reveal@mirvboge.ru

Толерантность: терпимость или вседозволенность?

В категориях: Общество, Церковь и власть

26 октября 2008

Евгений Душаков.

«Милиционеры были в шоке» – такие слова прозвучали на телеканале НТВ в программе «Чрезвычайное происшествие», где рассказывалось о рейдах по притонам, предоставляющим сексуальные услуги. Что же так шокировало видавших виды оперативников? Развитие подпольной секс-индустрии. Оказывается, теперь к клиенту, уставшему от традиционных развлечений, на квартиру по заказу могут приехать проститутки со своими собаками, участвующими в зоофилических сношениях. Это извращение, не поддающееся пониманию, проходит под девизом: «Желание клиента – закон, и клиент всегда прав».

Что же происходит с людьми, потерявшими всякий ориентир в морально-нравственном поле? Каким образом им удалось уговорить себя на жесточайшие акты саморазрушения? Как относиться к столь безумным проявлениям порока? На каком языке говорить о моральных стандартах, чтобы быть понятым? Эти вопросы актуальны сегодня, когда фундаментальные моральные понятия ставятся под сомнение, а субъективизм диктует свои права в сфере морального выбора или модели поведения. В поисках ответов обратимся к публичным людям – крупным чиновникам, звездам шоу-бизнеса, театральным деятелям, психологам. Словом, к тем, кто достиг в жизни определенного успеха.

Во всем многообразии ответов и предложений слышим ключевую мысль: «Каждый человек имеет право выбирать то, что он считает правильным, а другие люди должны проявлять к чужому мнению, стилю жизни и убеждениям терпимость, т.е. толерантность». Вроде бы ничего крамольного в этой мысли нет, людей призывают к взаимному уважению. Но возникают другие вопросы: где граница между извращением и нормой? Какой ориентир выбрать в поисках модели поведения, когда у каждого своя правда? На чем основывать выбор, когда низложены все предупреждающие знаки и направляющие нити разорваны? Послушаем тех, кто считает, что все можно.

Кумиром молодежи, образчиком успешного, беспринципного, вульгарного, но по-своему обаятельного парня, несомненно, является резидент «Comedy club» Павел Воля. Получив педагогическое образование, он проявился в шоу-бизнесе монологами на пикантные темы. Более того, стал петь. Песня, положившая начало его сольной карьере, состояла из перечисления того, что Павел хочет в этой жизни иметь. Оказывается, хочет всего, много и прямо сейчас, невзирая на ограничения и какие-либо нормы. Вторит ему небезызвестный Тимати, поющий о том, что его все любят, а кто не любит, тот завидует. И Ксения Собчак всем своим видом и манерой обращаться к людям провозглашает свою правду: поступать так, как хочется. Известная певица и телеведущая ток-шоу «Без комплексов» Лолита пытается убедить нас в том, что мы вправе выражать свои эмоции так, как нам кажется правильным, пусть даже за счет других. Ты абсолют! И твои чувства – твои жизненные поводыри.

Практикующие психологи успокаивают побуждения нашей совести, говоря: мы вправе делать то, что нам нравится, если только считаем это правильным. Они говорят об отсутствии универсального мерила, по которому мы бы смогли регулировать наши мысли, слова и дела. Они не лечат наши проблемы, а компромиссами с моралью вымывают Богом данное чувство стыда и вины за совершенный грех. С одной единственной целью – успокоить нас за наши же деньги. Приглашенный Лолитой психолог утверждал: сдерживая свои желания, мы наносим непоправимый вред своей личности. И выходит, определяющая норма поведения и нашего выбора – «хочу, хочу, хочу». Все остальное неважно и иллюзорно. Мнения людей, совесть, фундаментальные ценности и здравомыслие – все это отходит на задний план и не может служить ориентиром для выбора жизненной позиции, когда человек живет одними желаниями.

Американский певец Принц в одном из интервью так выразил понимание свободы: «Я полагаю, что единственно значимая идея, если она вообще существует, - это свобода, личная свобода, и сознание того факта, что мы должны делать что хотим». Устами «звезд» нас призывают быть терпимыми к любой модели поведения: ты не должен говорить гомосексуалисту, что его образ жизни греховен, этим оскорбляешь его человеческое достоинство. Не можешь осуждать легализацию наркотиков и проституции в Голландии. Не смеешь подавать голос против того, что в Дании пустующие из-за отсутствия прихожан католические храмы отдают под клубы для гей-сообществ. Так ты ставишь себя вне закона. И все это под знаменами толерантности, терпимости к чужим порокам. Мэры мегаполисов с высоких политических трибун открыто заявляют о своей нетрадиционной ориентации. Призывают быть терпимыми к их образу жизни и, используя огромные возможности, экспортируют свои взгляды в молодежную среду.

В 2009 году в Берлине запланировано открытие отелей для геев. А по инициативе общественных деятелей Германии бундестагом принято решение установить памятник геям и лесбиянкам, замученным нацистами. И правительство не скупится на это «благое» дело – выделяет на строительство 450 тысяч евро.

Жюри под руководством министра культуры Германии Бернда Ноймана занималось рассмотрением проектов мемориала. Памятник, разработанный Михаэлем Эльмгрином и Ингаром Драгсетом, будет представлять собой бетонный куб. В нем вырежут окно, в котором планируется поочередно демонстрировать две видеопроекции: в первом эпизоде это будут целующиеся мужчины, во втором – лесбийская пара, пишет Travel.ru

Что это, если не пропаганда греховной жизни?
Бургомистр Берлина Клаус Воверайт, не скрывающий своей гомосексуальной ориентации, на встрече мэров крупнейших городов мира (Берлин, Пекин, Москва, Лондон, Париж) сказал: «Надо быть более толерантными, чтобы гомосексуалисты также могли осуществлять свои права в общественной жизни». Мэр Лондона Кен Ливингстон заявил, что в Англии еще 40 лет назад был принят закон, отменивший дискриминацию секс-меньшинств. По словам Ливингстона, в Великобритании 10 процентов населения открыто заявляет о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. «В реальности, – сказал мэр Лондона, – я полагаю, эта цифра составляет не менее двадцати процентов», сообщает ПОЛИТ.РУ
В поисках политических дивидендов кандидат в президенты США от демократов Барак Обама в своей речи в одном из штатов пообещал, в случае его избрания на высокий пост, уравнять в правах сексуальные меньшинства, разрешить им однополые браки и усыновление детей. Но если вдруг какой-то пастор назовет грех гомосексуализма бунтом против Божьих установлений, он рискует потерять свою работу и даже может испытать преследование закона за свои слова. И это тоже – «толерантность»?
Нас призывают быть терпимыми к тому, что Богом названо мерзостью, за что были уничтожены целые города – Содом и Гоморра, и что сегодня пытаются выдать за «новый взгляд» в отношении полов. Вместо библейского морально-нравственного ориентира нам дают совет использовать в качестве путеводителя похоть, сжигающую человека изнутри, которая коверкает его мышление и подталкивает к пропасти греха.
Можно удивляться европейскому разгулу «толерантности» по отношению к порокам. Но и наши, доморощенные защитники «прав и свобод» идут тем же путем. На телеканале REN-TV в программе «Вечер с Тиграном Кеосаяном» 5 марта новоизбранный депутат Госдумы Сергей Марков уверял людей в студии, что морально-нравственные нормы эволюционируют со временем. Говорил, не следует убеждать молодую девчонку в том, что добрачный секс опасен и недопустим. Но нужно обязательно сказать ей, что маму нужно уважать, папу – почитать. Ну не абсурд?! Этот же человек назвал бесполезной борьбу с разводами, мол, нужно научить людей оставаться друзьями. А самым циничным стало заявление депутата о том, что слова Христа являются ключевыми для самоопределения человеком его жизненной позиции. Это размывание морального фундамента под прикрытием терпимости к чужому образу жизни подтачивает нравственную основу самоидентификации молодого поколения. Ведь если нет стандартов, если мораль ситуативна, а библейские нормы списаны в архив, то «ветер перемен» разрушит жизни тех, кто не имеет осознанного выбора, цели, основы поведения.
Жизнь подтверждает слова классика: «Ты точно будешь загнан в клетку, святынь не помнящий народ...». Человек действительно оказался в клетке материалистической пропаганды. Гоняется за мистической синей птицей по имени Удача. Поклоняется греческой Фортуне, спуская деньги в казино и игровых клубах. Напиваясь вдрызг и валяясь в придорожной канаве, кладет свою душу к ногам Бахуса. В погоне за деньгами поклоняется Мамоне. Это жизнь в сумраке. «Где изгоняется божество, там появляются призраки». Люди, не верящие в Творца, верят во что угодно – в случай, в судьбу, в провидение, в черную кошку, в мать-природу, в барабашек и марсиан.
В одной из школ мы проводили для старшеклассников тренинг на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». Опрос привел к таким ответам:
1. Хорошо то, что приносит мне удовольствие.
2. Хорошо то, что приносит мне пользу и радость.
3. Хорошо то, что не причиняет вред другим людям.
4. Хорошо то, что я считаю правильным.

Стала очевидна ситуативность выбора молодыми людьми модели поведения в наших ролевых играх. В ходе тренинга мы все-таки пришли к абсолютным стандартам, но сказать, что это было легко, не могу. Переориентировать человека всегда сложнее, чем учить его основополагающим истинам.

В этой связи становится важным то, на основе чего ты делаешь СВОЙ выбор. Живя в тумане чужих поведенческих трафаретов и мнений, сквозь который так сложно выразить свое, мы должны искать и найти тот ориентир, который приведет нас к нашей цели. Этот ориентир не должен изменяться, прогибаться под ситуацию, иначе будет слишком ненадежным для жизненного путешествия. Лично я не вижу другого ориентира, кроме данного Богом – Библии. В ней говорится о причинах разгула вседозволенности:

«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Развратились они, и совершили гнусные преступления, нет делающего добро. Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Псалом 53.

Именно на этих ветхих страницах записано все то, что удержит нас от причинения зла себе и другим людям. На морально-нравственной основе Библии построена вся юридическая система современного мира. Законы любой страны (до разгула «толерантности») – лишь перифраз библейских постулатов, которые людям дал Бог. Но каждый из нас делает свой, личный выбор в любой жизненной сфере и пожинает его плоды. Когда сегодня тебя призывают быть толерантным (терпимым к чужим мнениям, верованиям, поведению), подумай, на основании чьего желания провозглашен данный призыв. Может, надо быть толерантным по отношению к подростку, мотивирующему изнасилование им девчонки взрывом гормонов? Или постараться объяснить себе поведение наркомана, который в поисках дозы становится наркоторговцем и подсаживает на иглу своих друзей? Как быть терпимым к позиции тех, кто наживается на пороке и постоянной тяге людей к развлечениям?

Твоя позиция может стать ответом на то, что происходит вокруг. Агрессивное противостояние греху лишь усугубляет положение. Личная, фундаментальная, основанная на библейских стандартах жизненная позиция является мощной силой в ситуативном мире. Она может противостоять идеологии хамелеона. И вспоминая слова из песни Андрея Макаревича, хочется пожелать этого же всем нам: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». А завершу строками Самуила Маршака: «Пожалуй, время растяжимо, и все зависит от того, какого рода содержимым вы заполняете его».

Общий язык 2008, №9

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: