reveal@mirvboge.ru

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ, – МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

В категориях: Общество, Церковь и власть

19 мая 2010

17.05.2010 11:53

Папа Римский Бенедикт XVI в Португалии на встрече с представителями интеллектуальной элиты Португалии, заявил, что культура нашего времени абсолютизирует современность и вступает в конфликт с традицией. Он пояснил, что для нынешнего культурного сознания все современное хорошо уже тем, что оно современно, а всякая традиция, наоборот, подозрительна. "Церковь выступает как великая защитница здоровой и высокой традиции, чей богатый вклад она ставит на службу обществу", - подчеркнул Бенедикт XVI.

Утеря традиционных ценностей может пагубно отразиться на судьбе народа, предостерег понтифик. "Народ, который перестал понимать, в чем его правда, теряет себя в лабиринтах времени и истории, оставаясь без ясно выраженных ценностей, без ясно заявленных грандиозных целей", - констатировал глава Римско-католической церкви.

«Согласны ли вы со словами понтифика? Ощущается ли, на ваш взгляд, такое преклонение перед современностью в нашей стране? Есть ли у нашего народа «ясно выраженные ценности и ясно заявленные грандиозные цели», о которых говорит Папа?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский , клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодежной организации "Молодая Русь", считает, что с 1960-х годов прошлого столетия во всем мире самоутверждение современного общества происходит через отрицание традиционных ценностей.

«Действительно, последние 50 лет идет абсолютизация современности, которая вступает в конфликт с многовековыми традициями, передающиеся из поколения в поколение. Сегодня собственная свобода, независимость и значимость человека подтверждается в его отрыве от традиционных ценностей», - сказал он.

По словам священника, в России же в плане традиционности «сегодня ситуация несколько отличается от стран Запада, потому что после распада Советского Союза у нас все-таки происходит возрождение прежних ценностей. Правда, пока это возрождение проходит не в общенациональном масштабе, а среди значительного числа христианских, исламских, иудейских и буддистских групп, ориентирующихся на традиционные ценности». «Те же, кто ориентирован на современную массовую культуру, конечно, нацелены на отрыв от этих ценностей, что, безусловно, губительно для всего российского народа», - добавил он.

Клирик считает, что у нынешнего народа России нет на сегодняшний день ясно заявленных грандиозных целей. «Целями общества сегодня объявлены очень меркантильные вещи: повышение благосостояния и жизненного уровня. Эти потребности не могут являться целью в масштабе нации. Это – текущие задачи, но никак не цели! Более того, заявленные таким образом цели разобщают общество, приводят к шкурничеству, поскольку людям сегодня кажется, что достичь благосостояния в одиночку проще, чем всем вместе. Поэтому отсутствие цели – это одна из главных трагедий и ошибок российских властей и самого общества в целом», - отец Максим.

Священник Александр Парфенов , клирик рыбинского Спасо-Преображенского собора, считает, что традицию нужно передавать с учетом современных реалий.

«Конфликт традиции и современной культуры неоднозначен. Новое поколение, конечно, плохо знакомо с традициями и увлечено технологиями, связанными со средствами общения. Старшее поколение ностальгирует по традиции, хотя тоже в свое время переживало конфликт с нею. И здесь выходом из ситуации было бы овладение средствами современной культуры и технологий в целях передачи духовной традиции», - заметил священник.

«Что же касается современных ценностей нашего народа, то они весьма меркантильны. То же самое могу сказать и о его целях, которые сиюминутны. Ведь мы, похоже, уже не ставим перед собой даже цели выжить как народ, что очень печально», - заключил отец Александр.

Неясной счел мысль понтифика муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев.

Муфтий рассказал, что сам он был воспитан в духе «без настоящего нет будущего». «Не будет никаких проблем, если культура, традиции, ценности и современность будут идти вместе. Мы не должны терять их. Иначе в ближайшем будущем стоит ожидать чреватых последствий», - отметил он.

«Безусловно, и ценности, и цели у россиян есть. Однако они не настолько выраженные и не настолько грандиозные как того хотелось бы. В частности, наши цели больше амбициозные, чем грандиозные, поскольку до сих пор в России нет каких-либо глобальных национальных программ. И над этим надо работать», - заключил Джафар-хазрат.

Заместитель муфтия Татарстана по религиозным вопросам Сулейман-хазрат Зарипов отметил, что традиция – это основа любого нормального общества.

«Безусловно, надо принимать традицию с ее богатым накопленным опытом. Нужно сохранять то хорошее и благое, что содержится в культурном багаже народа. Но нельзя также отвергать и современность с ее новыми задачами и целями»,- сказал муфтий.

«Мы, мусульмане, как и христиане, основываем свою религию и, следовательно, поведение, на традициях, но не пренебрегаем и современной действительностью. Но надо быть объективными и видеть, что нынешние моральные нормы и ценности ущербны. Они порывают с религиозной традицией и ведут общество к гибели», - подчеркнул он.

«Сейчас мы видим, как Запад, перепробовавший многое, пытается ради самовыживания вернуться к своим культурным истокам. Я думаю, что это произойдет в конце концов и с Россией», - подытожил Сулейман-хазрат.

Тагир-хазрат Саматов , заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Ханты-Мансийского округа, считает, что Россия в меньшей степени преклоняется перед современностью, чем Европа.

«Безусловно, современность надо удерживать, а традиционные ценности сохранять. Хотя в России, в отличие от Запада, люди все-таки больше отдают предпочтение именно ценностям, нежели современности», - сказал он.

Конечно, отметил муфтий, «от современности никуда не убежать; глобализм все время наступает. Однако, на мой взгляд, традиционные ценности всегда будут в почете, особенно такие, как создание семьи, воспитание детей. Даже Европа, которая в свое время отошла от них, отдавая предпочтение, в частности, однополой любви, сегодня понимает, что необходимо возвращаться к традиционным ценностям».

«В России современность более сдержана, поскольку люди больше уважают культуру и традиции. Наша страна не настолько впала в этот поток глобализма, как Европа. У современных россиян в отличие от европейцев все еще присутствует дух веры. В этой связи можно сказать, что у российского народа присутствуют ярко выраженные ценности, в частности, любовь к Родине, патриотизм. Что же качается грандиозных целей, то у европейцев, в отличие от наших соотечественников, они более меркантильные», - заключил Тагир-хазрат.

Вице-президент, ректор Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд Садиков
считает, что подлинные достижения современности могут сослужить добрую службу традиции.
«К сожалению, в словах понтифика есть горькая правда. Отходить от традиции опасно. Но она тоже должна адаптироваться к условиям современности, к конкретным ситуациям. В религии заложены механизмы саморазвития, позволяющие избежать статического законсервированного состояния. А следовательно, необходимо находить компромисс между современными условиями жизни и традиционными ценностями. При отсутствии такого диалога проблемы неизбежны», - заметил он.

«И духовным лицам, и политикам, всем людям, активно влияющим на общественную жизнь, нужно работать над сохранением традиции и приведением ее в соответствующие современности формы. То есть, не отторгая новое, использовать его в целях развития традиции», - подытожил Максуд Абнугаджарович.

Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин считает, что органичное преобразование настоящего с помощью традиции – объективный процесс жизнедеятельности общества.

«Высказывание Папы о том, что культура нашего времени абсолютизирует современность, кажется слишком общим и расплывчатым. Здесь коренное отличие между христианством и иудаизмом. Вера иудаизма связана с тем, что мы живем здесь и сейчас, занимаясь преобразованием современности. В этом заключается наша миссия, где традиция – лишь средство, в то время как современность – это объект», - заметил он.

«Традиция, в нашем понимании, не может конфликтовать с современностью, поскольку ее внутренний смысл лишь в преобразовании современности, в использовании накопленного опыта для изменения мира к лучшему в настоящем. И если смысл высказывания понтифика в том, что традиция не может выполнить сегодня свою миссию успешно, и религия в каком-то смысле капитулирует, то это - позиция отчаяния. Такой религиозный взгляд в корне противоречит иудейскому миропониманию», - подчеркнул раввин.

«Для иудеев постоянно изменяющаяся реальность подчеркивает роль традиции как бесценного опыта предыдущих поколений и инструмента преобразований в современном мире», - подвел итог Борух Горин.

Раввин Зиновий Коган, председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), видит в высказывании понтифика Бенедикта XVI «осмысленные и разумные предостережения».

«Я в большой мере разделяю озабоченность Папы. Однако хотелось бы отметить, что религия – это часть культуры живых людей. Культуры, которая всегда должна соответствовать времени. Следовательно, какие мы, такая и религия», - сказал он.

Раввин глубоко убежден в том, что «нельзя плестись в хвосте и все время оглядываться назад». «Человечество должно быть мотором культуры и религии. Хотя при этом не стоит забывать, что религия – это своеобразный клапан предохранения человека от гордыни, от стяжательства, предательства, от любой зависимости», - отметил он.

По его словам, «на сегодняшний день, конечно, преклонение перед современностью ощутимо во многих сферах жизни: и в религии, и в культуре, и в искусстве. Более того, есть и перегибы». «Однако, несмотря на это, у российского народа есть и ясно выраженные ценности, и ясно заявленные грандиозные цели, о которых говорит понтифик. И, прежде всего, у россиян есть соборность и коллективизм, которые всем нам позволяют выжить», - заключил Зиновий Коган.

Игорь Попов , дьякон Церкви евангельских христиан-баптистов, главный редактор журнала "Христианское слово", напомнил, что церковь и ее ценности всегда были не от мира сего.

«Современное общество потеряло нравственные ориентиры. К концу двадцатого века стало модно говорить об обществе постмодерна, который, на мой взгляд, сейчас уже доведен до абсурда. И здесь главным показателем является культура, которая, как лакмусовая бумажка, показывает уровень духовно-нравственного дисбаланса в обществе», - подчеркнул он.

«Сама по себе культура – явление многоплановое. Она включает народную и государственную культуры, и даже посткультурные или мультикультурные элементы. Если говорить об общественной культуре, которая складывается под влиянием массмедиа, то здесь я с понтификом согласен: Церковь, отстаивающая традиционные ценности, которые передавал людям Иисус Христос, вступает в конфликт с сиюминутными культурными ценностями. И здесь ничего нет удивительного. В этом плане Церковь всегда будет восприниматься как нечто консервативное», - заметил дьякон.

«По сути позиции Церкви никогда не были популярны в обществе. Вначале она была против язычества, потом против подчинения религии государству, затем противостояла безбожной идеологии, сейчас она против безнравственной идеологии. Поэтому христианство с его традиционными ценностями будет всегда вступать в конфликт с окружающей действительностью», - подытожил он.

Полностью согласен со словами главы Римско-католической церкви член Общественной палаты РФ и руководитель православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко.

«Понтифик подметил очень точно: действительно, все новое считает хорошим лишь потому, что это просто новое. При этом о качестве этого «нового» никто не говорит и не думает. А старое отчего-то все чаще и чаще преподносится в черном свете. В этой связи можно смело заявлять, что во всем мире, в том числе и в России, существует проблема преклонения перед современностью», - сказал он.

Член ОП РФ с сожаление отметил, что «в России сегодня очень легко столкнуться с пренебрежительным отношением к традициям, поскольку якобы они мешают развиваться и двигаться вперед. Однако такая логика сродни той, что если бы дерево сказало: мне для развития мешают корни». «Традиции – это история и памятники истории, поэтому без них никак нельзя», - подчеркнул он.

Что касается наличия у российского народа «ясно выраженных ценностей и ясно заявленных грандиозных целей», о которых говорит Бенедикт XVI, то, по словам Якеменко, «у нашего народа есть и цели, и ценности. Особенно ценности, которых предостаточно, в частности, Россия не раз давала миру имена блестящих и выдающихся ученых, деятелей культуры, искусства, религии и в других областях. Без них мировая культура просто не состоялась бы».

«У России также есть и великолепные традиции гостеприимства. Кроме того, мы умеем не только прощать и выдерживать испытания, но и преодолевать совместно трудности, живя традициями коллективной жизни. А что касается целей, то и они, безусловно, сегодня присутствуют у российского народа. Хотя, к сожалению, в 90-е годы прошлого века наша страна была сосредоточенна на каких-то сиюминутных целях, что сразу сказалось на качестве жизни и качестве сознания российского человека, который испокон веков привык ставить себе очень серьезные цели и задачи и впоследствии решать их. А когда ему даются примитивные точки, то он сразу начинает мельчать. Сегодня же Россия всеми силами пытается избавиться от этого примитива, ставя перед собой грандиозные цели в различных жизненных сферах, например, намереваясь создать в Сколкове инновационный центр», - заключил Борис Григорьевич.

regions.ru

http://www.regions.ru/news/2290387/

Краткий комментарий:

Зайченко А.С.

Практически никто их опрошенных не обратил внимания на ключевую фразу в выступлении Папы: "Церковь выступает как великая защитница здоровой и высокой традиции, чей богатый вклад она ставит на службу обществу". Иными словами, в любой национальной культуре есть «высокая традиция», которая имеет непреходящее значение для выживания и движения вперед, а есть и деструктивные виды традиций, о которых порой стесняются открыто говорить. Поэтому огульная поддержка «вообще традиции» не имеет публичной перспективы.

Во-вторых, мне понравилось глубокое осмысление внутренней связи традиции и современности, прозвучавшее в словах Б.Горина. Поиск оптимального баланса между традицией и современностью во многом утрачивает свой смысл, если признать, что «высокая традиции» выступает не только в качестве бесценного опыта предыдущих поколений, но и как эффективный инструмент преобразований в современном мире, здесь и сейчас. Другими словами, не может быть содержательного баланса между целью и средством ее достижения. Мировое христианское общество, в том числе и Запад, как его основная часть, до сих пор испытывают на себе благотворное влияние библейско-евангельской традиции. Надо просто уметь распознать и осмыслить в окружающей нас действительности действующие, работающие Божьи благословения, данные людям еще 2000 лет назад.

www.gazetaprotestant.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: