно второй, а не третий Рим станет "центром при­тяжения" для разделенного украинского православия. Следует упомянуть и другую опасную для РПЦ тенденцию — возможность распространения на территорию Украины юрисдикции Бессарабской митрополии Румынской церкви, в которую потенциально может войти часть румыноязычных приходов Черновиц­кой епархии (коих там насчитывается 104).

Все три проблемы требуют от Русской церкви компетентных, мудрых, но вместе с тем и решительных действий.

Анализ первых шагов патриарха свидетельствует о том, что он предпочитает решать проблемы комплексно. Первый мессидж был дан в интронизационной речи нового патриарха, где он — неожиданно для сложившейся при патриархе Алексии традиции — сделал акцент на том, что РПЦ осуществляет свою пастырскую миссию не только в пределах России, но и в новых независимых государствах. Речь патриарха, видимо, должна была подчеркнуть, что он видит себя не исключительно "русским патриархом", но главой многонациональной церкви, значительная часть паствы которой находится за пределами России. А позже, уже в Украине, этот мессидж был дополнен доверенным лицом и "тезкой" нового патриарха архимандритом Кириллом (Говору­ном): новый патриарх планирует изучить украинский язык, а также готов представлять интересы Украины по целому комплексу экономических и социальных проблем перед Кремлем. Согласитесь, неожиданный поворот сюжета! Патриарх Московский "лоббирует" украинские интересы перед Кремлем… Однако зная креативность и общественное влияние патриарха в России, можно не сомневаться: в случае, если бы украинская сторона была реально заинтересована в таком посреднике, он бы справился со своей ролью блестяще.

Новый патриарх будет, безусловно, динамичнее, а значит, и влиятельнее покойного Алексия II. И к его слову будут прислушиваться как в России, так и в Украине. Однако думать, что четыре с половиной тысячи приходов Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви могут присоединиться к УПЦ только благодаря харизме патриарха Кирилла и митрополита Владимира было бы наивно. Новому патриарху совместно с епископатом УПЦ рано или поздно придется предложить реальную модель уврачевания раскола.

"ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ" (Украина), 21-27 марта 2009 г.

portal-credo

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=69518&cf=

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: