Священное Писание и наша культура

В категориях: Трудные места

А. В. Курников

Что такое культура? Понятие это чрезвычайно сложное, емкое и многообразное, охватывающее различные явления человеческой жизни. В самом широком смысле культура — это способ жизни и деятельности человека, совокупность его материальных и духовных достижений. Можно сказать, что культура — все то, что отличает человека от животного мира. Часто понятие «культура» отделяют от понятия «цивилизация». Жилища, одежду, пути сообщения, промышленность, технику относят к цивилизации, а религию, общественные и семейные нравы, науку, искусство связывают непосредственно с культурой. Отсюда уровень культуры и уровень цивилизации могут резко не совпадать. Народ может стоять на низшей стадии цивилизации и в то же время иметь древнюю утонченную духовную культуру. И наоборот, общество может достичь небывалых высот в области технической оснащенности и отличаться крайней отсталостью и примитивизмом в сфере культуры и духовности. «Истинная культура есть связь человека с Творцом и со всем миром», — отмечал известный проповедник Иоанн Шаховский. Эта связь с высшим миром Бытия, истины и любви должна пройти через все отношения людей и народов. Войти в рояль музыканта, в лабораторию ученого, в тетрадь писателя, в интуицию врача, в руку сеятеля. По холодной проволоке материальных отношений мира должно пробежать тепло жизни. По жилам человечества должна пробежать кровь, соединяющая людей в высшее единство, все оживляющая и все отдающая Единому Сердцу — Иисусу Христу.

Само слово «культура» латинского происхождения, одно из его первоначальных значений: возделывание, обработка, воспитание, образование, развитие. Процесс такого окультуривания не знает остановки. Он непрерывен и неограничен. Среди потомков старорусской интеллигенции ходил рассказ об одном богатом американце, который приехал в Англию навестить своих знакомых. Утром, выйдя на прогулку, он залюбовался прекрасно ухоженным газоном вокруг дома. «Надо же, у меня в Америке все есть: и дом, и сад, и цветы, и фрукты, а вот газон хороший никак не получается», — подумал гость и тут же обратился к местному садовнику с вопросом о том, как же ему удалось создать такую красоту. «Нет ничего проще, — ответил с улыбкой садовник. — Надо вспахивать, засеивать, два раза в день поливать, когда взойдет, и два раза в неделю стричь машинкой. И если будете от души делать все в течение трехсот лет, тогда и у вас получится очень хороший газон». Смысл рассказа не запрятан глубоко. Хочешь быть воспитанным, трудись над собой. Высокая культура личности — это результат непрерывного возделывания и неустанной обработки души. Для какой цели написал премудрый Соломон книгу Притчей? «Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия...» — так определяет он ее богодухновенный замысел (Пр. 1:2-3).

Неотъемлемой частью общей культуры является культура поведения личности, соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение любить ближних и находить правильный тон в общении с окружающими. Говорят, что стиль — это человек. Что определяет стиль внешнего поведения человека? Мировоззрение, внутренний склад души, склонности, привычки накладывают отпечаток на характер поведения человека.

Христиане имеют великую сокровищницу божественной мудрости — Библию. Главная цель Священного Писания — руководство ко спасению души (Ин. 20:31; 1 Ин. 5:13). Направляя души человеческие к новой жизни в Боге, оно в то же время дает мощный толчок общему духовному развитию личности, являясь первоосновой образования и культуры.

У каждой религии есть своя священная книга или книги; но влияние этих книг резко отличается от громадного воздействия на народы Библии.

Эту нестареющую Книгу люди находят столь значительной, столь важной, что ученые мужи отдавали всю свою жизнь делу изучения Библии и библейских рукописей.

Так, Иероним Блаженный, живший в III — IV веках, посвятил 30 лет переводу Священного Писания на латинский язык, находясь в суровой Вифлеемской пещере. Подвизаясь в посте и молитве, он стремился постигнуть верный смысл священных слов, язык Святого Духа, благовествующего великие тайны Бога и человека.

Библия — книга восточная по внешней структуре. Неслучайно Восток называют колыбелью высшей мудрости. По мнению ученых, все прочие книги Востока, как поэтического, так и философского содержания, нуждаются в существенной переделке, иначе они остаются непонятными.

Почему же одна книга Востока — Библия овладела так сильно западными народами? Почему эта Книга, куда бы она ни была занесена: в Африку, Азию, Индию, Гренландию, — так сильно действует на умы и сердца людей? Подумаем о том, насколько широко библейские истины, библейские уподобления, библейские обороты речи вошли в плоть и кровь всемирной литературы.

Великие художники слова Джон Мильтон, Уильям Шекспир, Данте, Клопшток и другие создавали грандиозные поэмы на основании библейских сюжетов.

Вспомним могучие умы, творившие в области естественных наук, подчинившиеся обаянию этой книги: Лейбниц, Ф.Бэкон, Паскаль, Фарадей, Максвелл, Ньютон, Кеплер, Локк... Можно выстроить огромный ряд крупнейших имен. Не мудрость и не ученость этих людей, а откровение Духа Святого дало им уразуметь скрытую в Священном Писании истину Божию.

Библия не только укрепляет и поддерживает нашу душу, питает ее небесным хлебом, готовя к вечности и научая жить богоугодной жизнью, — она в то же время развивает нас в культурном плане, эстетически, формирует художественный вкус, учит ценить все истинно великое и прекрасное.

Где можно найти во всей мировой литературе рассказы, подобные драматической истории испытания Авраама, или повествованию о воскрешении Лазаря, или об Иосифе, открывающемся братьям своим?

Однажды в Париж из Америки приехал знаменитый ученый и общественный деятель Вениамин Франклин. В свободное время он стал посещать кружок любителей литературы, где читались и обсуждались лучшие произведения. Как-то он явился с рукописью и заявил: «Господа! Я нашел редкий перл литературной красоты и хочу вам его прочесть!» Все присутствующие с огромным интересом прослушали содержание маленькой Книги Руфь, которую Франклин переписал, только слегка изменив имена и названия. Когда чтение закончилось, все начали восторгаться безыскусственной простотой рассказа и красотой замысла его. «Где же нашли вы эту жемчужину?» — спросили его. «В Библии», — ответил ученый.

Простой, величественный стиль Библии приводит в восхищение многих знатоков художественного слова. Так, немецкий поэт Гейне замечает: «Что это за Книга! Она велика и обширна как мир, она выросла из глубин сознания и достигает таинственной синевы небес. Поистине это Слово Божие, тогда как все остальные книги являются только произведениями талантливых людей. В Библии нет и тени искусственности. Стиль ее выше всякой критики». Этот человек сумел проникнуть в тайну слога Библии.

Как природа выше подражания и искусства, так и Библия выше всякой литературы. В окружающем нас мире есть предметы, которые не стареют и никогда не надоедают, например, солнце, воздух, свет. Библия тоже сокровище нестареющее. Она никогда не потеряет своего жизненного интереса, потому что содержит в себе вечные истины божественного откровения.

Внимательный читатель обнаружит в ней и зачатки всех отраслей знаний: природоведение, история, этика, эстетика, поэзия, философия, юриспруденция, психология, логика. Законы Моисеевы легли в основу как современного, так и древнего законодательства. Библия породила неисчислимое количество книг по всем вопросам жизни. Она обладает способностью возбуждать мысль человека. Воистину богословие — мать всех наук.

Но как бы ни было велико влияние Библии на разные области наук и искусств, наиболее значительно ее влияние на жизнь человека, который принимает призыв Библии к духовному возрождению.

«Священное Писание, — писал Эразм Роттердамский, — подходит ко всем одинаково: оно склоняется к детям, питая их молоком, согревая, поддерживая, делая все, пока мы не возмужаем во Христе. А если оно по силам самым малым, то для самых великих оно является предметом, достойным удивления. Оно не отвергает никакого возраста, никакого пола, никакого положения. Солнце является не таким общим и доступным, как учение Христа».

Если мы зайдем в такой дом, где вся семья собирается в течение дня, чтобы почтить Библию и заняться чтением ее, чтобы в свете библейского учения попытаться разрешить все трудности и проблемы, где члены семьи единым сердцем молитвенно обращаются к Богу, ища Его помощи, Его мудрости во всех случаях жизни, мы увидим семью, где царит любовь, взаимопонимание, трогательная забота друг о друге.

Если мы посмотрим на человека, который любит, читает Библию и верит ей, мы заметим в его характере и поведении отблеск Бога, мир, покой, надежду, мужество, рассудительность. Он знает, для чего он живет и какова цель его жизни. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог», — восклицал псалмопевец Давид (Пс. 143:15). Нет числа миллионам людей, которые могли бы засвидетельствовать, как велика спасительная сила, как велика перемена в их жизни, которую они испытали под влиянием Библии силою Христовой.

Замечательную характеристику Библии дал немецкий поэт и универсальный мыслитель И.В.Гёте: «Пусть мир прогрессирует и развивается сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого знания раскрываются до высшей степени, ничто не сможет заменить Библию; она основа всякого образования и всякого развития».

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: