reveal@mirvboge.ru

В конце дачного сезона

В категориях: Общество, Церковь и власть

4 октября 2008

Записки дачника-психонавта: опыты Богопознания

Сергей Путилов

Дача - единственное место, где современный житель еще может остаться наедине с самим собой, прекратить бездумное вращение беличьего колеса жизни, задуматься о смысле бытия. Давайте спрыгнем с поезда идущего во внешнюю тьму, и пройдем лесной тропинкой к садовому домику нашей души, в окнах которого сияет Божественный свет.

Просто собраться с мыслями - вот чего нам так не достает в этой городской суете, чтобы найти потерянную дорогу к храму. Храму не рукотворному, но к тому, что заложен Богом в душе каждого из нас. Этот дом Господа соткан из света. Когда мы входим в озаренный солнечным светом Божества храм нашей души то попадаем в Небесное Царство даже не умирая. Действительно, ведь "Царствие Божие внутри вас есть", - учит Иисус. Не снаружи - в постоянно меняющемся вещественном мире, где буйство красок, страстей и желаний затмевают светоносный источник Истины - Бога, но - внутри. Добраться до этого скрытого под телесной оболочкой королевства не так уж просто. В повседневной жизни наши мысли, чувства, заботы постоянно отвлекают наше "я" от скрытого внутри души сокровища. А ведь чтобы обрести сей драгоценный клад требуется не так много. Для этого нужно лишь убрать все, что мешает нам почувствовать в себе Божий Дух, который некогда Господь вдохнул в первого человека - Адама, и который присутствует в каждом из нас.

Попробуем для начала просто переключить внимание с окружающей действительности внутрь нашего собственного сознания. Прежде чем мы попытаемся разглядеть там свет, о котором говорит Иисус, нужно сначала отделить то, что мы принимаем обычно за нас самих - наше иллюзорное "я" от того, чем являемся на самом деле. Для этого нужно сначала рассмотреть, каковы наши действительные потребности. Самый простой способ увидеть, насколько мало нужно человеку - это просто уехать на дачу. Можно, конечно, сесть на пень в лесу, или уйти далеко в поле и там заглядывать внутрь себя. Но в лесу - кусачие комары, в поле- пронизывающий ветер, или дождь того и гляди грянет, случайные люди в любой момент могут нарушить уединение психонавта, и тем самым помешать его отрыву от реальности.

Тем более, что погружение в глубины собственного "я" в поисках сокрытого там Божественного света, дело - не быстрое. Как правило, хотя бы частичной гармонии с самим собой можно достичь не раньше чем через 4-5 дней добровольного заточения на даче. За меньший срок наше сознание просто не успевает вырваться из вихря забот, страстей, из ставшего нашей второй натурой распорядка дня, побуждающего нас ежесекундно принимать какие-то действия для осуществления планов кажущихся нам жизненно важными. Будь то просто поход за картошкой в магазин, заправка бумагой офисного ксерокса, или просмотр нескончаемого телесериала. Загородная дача в этом отношении имеет то преимущество, что здесь мы можем уединиться на несколько дней. При этом у нас есть крыша над головой, еда и тепло - простые, но необходимые средства жизнеобеспечения.

Мобильник и интернет - эти информационного кандалы современного человека, лучше отключить. Пища подойдет самая неприхотливая, чтобы не отнимала много времени на готовку и не вызывала похоти в теле, а также не перегружала организм. Попытаемся освободиться от всего, что делает нас рабами плоти. Что обычно приковывает человека к телу, так это его мысли. Из данного Богом инструмента постижения Его высшей сущности и смысла своей жизни, мы превратили ум в средство удовлетворения похотей. С утра до ночи наша голова занята одним и тем же: где достать денег на приобретение нового мобильника, машины или компьютера, куда бы устроиться, чтобы заработать побольше денег, куда пойти поразвлечься, что одеть на вечеринку . Это лишь самые грубые, лежащие на поверхности удовольствия и страсти. Хоть и менее заметны, но ничуть не слабее этих грубых, чувственных страстей грехи ума. Например, помыслы гордыни, побуждающие нас возвышаться над ближним, стремиться к начальственным постам на работе, успешной карьере, на что порой уходит вся жизнь.

Когда мы облачаемся в старое залатанное, извлеченное из пыльного сарая дачное рубище, питаемся скромным, приготовленным на электроплите обедом - картофелем в мундире и пучком сорванного с грядки лука, мы смиряемся. Смиряем не только свою плоть, но и дух. Нам уже не завидно, что у кого-то одежда моднее, чем наша, поскольку мы уже за гранью моды и фасона. Мы просто за пределами города и цивилизации как таковой. На нас одето то, что давно пришло в негодность, и что за ветхостью или "немодностью" мы просто постесняемся носить в городе. Избавление от оков моды, навязанных нам безвкусными модельерами и массовой культурой, избавление вообще от понятия о "приличной", просто опрятной одежде - важный шаг на пути телесного и духовного очищения.

Христос сказал: "не заботьтесь об одежде, во что вам одеться". Наши же шкафы дома, даже у христиан забиты десятками пиджаков, рубашек, брюк, платьев. Что само по себе уже является вызовом Богу. Ведь Иисус вполне конкретно сказал: "имеющий две одежды отдай одну - не имеющему". Нам, конечно, трудно сразу исполнить эту заповедь. Но когда мы днями, неделями живем на даче, стираем и зашиваем одну и ту же спецовку, нам проще научиться исполнять заповедь Христа. Потому что мы понимаем, что действительно, из одежды нам требуется не так уж много. И вспомните сколько денег мы тратим на внешнее облачение, на тлен в сущности. При нынешних ценах на одежду, чтобы позволить себе купить ее нужно работать от зари до зари. Фактически мы работаем, чтобы заработать себе на смертный саван, который нам по сути-то и не нужен. Христос говорит об одежде так: "посмотрите на лилии, сам Соломон во всей славе не одевался, так как они". Действительно, человек - прекрасен уже по своей природе. Когда мы одеваемся скромно, по минимуму, мы становимся ближе к своей собственной природе.

В раю Адам и Ева вообще ходили без одежды. Такой идеал в силу нашей испорченности грехом и суровых климатических условий для многих из нас, конечно, сейчас уже не достижим. Но давайте помнить, что в принципе, мы вообще должны быть наги пред Богом. Нагими мы приходим в этот мир, и нагими уходим из него. Даже наше тело мы берем на время, взаймы. Если даже тело не принадлежит нам, то зачем печься об одежде для него? Избавляясь от лишней одежды, от навязанных нам вкусами толпы понятий об опрятности, моде, престиже, мы тем самым совлекаем с себя одну из грубых внешних оболочек, покрывающих нашу душу, и препятствующих свету, который внутри нас проникать наружу. Тем самым мы мешаем внутреннему горнему свету подсвечивать внешнюю сумрачную материальную реальность, чтобы найти истинную дорогу к Богу.

Чем меньше одежды, тем более гармоничны наши отношения с окружающей средой. Наше тело легче дышит, мы закаливаем свой организм. Ведь наше тело на самом деле устроено Богом очень прочным и выносливым. Мы можем при желании ходить босиком по раскаленным углям или снегу. Это конечно, экстрим, но хорошо известно, что когда мы слишком тщательно пытаемся защитить тело от холода, упаковываем его зимой в свитера, дубленки, заматываем шею шарфом до самого носа, и еще одеваем теплые варежки, мы тем самым не защищаем, но ослабляем наш организм. Отученное бороться самостоятельно с морозом и сквозняками, постоянно перегретое и запотелое, наше ослабленное, незакаленное тело становится гораздо более подвержено заболеваниям. В том числе болячкам, от которых мы как раз и хотим защититься - простуда, насморк, грипп и прочие схожие недуги.

Изготовление "престижной" одежды, для который применяются как правило натуральные материалы животного происхождения, это еще и огромный ущерб живой природе. Покупая дорогие дубленки, меховые шапки, кожаные сапоги и ботинки мы тем самым стимулируем промышленность еще больше истреблять и без того исчезающий от копоти фабрик и машин, строительства городов, вырубки лесов, животный мир нашей планеты.

Рубище дачника сродни "одежде" пустынника. Питание - тоже скромное. Не нужно превращать огород в источник получения несметных урожаев. Это только еще больше закабалит нас, чем город, заставляя постоянно гнуть спину над пропалыванием грядок, окучиванием кустов и фруктовых деревьев. Лучше придерживаться принципа разумной достаточности. Что легко приживается, и не требует слишком трудоемкого ухода - то и подойдет для выращивания. Для дачников-психонавтов можно порекомендовать высаживать неприхотливые и полезные для здоровья - лук, чеснок, картошку. Есть картошка, пучок лука и щепотка соли - уже с голоду не помрешь. Освободившееся от излишних огородных забот время можно использовать для опытов постижения внутреннего света.

Когда разобрались с одеждой и едой, можно переходить к снятию психо-эмоциональных "одежд" с нашей личности. Христос говорит: "не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо он сам позаботится о себе". Таким образом, Господь, говорит, что мы должны научиться остановить время. Точнее ненасытный бег времени, заставляющий нас постоянно крутиться подобно белке в колесе для достижения сиюминутных и долгосрочных, порой рассчитанных на годы - целей. В учебе, поиске лучшей работы, заработке "на черный день" проходит вся наша жизнь. Нам все время кажется, что вот сейчас я сделаю что-то, достигну каких-то высот в учебе, работе, заработке, а уж затем будут пользоваться их плодами, жить в свое удовольствие. Однако на практике так никогда не получается. Решив одну задачу, мы неминуемо оказываемся перед другой, не менее трудной. Получив образование нужно устроиться на "приличную" работу. Найдя работу, мы годы тратим на то, чтобы добиться там уважения, повышения зарплаты, почета. А в итоге оказываемся никому не нужными стариками на пенсии, которых со временем вытеснили с рабочего места свежие, талантливые молодые кадры. Даже став стариками мы не находим покоя. Нужно думать о том, где какую льготу пробить, успеть вовремя записаться на прием к врачу, как скопить "на черный день", как расширить жилплощадь и т.д. Этот нескончаемый бег с препятствиями у некоторых и называется "жизнью". На самом деле вся жизнь прошла, будто и не было. Зачем все это нужно было, и приблизило ли нас к тому, что единственно имело смысл - к Богу? Едва ли. А ведь мы можем решить проблему "белки в колесе" простым следованием заповеди Христа: "не заботьтесь о завтрашнем дне". Заботы века сего не так ведь и безобидны, как может показаться. Не случайно Иисус говорит" положивший руку на плуг неблагонадежен для Царствия небесного". Работа - из блага, при неразумном, карьеристском подходе превращается во вред, в кабалу, в средство оглупления. Действительно, простой здравый смысл подсказывает, что мы должны искать не материальных выгод от этой жизни, но лишь того, что поможет нам перейти в лучший мир.

Можно с полной уверенностью сказать: не научившись жить в раю уже здесь, на земле, мы не сможем жить и в высшем, небесном раю. Наше сердце и душа скованные грехом, похотями и заботами века сего, просто не смогут подняться до высот Небесного царства, которое откроется нашему взору за порогом смерти. Отяжеленная пороками, материальными вещами, чувственными похотями наша личность не сумеет вернуться к Богу. Она будет обречена вечно вращаться в своем низшем, исполненном страдания и мук плоти мире. Библия называет это место адом, наполняя его огнем и смрадом. Наш личный ад, это то, что мы испытываем уже сейчас, нарушая заповеди Божьи. Ссоримся с ближними - мучаемся угрызениями совести. Жадничаем - живем и в богатстве как в нищете, сквалыжно откладывая деньги на "потом" и даже не пользуясь ими как скупой рыцарь. Гневаемся - получаем сердечные приступы, а иногда и просто, по-морде. Наказание неотвратимо, оно уже настигает нас здесь как прообраз того большого, настоящего ада в который попадет грешная душа. То есть душа, не научившаяся еще будучи в теле избавляться о пороков. И с другой стороны, живя по заповедям, в гармонии с природой и людьми, мы уже при жизни испытываем блаженство и покой характерные для рая. Конечно эти ощущения блаженства непродолжительны. Но когда мы укрепляемся в вере и живем по-Божески, Господь дает нам Духа Утешителя. Это уже качественно иное состояние души, когда внутри нас все светится радостью, восторгом и любовью. Мы чувствуем, что нам самим - ничего не нужно, Бог все даст, что нужно и когда нужно. Мы можем лишь делиться даваемыми им благами с другими, прощать чужие грехи и любить всех - плохих и хороших. Это и есть величайшее благо, но не тяжкая обязанность. Иисус без всякого сарказма говорит нам: "иго мое благо, и бремя мое легко". Почему же мы часто не испытываем радости, когда поступаем по "непосильным" заповедям: "любите врагов ваших", "прощайте должникам вашим" и прочим? Потому, тому, что мы ошибочно отождествляем свое "я" с нашими страстями и желаниями. Мы холим и лелеем свои рабские цепи греха, действующего в нашем теле, вместо того, чтобы освободить поскорее из наш дух и привести его в гармонию с Богом и миром.

Не секрет, что многие грехи связаны в первую очередь с чувственными удовольствиями. Предаваясь им, мы забываем о Боге и стыде. Это большое преступление тяжесть которого связана с искажением нашей истинной природы и которое причиняет страдания прежде всего нам самим. Бог не проклял материю. Человек был рожден Богом для радости и счастья. Но наши страсти и похоти искажают наше восприятие мира. Христос говорит: "если око твое будет чисто, то и все тело будет чисто". Тело, материя чисты - в них нет греха. Грех привносим мы, когда поступаем по своим похотям. Посмотрите, как прекрасен аромат цветов, пленяет слух красивая мелодия, величественны горные вершины, необъятен океан. Все это богатство было создано Богом для человека. Но мы в нашей суете и земных заботах не замечаем всей этой божественной красоты. Нам гораздо интереснее заколачивать деньгу и бесцельно прожигать нашу жизнь. А ведь человек - венец творенья! Из-за наших страстей, злости и жадности, мы не можем даже прийти в гармонию с окружающим физическим миром. Не говоря уже о том, чтобы воспарить над ней на крыльях вложенного в нас Богом бессмертного духа, который носился над морем еще до творения мира. Через победу над страстями и материальными привязанностями мы обретаем свою истинную небесную природу. Ведь человек создан Богом по своему образу и подобию, и вложил в нашу тленную оболочку свою бессмертную искру, вечную душу. Мы совершаем грехопадение каждый раз, когда уравниваем свою телесную тленную оболочку с вечным духом заключенным внутри нас.

После грехопадения, Адам был изгнан из рая, где жизнь длилась вечно. То есть это была жизнь не материальная, не физическая, не подвластная старению, разложению и смерти. Изгнание из рая было актом Божественного наказания, связанного с изгнанием Адамы и Евы из идеального, высшего мира в наше скорбное, подверженное тлению бытие. Это не просто вечное изгнание, но испытание, пройдя которое человеческая душа в итоге сможет вернуться в лоно Божье, в лоно вечной жизни. Омытые жертвенной кровью Христа, объединившего в себе Божественную и человеческую природу, мы можем стать чистыми, как Адам и Ева в Эдеме. В этом и состоит смысл нашей жизни. Обретение небесной чистоты через очищение от власти чувственного порока и злых помыслов - что лучше может способствовать сему, чем удаление от суетного мира в нашу "пустынь" под названием дача?

Наша личность связана с материальным миром помыслами, амбициями, похотями, страстями гораздо сильнее, чем это оправдано биологически. То есть объективно, биологически наша личность связана с телом гораздо меньше, чем мы сами заставляем себя думать. Мы приковываем нашу душу к бренному телу мириадами тонких, не видимых глазу, но очень прочных нитей. Попечение о плоти - будь то карьера, заработок, машины, одежда, деньги, роскошная еда часто становится смыслом нашей жизни. Хотя реальной, то есть вечной ценности не представляют не только преходящие "блага" этого мира, но и само наше тело, подверженное болезням, смерти и разложению. Пройдя цепь жизненных, физических испытаний, как огонь сквозь горнило, вечный дух стремится вернуться к своему Творцу. Но это невозможно сделать, пока искра Божьего духа - наша душа загрязнена пороком, который топит ее в чувственных наслаждениях и страстях.. Главный вопрос нашей жизни, таким образом заключается в том - как же очистить нашу душу, прежде чем предать ее в руки Творца?

Тот, кто считает, что невозможно быть чистым в физическом мире - глубоко ошибается. У нас перед глазами есть постоянно чудо природы - дети. Иисус говорит, что "пока не станете, как дети не войдете в Царствие Небесное". Души детей чисты, хотя они и живут в телах. Почему это получатся у детей, и не выходит у нас, взрослых? Давайте понаблюдаем за своими детьми. Лучше всего, взять их с собой на дачу. Многие из нас забыли какими они были в детстве. И совершенно напрасно. Ведь пока мы не вспомним, не сможем войти в Царствие небесное.

Платон сравнивал знание с воспоминанием. Душа, заключенная в теле, "вспоминает" о своей Божественной природе и стремится к ней. Иисус в одном из апокрифов, найденных в Наг Хаммади (Египет), также говорит, что пришел "раздуть угли в душах людей". То есть эти "угли", остатки небесного света, которые попали в человека, когда Бог вдунул в него свой Дух, тлеют и сейчас. Эти искры Божественного света в нашем детстве не мерцали тускло, как сейчас, когда мы стали взрослыми и погасили огонь Божественной любви в своем сердце испражнениями греха, но - ярко сияли, даря свет, любовь и радость окружающим. Дети безгрешны. И мы были ими, как ни трудно поверить, разглядывая наше нынешнее обезображенное чувственными пороками тело и в эти бездушные глаза.

По мере взросления, дети тоже втягиваются в круговорот чувственно-материального бытия, природа их начинает портиться. Одним словом они взрослеют, повторяют наш жизненный путь и ошибки. Поэтому лучше не опоздать и бывать со своими чадами на даче, еще пока они совсем юные. 5-7 лет оптимальный возраст для наблюдения за чистой детской душой и для нашего научения у них. Не будьте строгими дрессировщиками по отношению к чадам. Давайте, по заповеди Христа, сами "умалимся и станем как дети". Ведь Бог не случайно отобрал мудрость у взрослых и отдал ее детям. А мудрость эта состоит в том, что детская душа - есть наиболее чистое зеркало Божественной мудрости.

Даже глядя в глаза животного, например живущей у меня морской свинки можно как в зеркале увидеть в них свет и любовь, исходящие от Творца. Кстати, обратите внимание, животные тоже безгрешны. Мой домашний зверек по имени "Антон" абсолютно безгрешен, смиренен. Ни на кого не таит обиду. Всегда предан своему хозяину. Не такими же и мы должны стать по отношению к Богу и другим людям? Среди животных, конечно, тоже есть хищники. Но моя морская свинка - питается исключительно растительной пищей, травой, одуванчиками которые срываю для нее в поле во время катания на велосипеде.

Дети отражают Божественный свет еще более явственно, чем животные. И что самое интересное - в согласии с человеческой природой - делают это творчески, деятельно. Дети любят поделки. Они часто лепят животных. Звери, насекомые, птицы, с которыми на даче ребенку гораздо проще познакомиться, чем в городе - постоянный объект их внимания. Дети любят изображать из себя животных, жучков, паучков, прочую живность которая им попадется. Обожают и рисовать эти живые существа. Обратите внимание на детские рисунки - животные, Божьи коровки, даже хищники - волки, лисы, тигры там - добрые, улыбаются. Они помогают друг другу, угощают друг друга едой. Прямо как в библейском пророчестве, когда "лев ляжет рядом с ягненком". И это не случайно. Ведь детские рисунки - это икона, идеальный образ мира. Мира как он был задуман Богом при творении, до грехопадения. Эти незамысловатые, но потрясающие по силе воздействия неказистые с виду шедевры дарят радость, тепло, освещают душу. Этот свет лишь отблеск Божественного света, который малыши еще способны ретранслировать. Но мы, повзрослев, отяжелев под грузом житейских проблем, чревоугодия и алчности уже потеряли способность его отражать. Так что давайте очистим нашу душу. Лучший способ сделать это - уединившись на несколько дней на даче и предаться размышлениям о своей греховной жизни и сравнить ее с тем, каким был Христос, чему Он нас учил. Или сравнить нас хотя бы с нашими собственными детьми.

Достаточно распространенное заблуждение, что для самососредоточения нужна полная тишина. Мне, например, гораздо проще настроиться на созерцательный лад прослушивая определенную музыку. Наверное, это не случайно, ведь еще древние говорили, что Бог создал мир также, как в песне ноты сочетаются в гармоничные созвучия. Пифагор, например, много времени проводил устанавливая зависимость между длиной струны и разными музыкальными ладами. В основе мира созданного Богом, безусловно, лежит некая идеальная гармония, проявлением которой является в частности музыка. Мне лично нравится тяжелый рок, забойные такие ритмы с жесткими гитарными рифами, мощным вокалом и бешеными ударными. Но на даче, не могу заставить себя слушать бодро-скоростные шлягеры. Вместо этого, особенно вечером, когда лучшее время для размышлений и созерцания, душа лежит к тяжелым балладным медлякам и блюзам, в частности в исполнении Scorpions и White snake. Когда древние "скорпы" затягивают свой хит про то, что: "ты стал сед, как побелевшая зимняя река, но не бойся старости - жизнь полна радости", невольно настроишься на философский лад.

Недостаточно вырваться из круговерти городской жизни. Нужно еще уметь остановить поток сознания. Наш ум и воображение, даже оторвавшись от причины своих страстей и волнений - работы, семьи, стремлений к благам и городской суеты по инерции и на даче продолжает жить этими суетными впечатлениями. Многие, даже выехав за город не могут внутренне раскрепоститься, забыть о своих повседневных житейских заботах. Они весь дачный уикенд или даже дольше продолжают думать - а как там без них управятся на работе, что происходит дома, куда поехать завтра и т.п. С таким настроением лучше вообще не ехать на дачу. Во всяком случае, деньги на дорогу сэкономите. Нужно уметь не только вырваться из порочного круга повседневного быта, но и вырвать из него наше сознание. Для этого достаточно просто остановить впечатления, воспоминания и заботы, которые постоянно наполняют наш ум.

Поднимитесь на чердак своей дачной хибары, лягте на дощатый пол и уставившись в треснутое окно созерцайте пробегающие по небу облака. Это ведь наша жизнь. Мы здесь, сидим в темной и мрачной пещере телесного мира, на пыльном чердаке, а снаружи - в небесной синеве простирается ослепительный мир Творца. Давайте же направим наши стремления не в дольний мир теней, но в горние выси, где Творцом уготованы нам места рядом с Ним.

Baznika.info

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: