Сдвинутый светильник

В категориях: Общество, Церковь и власть

Павел ГАРАДЖА

«АНГЕЛУ ЕФЕССКОЙ ЦЕРКВИ НАПИШИ...» (Откр. 2:1)

ПОЧЕМУ ПАЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬ?

Все интересы наших в Стамбуле – от моста через бухту Золотой Рог по «торной тропе» челночников... и вот он – знаменитый стамбульский базар. Но если пробраться по крикливым рядам, пройти пологим подъемом базар насквозь, то попадешь в другой Стамбул – клерков, студентов, туристов, интересующихся не дешевыми товарами, а непреходящими ценностями, благочестивых мусульманок в типичных длиннополых одеяниях, с покрытой головой, которые степенно шествуют в сопровождении мужчин...

Здесь десять лет назад новообращенным верующим в сильном смущении стоял я напротив бывшего храма Святой Софии, превращенного после взятия Константинополя турками в мечеть Айя-София, которая лишь в ХХ веке стала музеем и открылась для свободного посещения. Сколько раз был в Стамбуле, но раньше мне дела не было до всего этого «религиозного фанатизма».

Теперь же стоял возле Софии, ощущая дыхание истории, не в силах понять, почему Бог допустил это: чтобы святыня христианского мира была отдана на поругание иноверцам, чтобы в храме, где прославлялось великое имя Господа, Спасителя Иисуса Христа, ныне звучали славословия совсем другому имени, и люди, грешники, нуждающиеся в спасении, молились бы не Ему...

Поиск причины вёл в глубь веков; ведь ещё гораздо раньше, чем пал оплот восточного христианства, Константинополь, под ударами мусульман прекратили существование три христианских патриархата. Из пяти, существовавших в древности. И мы не найдем верного ответа на всё то же «почему?», если не обратимся к Книге книг.

Знаменитое послание семи церквам, запечатленное во второй и третьей главах Откровения Иоанна Богослова, начинается так: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» Сам Господь послал предупреждение церкви в Эфесе, дав откровение евангелисту Иоанну. Предупреждение последнее, но, оказывается, не первое. И в этой связи история Ефесской церкви, как она отражена в Писании, говорит нам очень много.

ЦЕРКОВЬ В ЭФЕСЕ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ

Древний Ефес был большим портовым городом Малой Азии (нынешняя Турция). В нём находился знаменитый храм Артемиды – одно из семи чудес света древнего мира. Девятнадцатая глава Деяний святых апостолов целиком посвящена визиту апостола Павла в этот город, где он три года проповедовал и учил. Здесь произошли немаловажные события: на местных верующих сошел Дух Святой; руками апостола Павла Бог творил чудеса, и уже одно то, что на больных возлагали платки и опоясания с его тела, исцеляло их. Здесь были избиты злым духом сыновья первосвященника Скевы, пытавшиеся использовать имя Господа в своих заклинаниях; видя силу Божию, покаялись чародеи, которые сожги свои книги; произошел мятеж ремесленников, зарабатывавших на изготовлении серебряных макетов храма Артемиды. Помните в Деяниях, как толпа, собравшаяся на площади, несколько часов кричала: «Велика Артемида Ефесская!»? То есть Ефес Писания весьма значим для нас, библейских верующих; Господь созидал в нём одну из первых церквей и являл Свою удивительную силу. Не случайно об этом городе пишут три новозаветных автора: евангелист Лука (Деяния), апостол Павел (Послание ефессянам) и апостол Иоанн (Откровение).

В Послании апостол Павел, обращаясь к верующим Ефеса, говорит: «Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего...» (Ефес. 1:15-18). Уже здесь, в словах похвалы и одобрения слышится едва различимая тревога. Павел выражает удовлетворение состоянием церкви, благодарит за неё Господа, но в то же время беспокоится о том, чтобы познание Бога в ней углублялось и Он просветил сердца верующих.

Тревога, внушенная Богом, не оставляла Павла, а нарастала, и, отправляясь в Иерусалим, он, хотя и решил миновать Ефес, но счёл своим долгом перед Господом встретиться с пресвитерами этого города. Не столько для того, чтобы проститься, ибо ему было открыто, что они больше не увидятся, сколько, чтобы предупредить их о грозящей церкви опасности. И когда они пришли, он сказал им слова, которые часто приводятся в проповедях: «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте...» (Деян. 20:29-31).

ЛЖЕПРОРОКИ И ЛЖЕУЧИТЕЛЯ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ

Павел предупреждал, что лютые волки, не щадящие стада, войдут не только извне. Найдутся и из числа членов церкви те, которые будут извращать истину и пытаться увлечь за собой других. Это так напоминает происходящее подчас в той или иной нашей общине. Неожиданно для церкви кто-то из братьев начинает развивать какие-то чуждые, «не те» идеи, замыкаться в себе или в образовавшемся вокруг него кружке верующих, терять открытость в общении. Он прислушивается уже не к тому голосу, что звучит в его церкви, но к другому. Он сам начинает ретранслировать услышанное, нести поврежденную истину другим.

Такое же предупреждение, ту же мысль, ибо одним Духом водимы слуги Христовы, мы находим у апостола Петра в его Втором послании: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2:1). Александр Капустин в статье «Портрет лжеучителей» справедливо замечает, что лжеучителя не появятся в наших церквах с плакатом на груди или, добавлю, бейджиком на пиджаке, объявляющем: «Джеймс Иванов, лжеучитель». Они возникнут в самом народе, тихо и неприметно, но неизбежно. Апостол Пётр не предполагает: может, будут, а может, и нет, но утверждает. Как были в самом народе лжепророки, так в нём же появятся, обязательно, и лжеучителя.

Стоит вспомнить, сколько было в народе, исповедовавшем живого единого Бога, лжепророков, чтобы оценить размеры угрозы. Одному только Илии противостояли 400 лжепророков вааловых и ещё 450 дубравных; подобное было и с Михеем, Иеремией. На каждого говорящего Истину приходятся десятки и сотни проповедующих ложь, и так во все времена. Эта же закономерность обнаруживается и в новозаветной церкви Христа, особенно ныне, когда, по выражению одного служителя, мы живём в «самое последнее время». «...И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих...»; «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:11, 24). Лжехристы и лжепророки, они же – лжеучителя. Они уже восстали.

Потому, говорит апостол Пётр далее, «вы, возлюбленные, будучи предварены о сём, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения...» (2 Петр. 3:17). А апостол Павел в Послании верующим города Колоссы даёт поистине золотое наставление: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём, будучи укоренены и утверждены в Нём и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» (Кол. 2:6).

Речь идёт о важнейшем моменте жизни верующего человека. Его поиски Бога «по горизонтали», когда он посещает богослужения в разных церквах, слушает многие голоса, уместны лишь до определенного момента. Когда под воздействием слова Истины, которое проповедуется в церкви, он получил от Господа побуждение к покаянию, совершил его, а затем удостоверился, что стал Божьим чадом (Дух Святой свидетельствует ему об этом, как написано) и вступил в завет с Господом, крестившись, дав Ему обет доброй совести, эти поиски должны принять совсем другое направление – по вертикали, вглубь. Верующий теперь идет путем освящения, сближения со Своим Спасителем, служения Ему. «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём...»

Если Слово Божие произвело своё действие и человек получил рождение свыше, если у него началась новая жизнь, может ли он после этого сомневаться, что попал не туда, молиться и просить Господа: «Покажи мне истинную церковь», – как это случилось с дорогим мне братом. Выходит, раньше Дух Божий, от которого он получил в этой церкви рождение для вечной жизни, ошибался? Сам Бог! После такой молитвы, замешанной на гордыне и уничижении Духа Божия, ответ, который получит верующий, а ведь он непременно получит ответ (только вот от кого?), уведет его с пути Истины.

Чего нам не хватает в наших церквах? Театра? Танцев? Неужели в борьбе за ничтожное – мнимую свободу – мы можем пойти так далеко, чтобы пожертвовать единством церкви, не убоявшись предупреждения Бога о производящих разделения и соблазны (Римл. 16:17). Да, бывают скучные проповедники, но мы не развлекаться идём в дом Божий. Чего нам часто действительно не хватает (и прежде всего я отношу это к себе), так это жертвенного служения Богу и ближним, когда бездеятельное сидение в церкви может подвигнуть нас на ненужные и даже опасные поиски. Впрочем, это тема для другого разговора.

СДВИНУТЫЙ СВЕТИЛЬНИК. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

И вот заключительный акт драмы. История Ефесской церкви близится к концу. «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных... ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2:1-5).

Как много хорошего нашёл Господь в Ефесской церкви: труд, дела, терпение, неприятие развратных... Церковь много трудилась ради Господа и не изнемогала – не жаловалась, не роптала от усталости. На этом фоне незначительным и вполне безобидным кажется единственный упрек, который высказал в адрес ефессян Господь: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Именно такое складывается впечатление, когда читаешь Откровение, что ничего страшного, что это поправимо.

Только возникает вопрос: а что, у верующего может быть вторая любовь, если первую он оставил? Это в мире сём и вторая, и третья могут быть, и еще неизвестно сколько. Ведь и понимается там любовь в довольно приземленном смысле слова. А у верующего она одна на всю жизнь, ибо это Сам Господь, Который есть любовь. Оставление первой любви – это трагедия. Тут никакая деловая активность не поможет, не закроет зияющей пустоты в сердце.

Это произошло: лютые волки в овечьей шкуре вошли в церковь, лжеучителя выхолостили здравое учение в угоду плоти, благовестие поблекло, потеряло силу, и церковь оставила первую любовь свою. То, за что апостол Павел благодарил Бога: «Посему и я, услышав о вашей... любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога...» (Ефес. 1:15-16) – исчезло, как дым. Случилось самое страшное, после чего церковь оказалась уже неспособной услышать призыв Господа к покаянию: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». Не покаялась; скорее всего, верующие были уверены в своём духовном благополучии.

И светильник Ефесской церкви был сдвинут. Господь не бросает слов на ветер. Ислам вытеснил христианство со всей территории Малой Азии и Северной Африки. Оно удержалось только в Европе. Последним в этой цепочке пал Константинополь, ставший Стамбулом, а гордость христианского Востока, величественный храм Святой Софии превратился в мечеть, к ней лишь пристроили нужное количество минаретов. И сколько бы ни говорили историки о геополитических, социально-экономических и прочих причинах случившегося, истинные причины объясняет Библия, они описаны в последней её книге, Откровении: это духовный упадок церквей.

В одной из своих проповедей президент украинского евангельско-баптистского братства Г.И.Комендант подчеркнул, что только в одном из семи городов, к которым было адресовано послание Господа, запечатленное Иоанном в книге Откровение, сегодня существует маленькая баптистская церковь. Это Измир, древняя Смирна, верующие которой претерпевали тяжкие гонения, и, может быть, благодаря этому сохранили себя в чистоте; в крайнем случае, Господь ни в чем не упрекнул их.

Беда нашего народа в том, что мы восприняли христианство от церквей, чей светильник Бог сдвинул как не исполнивших Его волю. Не случайно через тысячелетие с нашей государственной церковью тоже произошло нечто подобное, и 70 лет народ находился в кромешной тьме атеизма. Сегодня Бог смиловался над нами и дал последнюю возможность покаяться. Но слышим ли мы его призыв: «...покайся и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься»?

ЛЖЕУЧИТЕЛЯ ИДУТ

За минувшие века ничего не изменилось. Лжеучителя так же приходят извне, так же возникают в среде верующих, и неизвестно, что опасней. Пожалуй, только, что подрыв церквей изнутри более болезнен.

На все кажущиеся вопросы лжеучителей есть простые ответы. Нет, это не Дух Святой побуждает верующих оставлять свои церкви, чтобы построить в городе одну, так называемую внеденоминационную. Если «единая церковь» строится за счет разрушения единства существующих, исповедующих Евангелие церквей, то это действует не Святой Дух, а другой. Божий Дух созидает единую невидимую Церковь, которая одна только и способна объединить всех верующих в Иисуса Христа; Святой Дух просвещает язычников, людей, не знающих Бога, и привлекает их к Иисусу, а не обольщает верующих несбыточными планами, внося разброд в действующие церкви. До основанья (разрушим), а затем... – это тактика отца лжи.

Потому нам не нужно глубоко изучать догматику «Живого потока», чтобы понять, что это – лжеучение. Достаточно видеть плоды: попытки развалить евангельские церкви ради иллюзорных целей. Как нет смысла вникать в тонкости вероучения «свидетелей Иеговы», чтобы уяснить его смысл.

Представьте только: 18 веков Бог, суть которого Свет и Правда, держал во тьме Своих детей, верующих в Него, идущих за Его святое имя на смерть, и не только не открывался им, но вводил их в заблуждение, говоря им через Слово и великих мужей веры, что Иисус Христос есть Бог, что Бог триедин, что Святой Дух – личность и т.п. Всё это оказалось неправдой, и только спустя 1800 лет, Творец нашел, наконец, достойного человека Чарлза Тейза Рассела и открыл ему истинный смысл Писания! Теперь члены его организации в буквальном смысле обходят землю в связке по двое, чтобы растолковать народу свои идеи, которые они выдают за истину.

Какой обман! К сожалению, находится немало людей, которые верят ему. Согласно недавно обнародованным данным, в Украине 120 тысяч членов организации «свидетелей Иеговы». Не есть ли этот успех (а это несомненный успех) в большой степени следствием нашей разобщенности, бесконечных делений и внутренних неурядиц, которые лишают церкви Божьей силы и не дают «творить прежние дела» во славу Господа. То есть исполнить то, к чему Он призывает нас: опекать сирот и вдов, служить ближнему, сосредоточить усилия на просвещении народа Евангелием?

Сидение в церкви, без труда любви и благовестия, непременно приведет к духовному заболачиванию и даст место лжеучителям. Если мы сами не будем учить себя, друг друга и не пойдем в народ, найдутся лжеучителя, которые с гораздо большей энергией возьмутся за дело. В течение своей, не такой уж продолжительной жизни тот же Рассел произнес 30 тысяч проповедей и написал 50 тысяч страниц трудов...

Ветры учений постоянно испытывают церкви, прочно ли мы стоим в истине. Не захотим ли «оживить» своё служение, чтобы прыгать на богослужении столбиком или истерически хохотать, изображать из себя самолет или «ездить на велосипеде»; не возжаждем ли получить «особую силу» от «пиджакования» по-ледяевски, «язык» как атрибут высокой духовности, который не оставляет даже горьких пьяниц и преступников... Или вот модное поветрие: нельзя потерять спасение...

Это неважно, что Господь постоянно предоставляет человеку выбор: избери жизнь или смерть. Нет у человека свободной воли, и точка. Одних – в погибель, других – ко спасению, так решил Бог. Но ведь Он – Творец, создавший мир таким удивительно сложным и гармоничным, таким прекрасным, а из человека почему-то сделал робота... Сам дух Писания, которое во всём многообразии показывает нам взаимоотношения Бога и человека, где последнего Господь поднимает до равного партнерства, ставит рядом с Собой и ведёт со Своим творением диалог, свидетельствует против этого.

Посмотрим на церковь в Ефесе: сдвинул Господь её светильник, хотя и призывал образумиться. Он любил её, говорил о её достоинствах, не хотел её погибели, но она потеряла любовь к Нему и погибла. Если верующий оставляет свою церковь в стремлении найти что-то лучшее, это как раз и говорит о том, что он потерял первую любовь. Он утратил то, за что апостол Павел благодарил Бога, молясь об ефессянах: «Посему и я, услышав о вашей... любви ко всем святым...» Именно потеря этой любви, названой первою, стала причиной трагедии Ефесской церкви.

Когда брат или сестра оставляет своих по вере, причиняя им боль, по живому рвет «взаимно скрепляющие связи» (Ефес. 4:16), это не может не говорить о потере люби к ним, а значит и к Богу, ибо написано: «...не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоан. 4:20). Это пренебрежение наставлением Духа истины, который сказал через апостола Павла: «Посему как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем...»

Призвал Господь, дал тебе новую жизнь – трудись ради святого имени Его, трудись и не изнемогай; Бог не будет подметать пол в твоём доме и в храме твоего сердца, Он вменяет тебе в обязанность самому хранить себя от скверн мира сего. Помни о ефессянах, оставивших свою первую Любовь.

Христианская газета

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: