Христос, дарующий миру свою цивилизацию

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

Зайченко А.С.

1. Достижения в цифрах

От малочисленных сект первых последователей Христа до самой крупной мировой религии, сотни лет определявшей ход развития мировой цивилизации, вот - путь пройденный христианством. По данным Всемирной Христианской Энциклопедии в начале XXI века общее число христиан в мире превысило 2 миллиарда 120 миллионов человек, что составило более трети всего человечества. Христианству уже более 100 лет удается, в целом, удерживать на этой максимальной отметке свое представительство в общей численности населения земного шара. Для сравнения численность мусульман составляет 1.3, а буддистов – 0.9 млрд. человек. Свыше пяти миллионов работников трудятся на ниве христианского служения по всему миру. Продолжительные благословения привели к тому, что христиане стали владельцами громадных богатств, полученных в результате упорного труда и благочестивого накопления. Совокупная стоимость собственности, находящейся в личном владении только членов церквей составляет 12,7 триллиона долларов, а объем ежегодных пожертвований христиан – 220 миллиардов долларов. Во владении христиан находится свыше 400 миллионов компьютеров. Распространение Слова Божьего зиждется на солидной издательской базе: ежегодно публикуется свыше 70 миллионов экземпляров библии и 110 миллионов – Нового Завета. 4 тысячи радио и телевизионных станций доносят Благую весть до 600 миллионов человек. Территориально христианство утвердилось еще более внушительней. Свыше половины населения Земли проживают в странах христианской культуры.

Внутри христианства не все деноминации росли с одинаковой скоростью. Ежегодные темпы роста составили среди:

пятидесятников - 8.1%

евангельских христиан – 5.4%

всех протестантов – 3.3%

католики – 1.3%

православные – ежегодное падение, ( рост в России после 1990г.).

Христианство остается героическим вероучением. И в наши дни от рук преследователей и погромщиков ежегодно гибнут тысячи христиан. В 1900 г. за веру погибло 35 тысяч мучеников, в 1970 – уже 230 тысяч, сегодня ежегодно 165 тысяч христиан отдают свои жизни за Христа..

Не все церкви сумели сохранить свои позиции в мире. Бесспорным лидером остается Римско-католическая церковь, объединяющая свыше 1 миллиарда членов поместных церквей, это почти половина всего христианского населения земного шара. Десятилетия господства коммунизма нанесли удар ортодоксальной церкви и прежде всего Русскому Православию. Почти тысячу лет, вплоть до начала века эти церкви по численности своих адептов занимали второе место, опережая протестантов. В 2000 году их было в два раза меньше чем протестантов. Пожалуй, самый большой успех в ХХ веке выпал на пятидесятников и харизматов, численность которых в этом столетии выросла в 150 раз. Правда, подавляющая часть этого прироста пришлась на молодые церкви Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, многие из которых, подчас, трудно отнести к христианским.

Говоря о христианстве как решающем факторе мировой истории и современности, можно выделить три основные формы воздействия на окружающий мир: а) через христианскую цивилизацию, б) через христианство как мировую религию в) через личную, живую веру в Христа и пребывание в постоянном контакте с Господом через молитву и Слово Божие, то есть Библию. Все эти три формы присутствия христианства в мире всегда были буквально пронизаны общими для них признаками:

- любовь к ближнему;

- стремление к духовному, а также личному и социальному идеалу, совершенству, высшим проявлением которого является Бог;

- стремление к истине первоисточника, непрерывного познания Бога, его творения, окружающего нас мира.

2. От веры в Христа – к христианской цивилизации

С самого начала своего появления вероисповедальное воздействие христианства на окружающих было настолько глубоким и всеобъемлющим, что оно относительно быстро, за 150-200 лет, из культурно и этнически разнородных групп населения сформировало цельную христианскую цивилизацию. Любовь к ближнему в качестве феноменального признака новой веры, выражалась и закреплялась не только в словах и декларациях, но в практике регулярных братских общений, церковных служб, молитв, вечери Господней. Например, лишь в одном послании апостола Павла, где говорится о взаимной любви и уважении в при общей вечери Господней (1Кор.:11, 17-22), ставятся такие важнейшие проблемы как равенство женщины, уважение к физическому труду, личное достоинство людей различной классовой, социальной, расовой, этнической и языковой принадлежности. Именно через призму новозаветной любви к ближнему эти проблемы были впервые в истории человечества поставлены в повестку дня социального реформаторства и, в конечном счете, успешно решены. Постепенно этот феноменальный признак новой веры глубоко проник в культуру и придал народам, относящимся к христианской цивилизации, такие нормы поведения как уважение к человеческой жизни, признание автономности личности, ее достоинства. Позже эти ценности развились в целый комплекс идей христианского гуманизма, правового сознания и в принципы гражданского, демократического общества. В настоящее время, уже оторванные от своей христианской первоосновы, они переродились в нормы эгоцентризма и социально-политического конформизма, правила «политической корректности». На первое место выдвигаются удобства и удержание очень высоких стандартов материального и социального бытия.

Еще одним вкладом христианства в современную цивилизацию явилось закрепление способности европейской культуры к саморазвитию. Оно постепенно вызрело и закрепилось через стремление миллионов верующих к духовному, а затем и социальному идеалу, выраженному в личности Иисуса Христа. В общественном плане это означает непрерывный поиск и достижение все более совершенных форм социальной политической и экономической организации общества, основных институтов государства. Все прежние и ныне существующие цивилизации были статичными, малоподвижными культурами, ориентированными на ценности одного господствующего этноса. Все это - спящие культуры, которые даже сегодня, несмотря на весь их внешний динамизм, по существу, остаются ведомыми культурами, захваченные общим процессом экспансии христианской цивилизации. Сами институты и механизмы политического переустройства общества на основах конституционной демократии и, экономического роста и научно-технического развития, создания основных институтов гражданского общества, сам феномен развития общества – все это родилось в недрах христианства, а затем великодушно подарено им всему остальному миру. Но мир, основанный на других, нехристианских ценностях не может их принять. Истории известны многочисленные попытки восприятия, заимствования христианского опыта, когда народы и государства других культур старались воспроизвести целые фрагменты христианской цивилизации. Довольно часто делались попытки воспроизвести политические, общественные и государственные институты, еще чаще – системы образования, индустрии и научно-технического потенциала. В подавляющем большинстве эффект этих заимствований был минимальным. К примерам неудачных попыток копирования можно отнести политику догоняющего развития в дореволюционной России, советский эксперимент по строительству коммунизма в СССР и многочисленные планы модернизации общества, предпринимаемые странами третьего мира в прошлом и настоящем.

Стремление к истине, к познанию творения Бога, заложенное в христианстве, постепенно привело к созданию современной науки, а в более широком плане – к формированию научного образа мышления. В целом, можно утверждать, что христианские принципы миропонимания не только породили современную науку и технику, экономику, политические и гражданские институты общества, но и постоянно придают им импульс развития.

3. Созидающая сила меньшинства

Если перейти к более конкретной форме представительства христианства в мире, то есть христианству как мировой религии, то и здесь любовь к ближнему, стремление к духовному идеалу и совершенству, поиск истины сделали эту церковь уникальным общественным институтом в истории человечества.

Хотя процент христиан в общей численности населения продолжает расти и в 2010г. достигла 34.0%, а абсолютное их число превысило отметку 2 миллиарда, реальная картина выглядит горазда сложней.

По отношению к христианству все население мира можно разделить на три основные категории:

нехристиане

номинальные христиане

евангельские христиане (рожденные свыше христиане)

Нехристиане представлены агностиками атеистами и верующими других религий. Самая значительная часть населения стран христианской цивилизации это неверующие (около 50%) и представители номинального христианства ( чуть больше 30%). В прошлом веке это была самая быстрорастущая категория населения мира. Если число христиан за последние 100 лет выросло в 3.8 раза, то мусульман – в 6 раз; атеистов – в 10 раз; неверующих (агностиков) - в 30 раз. В целом это отразило непрерывную динамику секуляризации. Вместе с тем, неверующие в странах христианской цивилизации разделяют многие принципы свободного демократического устройства общества, уважения к правам личности, основные моральные стандарты поведения, в основе которых лежат ценности библейского христианства.

Номинальные христиане – это люди, формально причисляющие себя к христианству скорее по признаку общей исторического и культурного наследия, чем по ценностным убеждениям. На практике таким критерием отнесения людей к этой группе является нерегулярное посещения ими церковных служб. Численность таких христиан за прошедшие сто лет непрерывно сокращалась. Одним из проявлений кризиса номинального христианства на местном уровне служит факт снижения средней численности рядового церковного прихода: в 1960г. он составил 1000 человек сейчас – 670.

Евангельские христиане. Сюда относятся верующие, имеющие личные отношения с Христом, активно участвующие в жизни своих общин, сознательно стремящиеся исполнять основные заветы Господа в своей жизни. С точки зрения численности, дела у последователей Христа далеко не блестящи. Нас сейчас в мире всего чуть более150 миллионов человек, или 2.5% населения мира. Но здесь необходимо учесть ряд обстоятельств.

Во-первых, как показывает история, именно меньшинство, представленное активными защитниками веры, очень часто определяло ход развития основных ее событий, будь то в области политики, экономики, религии. Так было в начале зарождения христианства, во времена Реформации, в период Октябрьского переворота в России.

Во-вторых, на протяжении всех веков победоносного развития христианства численность по настоящему верных Богу верующих была невелика и едва превышала 1-2% всего населения, даже в странах христианской цивилизации. Вспомним Древний Израиль, пророков. На протяжении практически всей его истории число, остававшихся верными Господу, не превышало этого порога. То же было в средневековой Европе и России. Все разговоры о падении веры в последние дни часто подменяют этот вопрос констатацией кризиса в морально-этической сфере, который действительно быстро развивается в большинстве стран христианской культуры. При этом часто ссылаются и на тенденцию неуклонного сокращения численности номинальных христиан. Сейчас в России по данным отечественных и зарубежных социологических исследований около 5% православных могут считаться верующими, даже по облегченным критериям самих лидеров РПЦ.

В-третьих, Христос никогда не говорил, что механическое многолюдство церквей будет признаком Божьей благодати. Наоборот, на века вперед он предрек, что будет много званных, но мало избранных. Факт постоянного и абсолютного меньшинства верующих в Христа вместо отчаяния должен напоминать нам о созидательной силе зажженной свечи. Именно в этой связи нужно понимать знаменитую фразу английских пуритан XVII века: «Слава Богу, что нас мало».

В-четвертых, у нас есть великое упование. Мы уже близко к исполнению одной из главных заповедей Христа: «Идите и научите народы». Евангелизационная миссия, возложенная Господом на его служителей, близится к концу. Обратите внимание на еще один ряд цифр. По данным того же журнала "World evangelization" доля населения, которая никогда не слышала о Христе, в общей численности всех народов мира в 1900г. составила 48.7%, в 1970г. - 37.6%, в 1970г. - 18.7%, в 2000г. – 16.6%, в 2025г. (по прогнозам) – 7.1%. Можно считать, что в исторически обозримом будущем весть о Спасении станет достоянием всех живущих людей и миссия Церкви здесь, на Земле, будет выполнена.

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: