В категориях: Трудные места


24 июня 1922 года убит один из лидеров восстания на Тамбовщине Александр Антонов. Возможны ли в наше время кровавые народные бунты?

В минувшее воскресенье очередной темой программы "Осторожно, история" стало Тамбовское крестьянское восстание, в советские годы получившее нарицательное название "антоновщина". О причинах и характере различного рода народных бунтов, в том числе и в нашей новейшей истории, рассуждал гость "Эха Москвы" вице-президент фонда "Либеральная миссия" Игорь Клямкин.

О силе "народной правды"

1920 год. Только что закончилась Гражданская война, но нормы продразверстки сохранились, несмотря на то что в Тамбовской губернии случился неурожай. Маячил призрак страшного голодомора. И крестьянские выступления в первую очередь были связаны именно с этой ситуацией. Восставшие были за "народную правду", под которой понимались отмена продразверстки, сохранение сельской общины и борьба "против" коммунистов. Против коммунистов как авторов определенной разновидности нового государства, которое оказалось не только не лучше предыдущего, но еще и хуже, потому что поставило население на грань голода. Кроме того, Антонов принадлежал к партии эсеров. Эсеры не принимали ни столыпинскую программу, ни большевистскую программу "военного коммунизма". Но и реальной альтернативы тому типу государства, которое утвердили большевики, у восставших не было. Да, восстание повлияло на власть в том смысле, что оно открыло дорогу нэпу - в Тамбовской губернии нэп был введен за месяц до того, как его ввели по всей стране.

Об "особом пути"

В августе 1991 года у нас в стране произошло нечто похожее на то, что случилось в 1917-м, когда Ленин написал статью "Государство и революция" - абстрактный разговор о том, каким будет государство: дескать, сначала захватим власть, потом решим. Вот в 1991-м вся линия размежевания шла между коммунистами и демократами. И новая элита абсолютно не представляла, что конкретно она будет делать после захвата власти. Население тем более об этом не подозревало, народ думал, что демократия - это когда "всего больше и лучше". Что витрины будут такие же, как на Западе. И цены низкие, и все будет по-другому... Прошло 20 с лишним лет, и мы опять говорим, что необходимо вводить демократические институты: политическую конкуренцию, свободные выборы, свободные СМИ, чтобы коррупции не было, чтобы суды работали независимо... Как же все это выстроить?

Помню, я был на одном совещании, где собрались все ведущие либеральные эксперты по коррупции. Они вдрызг раскритиковали законопроекты Медведева, которые потом, кстати, были приняты, - просто камня на камне от них не оставили. Я спрашиваю: а дальше-то что? Что надо сделать, чтобы победить коррупцию? Как должны быть суды устроены? Говорю: Восточная Европа несколько лет это законодательство создавала, может, у них что возьмем для начала? Отвечают: Восточная Европа нам не указ. Если она не указ, тогда вы, сами того не осознавая, считаете, что у нас "особый путь"? Нет, говорят, мы против "особого пути"... И как же их понять?

Есть системы, в которых существует монополия на власть тех или иных людей либо тех или иных групп. Они не могут быть в этой системе заменены, потому что вся система выстроена под них. Все такие системы - самодержавные, или коммунистические, или абсолютистские, как их ни назови, - все они беременны народными выступлениями. Рано или поздно. Потому что такие системы загнивают со временем. Кстати, зря у нас часто идеализируют дореволюционную, добольшевистскую Россию. Достаточно почитать русские пословицы и поговорки, чтобы понять настроения основной массы населения. Бояре, дворяне - это плохо. Церковь - резко отрицательно. Бюрократия - еще хуже. Единственный институт, который воспринимался - не на уровне отдельного человека, а как государственный институт, - это царь. Он обожествляется, приравнивается к Богу.

Известия

http://www.izvestia.ru/history/article3143548/

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: