Пьянству – ой!

В категориях: Трудные места

24 августа 2009

Русский Newsweek,

Три года назад молодые люди из движения «Солнечный круг», которое пользовалось поддержкой правительства Москвы, устроили настоящую облаву на продавцов, отпускавших спиртное подросткам. Митинги, пикеты, листовки на дверях магазинов: «Здесь продали алкоголь ребенку». Интерес телеканалов и газет был обеспечен, но вскоре все забылось, а само движение перестало существовать. Очередная кампания, призванная показать, как чиновники заботятся о народном здоровье, кончилась, не оставив следа.

Теперь все будет по-другому, обещает президент Дмитрий Медведев. На минувшей неделе он провел специальное совещание - и началась антиалкогольная кампания. Уже к осени министр здравоохранения Татьяна Голикова должна представить концепцию антиалкогольной политики. Цель - в 2012 году на каждого жителя страны должно приходиться 14 литров чистого алкоголя в год, а не 18 литров, как сегодня. Безопасным для здоровья нации считается уровень в 8 литров. Каждый отвоеванный литр, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, означает дополнительные 11 месяцев средней продолжительности жизни для мужчин и четыре месяца - для женщин.

История России знала и не такое. Во время горбачевской антиалкогольной кампании официальные продажи спиртного упали в 2,5 раза, и это падение лишь частично компенсировали самогон и одеколон. Ту кампанию теперь принято вспоминать с уважением. Виноградники вырубали, в очередях дрались, но статистика фиксировала: во второй половине 80-х в России удалось сохранить жизнь более чем 1 млн человек. С этим не поспоришь.

Но совещание у Медведева показало, что к жестким мерам Кремль и правительство не готовы. Ловить зеленого змия будут аккуратно, как бабочку: вести пропаганду трезвости, немного ограничивать потребление пива, строже наказывать за продажу алкоголя несовершеннолетним. Впрочем, 70% потребления алкоголя в России приходится на крепкий алкоголь, прежде всего водку. «Главная проблема - доступность крепкого алкоголя», - подчеркивает Александр Немцов из Московского НИИ психиатрии, крупнейший российский эксперт в сфере алкогольной политики. Что делать с водкой, не понимает, похоже, никто.

Заниматься пропагандой, конечно, проще всего. В советские времена о вреде пьянства рассказывали в кабинетах санитарного просвещения, где висели рисунки печени, больной циррозом. Похожие функции будут у центров здоровья, сеть которых начинает разворачивать по всей России Минздравсоцразвития. К концу года их будет создано более 500.

Общественность не останется в стороне. Осенью кампанию «За здоровый образ жизни» намерено развернуть движение «Наши». Акцент будет сделан на борьбе с алкоголизмом и курением. «Мы тут хотим быть честными, поэтому в мероприятиях будут участвовать только те активисты, кто не употребляет табак и алкоголь», - рассказывает комиссар движения Марина Задемидькова.

С октября «Наши» запустят в интернете веселые социальные ролики, начнут разъяснительную работу в вузах и устроят серию флешмобов. Например, вокруг курящего на улице человека будет собираться толпа, идти рядом с ним и увещевать его бросить это дело. Как пугать алкоголиков, пока не придумали. Если он уже пьян, его напугать трудно.

Народ вроде бы и до всяких кампаний поддерживал борьбу с пьянством. Во всяком случае, ВЦИОМ на прошлой неделе сообщил, что 65% граждан - за. Правда, если разобраться, люди поддерживают только то, что не касается их личных интересов. Самые популярная антиалкогольная мера - запрет продажи алкоголя молодежи (причем не до 18 лет, как сейчас, а до 21 года), за это 63%. Если бы такой запрет удалось ввести, эффект был бы обеспечен. Ученые знают: чем позже человек начинает пить, тем меньше риск, что он станет алкоголиком. Но в России еще в 2005 году запретили пить пиво на улицах. Как соблюдается этот запрет, видно невооруженным взглядом.

За полный запрет рекламы любого алкоголя - 57%. Обывателю не жалко вечерних роликов с рекламой пива - что пить, он и так знает. Из пивной рекламы и так убрали людей и животных - потребление от этого не сократилось. Собственно, сам Медведев признал неэффективность всех уже принятых антиалкогольных мер. «Никак это не помогло, ни в чем абсолютно» - такую реплику бросил президент на совещании, оторвавшись от заготовленного текста.

В середине 90-х быстрый рост потребления пива тоже порой подавался как антиалкогольная мера: больше будут пить пиво, меньше - вредной водки. На самом деле крепкие напитки как пили, так и пьют, а «пиво стало воротами, открывающими подросткам путь в алкоголизм», говорит член Общественной палаты Олег Зыков.

Теперь государство пытается ограничить пивной бум. Одна из немногих реальных мер, обсуждаемых правительством, - повышение с 2010 года акцизов на пиво почти в три раза. Станут ли пить его меньше, если дешевые сорта подорожают с 20 до 25-28 рублей? Не поможет, уверяет глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Легальное производство сократится, на рынке появится больше безакцизного пива, например разливного: его легче пустить в обход обычных каналов.

Российская реальность дает производителям алкоголя универсальный аргумент: нельзя повышать цены, на рынке тут же появится левый товар. Пока не будет решена эта проблема, алкоголь останется дешевым, и рассуждать о борьбе с алкоголизмом бессмысленно. Об этом говорит и международный опыт, который обещают учесть чиновники. Собственно, он есть только в странах Северной и Восточной Европы, где, как и в России, «северный тип» потребления алкоголя с упором на крепкие напитки.

Например, в Польше, как и у нас, пить стали больше в начале 90-х, на фоне шока, вызванного крахом социализма и рыночными реформами. В 1992 году на поляка приходилось 10-11 литров алкоголя в год, а к концу 90-х - 7-8. Причем потребление сместилось от водки к пиву и вину. Похожим путем шла Норвегия, где в 1979 году крепкие напитки составляли 44% потребления алкоголя, а в 2005-м - 27%. Одним из главных аргументом для пьяниц послужила цена: бутылка водки в Польше и странах Скандинавии стоила как 10-15 бутылок пива. В России, по данным Дробиза, цена левой водки в торговой сети начинается с 50-60 рублей. Это две-три бутылки пива - для любителей выпить выбор очевиден.

В России дешевая водка - вопрос политический, и не только потому, что она влияет на настроение избирателей. Нелегальный сектор обеспечивают не бабушки-самогонщицы, а те же крупные заводы. По данным главы Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, сегодня в России мощности позволяют производить в три раза больше водки, чем официально поступает на рынок. Но заводы, вопреки логике бизнеса, продолжают открываться. Секрет прост: акциз на водку идет в региональный бюджет, и это большие деньги. Поэтому регионы стремятся производить алкоголь. Бывает так, что новые заводы одну смену работают открыто и платят акциз, а другую - гонят нелегальную водку. Разумеется, с ведома местных чиновников, которые при этом не остаются внакладе.

http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12302.html?no_cache=1&cHash=07ae4ac342

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: