Василий Розанов, Владимир Ленин и Саша Белый о торговле
В категориях: Трудные места
30 декабря 2009
Дмитрий Шушарин
Мир объединяют торговые сети, а не фермеры и владельцы закусочных.
Есть наставления священников и мулл, а есть практика, реальный исторический и повседневный опыт, по которому можно судить о национальных особенностях торговли и ее месте в жизни каждого народа.
Что касается России, то опыт у нее тяжелый. Не люблю я Василия Розанова, но, пожалуй, без длинной цитаты из «Апокалипсиса нашего времени» (интересно, кто придумал название одного американского фильма? – эмигрантов там всегда было много):
«МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»
– и делает очень глупо. Оттого она бедна. Нужно именно верить, и – не слезам, а – вообще, всегда, до тех пор, пока получил обман: финикияне в незапамятную древность, в начале истории, приучились верить и образовали простую бумажку, знак особый, который писали, делали и т. д. Он был условен: и кто давал его – получал «доверие», и это называлось – кредитом. Заведшие это, «доверчивые» люди, но определенно доверчивые, и вместе – не по болтовне или «дружеской беседе», а – деловым образом и для облегчения жизни, стали первыми в мире по богатству. Не чета русским. Которые даже в столь позднее время – все нищают, обманывают и – тем все более разоряются.
* *
Долг платежом красен – и русские выполняют и не могут не выполнить этого, насколько это установили финикияне (вексель)… Но решительно везде, где могут, – стараются жить на счет друг друга, обманывают, сутенёрничают. И думая о счастье – впадают все в бoльшее и бoльшее несчастье».
Вот много ахинеи выходило из-под пера Василия Васильевича, а тут он сказал нечто важное и существенное: капитализм – это доверие.
А социализм, как сказал другой человек, – это учет и контроль. В результате которого:
«И ржаная мука уже 350 р. Пуд.
Бедные мрут. Богатые едва имеют силу держаться».
Однако ж не с луны свалился Ленин со своим учетом. Вот этого Розанов не договорил, точнее сказать, обвинил в этом русскую литературу, а не тех, кто жил по принципу «не обманешь – не продашь». И не тех, кто вырос в недоверии не только к торговле, но и вообще – к любой свободной коммуникации.
Ведь миссия торговли – быть средством массовой коммуникации, связывать людей и народы. А обманом их никак не свяжешь.
Во времена учета и контроля слова «из торговой сети» и «торгаши» с равной ненавистью и презрением употреблялись и пьяницей-дебоширом, и рафинированным интеллигентом. А уж дежурные сатирики и авторы советских детективов без «красных купцов» никак не могли обойтись. Разумеется, обличать спецраспределители и «Березки» было никак нельзя. Даже когда расстреляли несчастного директора московского «Елисеевского», запрет не сняли. Но популистскую ненависть не к системе, а к людям системы поддерживали.
Это дало крайне неприятный результат в девяностые. Не имея ни сил, ни желания смотреть сериал «Бригада», я все же пролистал сценарий, благо, что он есть в сети. Меня интересовала одна деликатная деталь – описание того, как поднимал свой авторитет Саша Белый. Там мельком, но с презрением сказано, что он обложил данью торгашей на нескольких рынках и сильно вырос на этом.
То есть был он в начале карьеры работником утюга – садистом и душегубом. Но он герой, а торгаши – не люди.
И опять торгаши, конкретные люди. Это чисто российское свойство – у нас ненавидят человека, противопоставляющего, по мнению бомжей и культуртрегеров, себя обществу. А вот превращение торговых сетей в огромные монополии, диктующие цены, нивелирующие потребление, стандартизирующие индивидуальность, общественным сознанием не фиксируется.
В России не фиксируется. А в западных странах происходит другое. Глобалистским монстрам противостоят фермеры, лавочники, владельцы небольших ресторанов и кафе, прочий средний класс. Противостоят ценовому диктату, стандартизации потребления, обезличенности и массовидности сервиса. Да-да, последнее весьма важно.
Но ведь надо признать, что средством массовой коммуникации могут быть только такие сети. Они объединяют мир, а не фермеры и владельцы закусочных. И ту же роль в масштабах страны играют российские торговые монстры. И если речь идет о модернизации страны, то при всех издержках именно они являются ее проводником. Потому и оценка законодательства в этой сфере должна содержать и внерыночные критерии.
slon.ru
http://slon.ru/blogs/shusharin/post/226879/
Добавьте свой комментарий