Вера — самое действенное средство познания Бога.

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме

В.Я. Канатуш

 

Как ни велики достижения современной науки и как ни обширны ее познания, она лишь кое-что смогла узнать о Всевышнем Боге, Творце мироздания, «ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им». Его Божественность познается через рассматривание Его творений (Рим. 1:18-20). Но к познанию Самого Бога, Его истинной сущности наука так и не дошла. И вряд ли дойдет. Задача науки — познание окружающего материального мира. Бог же ведет нас в мир духовный.

Австрийский математик и логик Курт Гедель, исходя из своей теоремы о неполноте формальных систем, пришел к выводу о принципиальной невозможности полной формулизации научного знания. Иными словами, все объекты, имеющие место в нашем мире, нельзя описать формулами. И если это так, то тем более нельзя втиснуть в научную формулу сущность невидимого, всемогущего и вездесущего Бога.

Сам Бог, Творец Вселенной и человека, для познания Себя главное место отводит вере и тем самым дает возможность каждому человеку самостоятельно найти смысл жизни. Ведь жизнь без познания ее Источника и Создателя теряет всякий смысл. Жизнь без Бога и веры Божией — это жизнь в сумерках, без света, без духовной силы, без ориентира и цели.

Некто из мудрых людей сказал: «Потеряв веру в Бога, мыслитель теряет свою величайшую мысль, деятель теряет свою надежнейшую опору, страдалец теряет свое безопаснейшее прибежище, смертный теряет свою единственную надежду».

Священное Писание, это абсолютное мерило истины, авторитетно свидетельствует, что без веры познать Бога, как суверенную Личность, как нашего Господа и Спасителя, невозможно. Точно так же невозможно и угодить Богу, невозможно слушаться Его, подчиняться Ему, исполнять Его святую и благую волю. Вера — ведущая сила нашей духовной жизни. Она — основа спасения нашей души. Праведность и святость — это плод веры, а без святости никто не увидит Господа (Евр. 12:14). Оправдание мы получаем, когда раскаиваемся и веруем в Господа (Рим. 5:1).

Вера не есть продукт ума или усилия человека; она не есть и простое убеждение разума в том, что существует Бог. Так и бесы веруют (и знают), что Бог есть, и трепещут перед Ним (Иак. 2:19). Бесы, падшие ангелы, находились в присутствии Бога, но соблазненные падшим херувимом, добровольно отпали от Него (2Пет. 2:4). Они признают и Бога, и Его Сына Иисуса Христа, признают Его суверенное право вершить над ними Суд и страшатся этого Суда, ибо знают, что он праведен. Но по своей испорченной природе противятся Богу и Его Слову, не покоряются Ему. Их вера, как и мудрость, — «земная, душевная, бесовская» (Иак. 3: 15). Она пагубна и бесполезна.

Есть два вида веры: Божия и человеческая. На земле много людей убежденных, что есть во Вселенной верховный Создатель — Бог. Даже среди философов были признающие Бога как высший Разум, но реально они Его не знали. Это убеждение не есть вера Божия, спасающая и направляющая на путь Истины. Это вера умственная, головная,  человеческая. Она не приближает к Богу, не идет Ему навстречу, не ищет Его «всем сердцем.., всею душою.., всем разумением... и всею крепостью» (Мр. 12:30). Такая вера не делает человека чадом Божиим. Это вера без жизни Божией, вера без дел, а значит — мертвая вера (Иак. 2:17). И поэтому — не Божия.

Вера же Божия — живая вера! Что это значит?

Это значит, во-первых, что она признает право и власть Всевышнего над личностью человека, признает Его волю. Это подчинение, покорность этой воле, преклонение перед Богом всем существом, добровольная отдача Ему, как своему Господину. Это безраздельное желание и готовность слушаться Его и служить Ему.

А во-вторых, вера Божия — это постижение Самого Бога, как объекта нашего поклонения, постижение всех сторон Его необъятной Личности. Это не только просвещение ума, но просвещение сердца. Это познание Бога нашим опытом, нашей духовной сущностью, соприкосновение нашего духа с Его Духом и Его принятие, запечатление Им (Еф. 1:13). Живая вера производит животворное влияние на внутреннего человека — дух и душу, на волю и чувства, воскрешает к новой жизни во Христе Иисусе и со Христом — в Его истине. Она приводит нас к вечной жизни, к участию в наследии святых, в Церковь избранных, которая есть Невеста Христа (Отк. 21:9).

Одним словом, вера Божия возрождает и капитально преображает человека, подчиняет его высшей цели и высшей воле, наполняет его новой жизнью, влечет соблюдать высшие принципы жизни. Фактически вера — это спокойное предание себя в руки Божии, чтобы Он мог совершить в нас Свою работу. «Слово Божие, — пишет Павел, — живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Это значит, что Слово Божие, проникая внутрь, имеет власть совершать там суд и отсекать пороки душевной жизни (Рим. 6:6), пробуждать дух к истине (Деян. 16:13-14), открывать разум к пониманию и принятию этой истины. Через это в сердце человека рождается вера Божия.

Велика сила и действенность Божественного Слова!

«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но наполняет землю и делает ее способной рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:10-11).

Евангельское слово — это Сам Иисус Христос, Который есть живое семя, засеваемое Духом Святым в дух человека, на почву его сердца; оно и «возрождает нас... к упованию живому», к жизни по вере (1Пет. 1:3).

Эту веру Божию Он принес на землю и предложил ее людям. Такой верой Он наполняет всех, кто принимает Его в свое сердце. Он сказал: «Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19). Его жизнь на земле была жизнью Божией, и эту Божию жизнь Он дает тем, кто приходит к Нему. «Праведный верой жив будет» (Рим. 1:17).

Такую веру Церковь Христова имеет от начала ее основания и доныне. Если же в нее попадет человек с мертвой, не рожденной от Духа верой, он не устоит на пути веры, уйдет в мир и отпадет от Бога. О таких Апостол Иоанн пишет: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами» (1Ин. 2:19).

Итак, вера Божия — это великий дар Божественной Благодати человеческому сердцу (Рим. 10:9-10). Она является отголоском откровения Бога, данного миру о Самом Себе, и есть  плод духа, продукт духа  (Гал. 5:22). Вера рождается в духе человека не от убеждений или доказательств, но от Самого Бога через слушание Его Слова, как написано: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10: 17).

Бог и вера Божия очень тесно взаимодействуют между собой. Верить — значит во всем соглашаться с Богом, доверяться Ему, признавать свою беспомощность и всецело полагаться на Его обетования, прося об их исполнении. Верить — это значит устранить все свои природные усилия и всякую зависимость от них. «По вере твоей да будет тебе», — любил говорить Иисус Христос приходящим к Нему. Этими словами Он открывал один из законов Царства Небесного, на котором утверждается и покоится вера через Слово Божие. Но она бесконечно выше простого логического заключения: Бог обещал — и я получу. Нет, вера как духовный акт зависит от слов Иисуса Христа, слов Божиих, пребывающих в нас как живая сила, а также от состояния нашей внутренней жизни. Без молитвы, без смирения и воздержания, без послушания от всего сердца живой веры быть не может.

Автор брошюры «Пребудьте во Мне» Э. Мюррей отмечает, что есть вера ищущая и есть вера доверяющаяся. Доверяющаяся вера — это высшая и более зрелая вера, она «способна благодарить Господа за дар или победу, еще не полученную, но верой уже осязаемую. Ищущая вера взирает на Бога через трудности, как если бы человек смотрел на солнце в перевернутый телескоп; уповающая вера смотрит на трудности через Бога. Ищущая вера говорит: «Будь моим светом, будь моим спасением, будь моей силой». Доверяющаяся вера говорит: «Господь есть мой свет, мое спасение, сила моей жизни». У гроба Лазаря Иисус благодарит Бога Отца за услышание Его молитвы, как если бы Лазарь уже стоял живой (Ин. 11:41-42). Доверяющаяся вера позволяет Господу становиться не только между нами и нашим грехом, но и между нами и нашим врагом, между нашими ежедневными трудностями» (Эндрю Мюррей).

Вера видит Бога, а не затруднения, потому что она смотрит дальше видимого и знает, что Господь Бог идет ей навстречу. Вера побуждает человека избрать новый путь и следовать ему. Она не руководствуется тем, что видит смертный глаз. Вера вызывает внутренние переживания и заставляет человека отречься от самого себя, от своей падшей природы и принять в сердце спасительную Благодать, чтобы преобразиться.

Вера — это глаза и руки души. Она видит, принимает и крепко держит то, что Бог ей подарил. Она делает человека деятельным.

Вот такой живой, деятельной вере и посвятил Апостол Павел 11 главу Послания к Евреям. В ней он дает классическое новозаветное определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». И далее он дает ей всестороннюю характеристику, иллюстрируя на подвижниках веры ее изумительные качества и поучая Церковь, как должно веровать и как вера применяется в жизни.

О том, что вера есть уверенность в невидимом, — это более-менее понятно. Бог наш, Который является предметом нашей веры, — это невидимый Бог, сокровенный, тайный, незримый физическими глазами (Ис. 45:15). Он святой, праведный, всемогущий, вездесущий и всезнающий Бог. Он — Творец всего видимого и невидимого, как материальных миров, так и всего живого творения, в том числе и человека.

Он «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может» (1Тим. 6:15-16; Ин. 1:18). Человек не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх. 33:20). Когда прославленный Господь Иисус явился Иоанну на острове Патмос в блеске Своей славы, то пророк пал к Его ногам, как мертвый (Отк. 1:17). Ветхая, испорченная человеческая природа не выдерживает неприкрытой славы Божией, о которой сказано, что она — «огонь поядающий» (Исх. 24:17; Вт. 4:24; Пс. 49:3). По этой причине Бог явил Себя людям во Христе Иисусе, пришедшем «во плоти» (1Тим. 3: 16; Ин. 1:14). Ученики видели Его, слышали, осязали своими руками (1Ин. 1:1-2) и засвидетельствовали о Нем всему миру. Церковь же Христова последующих веков Его больше не видит во плоти, но верит в Него по Слову Его, как и пишет об этом Петр: «Которого не видевши, любите и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1Пет. 1:8).

И это блаженнее (Ин. 20:29)!

Подобно Моисею, Церковь, «как бы видя Невидимого», пребывает в твердой, непоколебимой вере. И вера в Бога невидимого дает плоды видимые, духовные — это наша зримая для всех жизнь в Боге.

Предметом веры является все Божественное: Его Слово, Его дело, Его дары, Его воля, Его незримое Царство. Все это постигается, принимается и достигается  верой! Вера включает в себя доверие Богу, то есть доверительное отношение к Господу и уверенность в Его верности, а также доверие к слову тех, кто свидетельствует о Боге (Вт. 32:4; Ин. 17:20).

Эта черта веры означает также и то, что мы верим в существование всего невидимого, но реально существующего. Это и бессмертие души и вечная  жизнь (Ин. 11:25-26); это и высший небесный, духовный мир — Бог и Его Ангелы (Евр. 1:14), также и падшие ангелы. Это и высшие небесные обители и «святой город Иерусалим», которые Бог приготовил любящим Его (Ин. 14:1-3; Отк. 21:10); это и высшие небесные сокровища, которые Бог обещал тем, кто ради Него все на земле посчитает «тщетою» (Мф. 6:19-21; 1Кор. 2:9-10; Кол. 3:24).

Мы не только верим в существование всего этого, но уверены в нем, воспринимаем его, как реальную действительность, настолько реальную, что все остальное кажется миражом. Мы стремимся к этой действительности, подвизаемся за нее! Мы так доверяемся невидимому Богу, что эта вера, это доверие становятся убежденностью, уверенностью в непреложном исполнении всего того, что Бог обещал, и в наследовании всего того, что Он приготовил: мира и покоя, бессмертия и блаженства в прекрасно устроенном, безгрешном, духовном, Небесном Царстве.

Это и есть вера как «уверенность в невидимом».

Отсюда становится понятной и вторая сторона веры, вторая ее неотъемлемая черта: «Вера есть осуществление ожидаемого».

Именно вера Божия есть та духовная сила, которая исполняет ожидаемое, трансформирует веру в факты. Она, по словам Апостола Павла, «называет несуществующее, как существующее» (Рим. 4:17). «Несуществующее» — это то, что еще не сбылось, но что мы ожидаем, к чему стремимся; это объект нашей надежды, наших чаяний и устремлений. И благодаря действенности и твердости веры мы достигаем того, во что верим.

Вера и послушание идут рядом. Человек верует Богу и получает все через Него. Фактически вера — это действование по Его Слову. Посредством веры, проявленной в сердце, мы получаем от Бога и обилие Его Благодати, явленной во Христе Иисусе, и полноту Его драгоценных обетований, посредством которых приобщаемся к Божескому естеству. Вера делает нас обладателями всех невидимых духовных благ, которые Бог в Своей премудрости приготовил человеку. Верой в Голгофскую победу Сына Божия мы получаем вечное наследие в Нем, по вере получаем силу жить праведно, жить жизнью воскресения и нести свой крест по следам Христа. Верой мы получаем силу переносить все испытания и искушения в этом мире, преодолеваем все трудности и страдания на пути веры. Вера присваивает полноту побед, дарованных нам в Иисусе Христе (1Кор. 15: 57).

Вера — это готовность принять самые непостижимые реальности, даже те, которые мы не можем объяснить. Вера — это то невыразимое, чем достигается пребывание с Богом. Она поднимает человека туда, где сами собой разрешаются все вопросы, все проблемы и все недоразумения, ибо она начинает видеть жизнь глазами Божиими. Видеть жизнь глазами Бога — это и есть настоящая Божия вера, вера как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».

Осуществление ожидаемого верой — один из фундаментальных принципов веры Божией. Вера человеческая сперва хочет что-то увидеть, подтвердить, потом только верит. Вера же Божия поступает наоборот: сначала верит, а потом видит свои плоды. Все Писание, вся Истина Божия, все дело Божие пронизаны этим духом, построены на принципе веры, провозглашающей наперед то, чего еще нет, но что, в силу Господних обетований, непременно осуществится, ибо имеет под собой незыблемую гарантию в лице невидимого, вечно живущего, всесильного и всеблагого Бога.

Так поступил Иисус у закрытой могилы Лазаря (Ин. 11:40-44): Он сначала возблагодарил Бога за услышание Его молитвы, а затем повелел Лазарю выйти из могилы, т. е. Он прежде всего верой и, конечно же, силой Божией воскресил его. Но верой Он заявил эту победу!

Так поступил в Ветхом Завете Авраам: наперед поверил тому, что Господь сказал ему, и в соответствии со сказанным жил, к этим Божиим обетованиям устремлял свою веру, а потому его вера вменилась ему в праведность (Быт. 15:5-6).

Это принцип Божий: не прививать веру после совершения факта, как подтверждение реальности, но заранее, наперед, задолго до того, как факт совершится, поверить в его осуществление и возблагодарить за него Бога (Рим. 4:16-17,25).

В книге Откровения (11:15) показано, как при седьмой трубе, когда произойдет восхищение Церкви (1Кор. 15:51-52), Бог провозглашает наступление Царства Божия на земле, хотя еще 3,5 года в сильной ярости будет господствовать антихрист. Но вера Божия уже видит конец злу, торжество правды и власти Христа.

Это и есть осуществление верой невидимого!

Такой верой жила первоапостольская Церковь. Такой вере учил Иисус Своих учеников и такую веру Он хочет найти, когда вновь придет на землю как Царь (Лук. 18:8). К такой вере Он настоятельно призывает всех Своих последователей: «Имейте веру Божию» (Мр. 11:23)! Такая вера во все Его обетования становится главной, ведущей силой христианина.

Брат и сестра! Имеешь ли ты такую веру? Для того и написана эта книга, чтобы ты научился верить так, как хочет Бог.

 
 

Священное Писание дает вере возвышеннейшую характеристику, сопровождая ее чудными эпитетами. Вера Божия, по Писанию, это:

«Святейшая вера» (Иуд. 1:20), т. е. духовно и нравственно она непорочна, чиста, свята, совершенна, без изъяна, отделена от всякого зла и ведет человека к освящению и соединению с Богом.

Она — «драгоценная вера» (1Пет. 1:1), дороже всех сокровищ мира и всех самых наивысших земных благ. Она — самая великая драгоценность для того, кто ею владеет, потому что является даром Благодати Божией. Именно она подводит человека к дверям Небесного Царства и передает в руки его Владыки на вечные времена.

Она — «испытанная вера» (1Пет. 1:7), выдержавшая испытания в огне страданий, проверенная Богом на истинность, стойкость и верность Ему.

Это вера, «победившая мир» (1Ин. 5:4-5). Она преодолела многоликое зло этого мира, победила «похоть плоти, похоть очей» и не пошла вслед «гордости житейской» (1Ин. 2:15-17). Она отделила нас от духа этого мира, всех прелестей и обольщений мира и не участвует в его злых делах.

Она — «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Без любви вера бессильна, мертва, безжизненна и отталкивающа. Но если она действует любовью, как и Бог, то не воздает злом за зло, а благотворит и благословляет. Она привлекает к себе людей доброжелательством, открытостью, искренностью, служением, теплотой (1Пет. 3:9).

Она — «евангельская вера» (Фил. 1:27). Ей чужды иные человеческие наименования, которые не выражают сущности Божией веры. Свои догматы, постулаты и тезисы она основывает только на Евангелии Иисуса Христа — благой вести, принесенной Им на землю в Свое Первое Пришествие. Она исповедует единого Бога Отца, Сына Его Иисуса Христа и Святого Духа; верит в единую соборную Апостольскую Церковь, придерживается одного крещения, ожидает воскресения мертвых и жизни будущего века.

В зависимости от духовного состояния верующих вера может быть:

великая и малая (Мф. 14:22-33; 15:21-28);

живая и мертвая (1Пет. 1:3; Иак. 2:17,20,26);

сильная и немощная (Рим. 14:1; 15:1);

твердая и колеблющаяся (2Кор. 1:24; Кол. 1:23; Еф. 4:14; Евр. 10:38-39);

здравая и фанатичная (Тит. 2:1-9; 1:9,13; 2Тим. 1:13);

искренняя и нелицемерная (2Тим. 1:5);

укрепленная (Кол. 2:7);

возрастающая (2Фес. 1:3);

иногда сомневающаяся (Мф. 14:31);

оскудевшая (Лук. 22:32);

есть люди, богатые верой (Иак. 2:5);

вера как средство борьбы и духовной победы (Мф. 17:19-21; 1Пет. 5:8-9; 2Кор. 10:4-5; Еф. 6:16).

Итак, верой мы принимаем драгоценные обетования Божии, силу и власть для победоносной жизни (Лук. 10:19). Верой противостоим иерархии зла, облекаемся, как щитом, чтобы отразить все раскаленные стрелы лукавого. Верой ходим пред Богом в Его истине, верой совершаем домостроительство Церкви Нового Завета.

Дорогие читатели! Родившись верой для Господа через покаяние и возрождение свыше от Слова Божия и Духа Святого, мы должны возрастать в вере (1Пет. 2:2; 2Пет. 3:18), укрепляться в вере, укореняясь и утверждаясь верой во Христе. Ап. Павел видел, как возрастала вера у коринфян (2Кор. 10:15), фессалоникийцев (2Фес. 1:3). Это нормальная жизнь, когда христианин возрастает в вере.

Что значит возрастать в вере?

Это значит переходить «от веры в веру» (Рим. 1:17) — от веры младенческой и слабой к вере возросшей и укрепленной, к вере возмужавшей, сильной, твердой и непоколебимой. Нам, как никогда, нужна такая вера, ибо тем из верующих, кого Бог удостоит пойти на восхищение, предстоит пережить на земле огненные испытания.

И не только возрастать, но необходимо постоянно жить в вере (Гал. 2:20). Мы должны научиться руководствоваться верой не в отдельные периоды своей жизни, а всю жизнь! Библия называет это «хождением в вере» (Быт. 5:24). Мы должны научиться ходить в вере все годы жизни, доколе Господь отзовет нас к Себе. Для этого надо хранить себя в вере, и подвизаться в вере, как пишет о себе Апостол Павел (2Тим. 4:7). Это и наша задача: подвигом добрым подвизаться, течение совершить и веру сохранить.

Это дается нелегко, но это возможно. Чтобы достигнуть неба, надлежит соблюдать апостольское правило: постоянно пребывать в учении Христа, в общении Церкви, преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Тогда наш дух будет получать приток свежих сил, и мы сможем быть в вере искренними, нелицемерными и всегда здравыми. Служителям церквей необходимо зорко следить за тем, чтобы слово истины преподавалось верно (2Тим. 2:15) и чтобы не проявилось какого-нибудь повреждения в вере.

Ведь мы дожили до тех дней, о которых Павел писал, что «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим. 4:3-4). Это опасность последнего времени: наводнение мира обольстительными учениями, теориями, идеями, которые идут под флагом истины. Неискушенному человеку трудно разобраться. А потому не будем в вере «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству людей, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4: 14).

Сегодня особенно актуально звучит призыв Апостола Павла: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен перед Господом» (1Кор. 15:58). Это призыв к нам быть твердыми в вере. Павел вместе с Варнавой «утверждали души учеников пребывать в вере» (Деян. 14:22).

Всегда есть опасность потерпеть «кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19). Ведь христианин представляется, как пловец, пассажир корабля, плывущий из земной гавани по бурному житейскому морю к небесной пристани. На этом море часто вздымаются грозные волны, готовые потопить наше судно на пути в родную отчизну. В наших русских церквах сложены трогательные христианские гимны на эту тему: «Страшно бушует житейское море» или «В жизненном море с волнами бороться» и др.

Земная жизнь в некоторых местах Писания представлена под видом глубоких вод (Пс. 68:3,16) или «моря взволнованного, которое не может успокоиться» (Ис. 57:20). Волны этого моря темны и страшны. Нужно мужество, твердость духа, непоколебимая вера, чтобы их преодолеть. Нужно очень старательно смотреть за состоянием нашей ладьи или корабля, чтобы они не дали течь, предохранить себя от крушения в вере. Здесь вера играет могучую роль. И если она тверда, крепка и непоколебима, мы обязательно преодолеем все глубокие воды, все бездны, опасности и потрясения и достигнем желанной гавани. Будем же хранить, друзья мои, «таинство веры в чистой совести» (1Тим. 3:9). Будем исповедовать свою веру открыто (Мф. 10:32; Рим. 10:9). Будем подражать вере святых (Фил. 3:17; Евр. 13:7)!

http://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: