reveal@mirvboge.ru

Третий шанс евангельских христиан России – от Господа

В категориях: Общество, Церковь и власть

26 марта 2009

Зайченко А.С.

С 22 по 25 апреля в Москве пройдет Юбилейный Конгресс церквей и союзов Всероссийского Содружества Евангельских Христиан (ВСЕХ). Этот общероссийский форум приурочен к 100-летию проведения первой, учредительной конференции евангельских церквей России и создания под руководством И.С. Проханова Всероссийского Союза Евангельских Христиан.

К сожалению, немногие знают, что Всероссийское Содружество Евангельских Христиан имеет долгую, славную и драматическую историю, тесно связанной с судьбой России. историей, в которой Сам Господь присутствовал Своим милосердием, мудростью и любовью.

Впервые евангельское движение становится заметным фактором религиозной жизни России с середины 50-х годов XIX века, когда среди коренного населения страны начали образовываться церковные общины евангельских христиан. Движение развивалось исподволь, постепенно захватывая самые различные слои русского общества. Особенно активными в этот период были представители высшей российской аристократии. Назревала необходимость организационного оформления евангельского движения, Эту задачу взял на себя отставной полковник гвардии Василий Александрович Пашков - религиозный реформатор, проповедник. После запрета российских властей на пребывание в России английского проповедника лорда Г.Редстока, молодое и еще аморфное евангельское движение России возглавили Василий Пашков, граф Корф М.М. и другие представители высшей петербургской знати. Под их руководством евангельское движение набирало силу, по всей России росло число новых церквей и общин и в 1884 году В. Пашков предпринял попытку созвать Первый съезд евангельских христиан и уже на нем сформировать Союз Евангельских церквей России. Но власти арестовали делегатов, съезд разогнали, а самого Пашкова и его главных соратников выслали навсегда за пределы России.

Но процесс консолидации евангельского движения уже нельзя было остановить, несмотря на все преследования и запреты со стороны царских властей и Православной церкви. Спустя ровно за 25 лет после этой первой неудачной попытки консолидировать евангельское движение России, ее успешно провели последователи и ученики В.Пашкова. Эстафета евангельского миссионерства в России переходит от аристократии к разночинцам, к выходцам из самых глубин русского народа. Именно из этих слоев вышел

великий российский евангелист, церковный и общественный деятель России Иван Степанович Проханов.

Это был всесторонне образованный и деятельный миссионер. Он получил высшее техническое и богословское образование, обладал опытом журналистики, издательской деятельности, организатора не только религиозных, но и политических, общественных и хозяйственных объединений. Именно на период его молодости приходится время, когда в России нарастает евангельское движение, в обеих столицах империи и провинции создаются новые евангельские общины. Численность верующих новых церквей растет, их духовная и общественная активность непрерывно повышается и Проханов играет в этом самую непосредственную роль. Спустя 25 лет, когда в России были впервые сняты запреты на создание альтернативных религиозных организаций, Иван Проханов дождался своего часа и предпринял вторую попытку формирования общероссийского объединения евангельских христиан.

В конце 1909г в Санкт-Петербурге прошла Первая Всероссийская конференция евангельских христиан, на которой был учрежден Всероссийский Союз евангельских Христиан. Первым президентом ВСЕХ, его инициатором и организатором стал И.С. Проханов, который к тому времени уже стал известным религиозным и общественным деятелем, инициатором евангельского движения по всей России. Позже он неоднократно переизбирался на тот пост. Этот евангельский Союз, лично возглавляемый И.С. Прохановым на протяжении свыше 22 лет, оказывал решающее воздействие на формирование всего российского евангельского братства в период его начального становления и последующего развития, вплоть до наших дней.

Однако и вторая историческая попытка создания организованного евангельского движения России также была подавлена, теперь уже советской властью. В1928 году И.Проханов навсегда уезжает из России в вынужденную эмиграцию, где он умирает (в Берлине) в 1935г. За исторически короткий промежуток времени (всего несколько лет) советская власть учинила полный разгром всех евангельских общин и союзов. Большинство церквей ВСЕХ было разогнано, сами члены общин и особенно их руководители подверглись массовым репрессиям, деятельность самого союза практически парализована. В то же время ВСЕХ оставался единственным официальным органам церковного управления среди протестантов России. В 1942 году оставшиеся на свободе представители баптистского союза, который был полностью разогнан, обратились во ВСЕХ с предложением взять сохранившиеся общины баптистов под свою опеку. В 1944 году власти сами инициировали это объединение: в союз евангельских христиан (ВСЕХ) вошли баптистские церкви. В результате, появился новый Союз с новым объединяющим названием - ВСЕХ-Б.

Как только распался Советский Союз, сразу начался процесс дезинтеграции ВСЕХБ. Но почему-то из него вышли не баптисты (что было бы логичным, исходя из логики предыдущего объединения), а евангельские церкви. Во многом это было обусловлено кадровым составом тогдашнего руководства ВСЕХБ, укомплектованного, в основном, выходцами из баптистских церквей Украины и Белоруссии, где евангельские традиции и церкви представлены слабо. В августе 1992 года в Москве был создан Союз Церквей Евангельских Христиан (СЦЕХ), однако в нем оказалась лишь незначительная часть всех общин евангельских христиан России.

В настоящее время в стране насчитывается около свыше 700 церквей евангельских христиан, входящих в 25 различных союзов и объединений. По сути, все они представляют одну из самых мощных протестантских конфессий России, которая, к сожалению, до сих пор не имеет собственного организационно-координирующего центра.

В качестве основания главных ценностей образа жизни и служения евангельские христиане рассматривают канонические книги Библии. Их общее духовно богословское наследие основано на общем Никео-Цареградском символе вере, а также на принятии пяти богословских тезисов Реформации: Sola Scriptura, Sola Сhristus, Sola fide, Sola gratia и Soli Deo gloria. Они означают: "Только Писание", "Только Христос", Только вера", "Только благодать" и «Слава только Богу». Все эти тезисы неразрывно связаны между собой, и их невозможно отделить один от другого. В них в предельно сжатой форме сформулировано то, что можно назвать "сердцем" библейского учения евангельских христиан.

Сейчас эти церкви стоят перед третьей, за последние 125 лет, исторической попыткой формирования независимого, чисто российского объединения евангельских христиан. В основе этого движения к сотрудничеству и взаимодействию имеется целый ряд объективных причин. По своим духовным ценностям, морально-нравственным принципам, по культуре общения с Богом и между собой, по практике внутрицерковного и евангелизационного служения евангельские христиане очень похожи друг на друга.

В то же время, небольшие церкви и объединения подчас не в силах проводить продуктивное служение, противостоять давлению внешних сил и неблагоприятных условий. Их помыслы направлены, в основном, на выживание, а не на расширение масштабов и улучшение качества своего служения. Нескоординированность действий и организационная немощность евангельских церквей ослабляют авторитет, подрывают гражданский потенциал евангельского движения России в глазах их друзей и недругов. В православных и светских кругах ширятся разговоры о несостоявшемся евангельском проекте в России, о котором когда-то мечтал И.С. Проханов.

Говорят, Бог любит троицу, особенно в России. Поэтому год назад лидеры наиболее крупных и авторитетных объединений евангельских христиан приняли решение предпринять третью историческую попытку создания общероссийского евангельского движения. Они попытались перейти от размышлений и слов о сотрудничестве к реальным делам, к выработке конкретных шагов по реализации общего духовного, нравственного и гражданского служения народу России. В августе 2008 года лидеры основных союзов и объединений евангельских церквей России (20 союзов, включающих 700 церквей) создали инициативную группу из числа руководителей евангельских союзов начать процесс по достижению более тесного духовного, церковного, и организационного взаимодействия и сотрудничества.

Вот основные решения этой инициативной группы:

1. Для духовного и организационного укрепления евангельских церквей России создать Всероссийское Содружество Евангельских Христиан (ВСЕХ) как общественно-религиозное движение без государственной регистрации.

2. На текущий момент считать действительными членами ВСЕХ руководителей зарегистрированные объединения евангельских христиан России, которые дали на это свое согласие.

3. Создать Координационный Совет ВСЕХ, по организационному и программно-проектному обеспечению общего служения церквей Содружества. 4. Назначить Семченко А.Т. председателем Координационного Совета ВСЕХ.

За прошедший год данный процесс приобрел свою динамику и конкретную направленность: принята «Декларация братских церквей евангельских христиан России», проведены многочисленные координационные встречи, а также тематические, организационные и обучающие конференции и семинары с участием членов ВСЕХ. Координационный Совет вел активную деятельность по налаживанию связей между союзами евангельских церквей, расположенных в самых разных районах России.

В то же время евангельские церкви сохраняют свою идентичность, неповторимую и присущую каждому союзу и объединению практику миссионерства и внутрицерковной жизни. Участники Содружества хотят приумножить тот богатый опыт, который приобрели евангельские общины в период своего самостоятельного исторического развития. Одновременно они приняли решение продолжить процесс сотрудничества и взаимодействия, чтобы на его основе укреплять наши церкви и приносить больше плодов в жатве Господней.

Юбилейный Конгресс ВСЕХ призван подвести черту под первым этапом интеграционного процесса по созданию Содружества евангельских церквей. Его цель - продемонстрировать самим участникам этого процесса, а также всем церковным, общественным и политическим силам России наше стремление воссоздать Всероссийское Содружество Евангельских Христиан – проект, который ровно 100 лет назад начал великий российский евангелист Иван Степанович Проханов.

Конгресс также призван поставить перед участниками ВСЕХ новые, конкретные цели и задачи по усилению и совершенствованию процесса взаимодействии и сотрудничества наших церквей и союзов.

История этих трех попыток создания скоординированного евангельского движения в России, их историческая последовательность и логика этих событий позволяют говорить о несомненном присутствии Самого Господа в этом процессе. Можно сказать, что Сам Бог выбрал этот нелегкий путь испытаний и возмужания Своей церкви в стране, где правители и государственная церковь многие столетия заявляли, что они не допустят «у себя» появление евангельских церквей. Но у Господа Свой план и нам остается быть всегда достойными и готовыми для исполнения этого плана.

www.gazetaprotestant.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: